ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-3915/2021 от 01.07.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-3915/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пятигорск

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г. по административному делу № 3а-178/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы».

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К., обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений представителя административного истца по доверенности ФИО2, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В., полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Загидова З.М. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы» (далее также – Постановление № 10).

В обоснование своих требований указала, что является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, который введен в эксплуатацию в 2002 году. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 гг. (далее также – региональная программа). В редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную программу на 2014 - 2040 гг., с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2020 - 2022 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, крыши, в плановый период 2026 - 2028 гг. – работ по утеплению и ремонту фасада, в плановый период 2032 - 2034 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, внутридомовой инженерной системы водоснабжения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 в региональную программу внесены изменения, в соответствии с которыми установлены следующие сроки и виды ремонтных работ вышеуказанного многоквартирного жилого дома: исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и работ по ремонту крыши из планового периода 2020 - 2022 гг.; исключены работы по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2026 - 2028 гг.; исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, из планового периода 2032 - 2034 гг. и переноса на этот плановый период работ по ремонту крыши; перенесен плановый период проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035 - 2037 гг.; перенесен плановый период проведения ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038 - 2040 гг.

Административный истец полагает, что изменения в региональную программу в части увеличения срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения перечня таких работ произведены необоснованно, с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г., административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал не действующими со дня принятия столбцы 9, 11, 13, 14 и 15 строки 2725 подраздела «город Махачкала» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы – приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы (далее также - Перечень), утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10, в части: исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и работ по ремонту крыши из планового периода 2020 - 2022 гг. (столбец 9); исключения работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2026 - 2028 гг. (столбец 11); исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, из планового периода 2032 - 2034 гг. и переноса на этот плановый период работ по ремонту крыши (столбец 13); переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035 - 2037 гг. (столбец 14); переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038 - 2040 гг. (столбец 15), многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта; опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 28 апреля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 мая 2021 г., Правительство Республики Дагестан просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.

Относительно изложенных в кассационной жалобе доводов представителем административного истца по доверенности Увайсовым З.Б. поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений представителя административного истца по доверенности Увайсова З.Б., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В., полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

При рассмотрении и разрешении административного дела суды обоснованно исходили из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований к форме, порядку принятия и введения его в действие.

Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска.

В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).

Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного Кодекса).

Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан», нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2.2).

Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. № 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

Как установили суды и следует из материалов административного дела, Загидова З.М. является собственником квартиры , расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396 программа капитального ремонта изложена в новой редакции, в соответствии с которой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен Перечень (строка 2366) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2020 - 2022 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), крыши (8), в плановый период 2026 - 2028 гг. – работ по утеплению и ремонту фасада (10), в плановый период 2032 - 2034 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9).

Оспариваемым в рамках настоящего административного дела постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 в региональную программу внесены изменения, согласно которым многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> включен в Перечень (позиция 2725) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: – исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и работ по ремонту крыши из планового периода 2020 - 2022 гг. (столбец 9); – исключены работы по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2026 - 2028 гг. (столбец 11); – исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, из планового периода 2032 - 2034 гг. и переноса на этот плановый период работ по ремонту крыши (столбец 13); – перенесен плановый период проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035 - 2037 гг. (столбец 14); – перенесен плановый период проведения ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038 - 2040 гг. (столбец 15).

Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с принятием оспариваемого постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 был сокращен объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> и увеличен срок проведения таких работ. Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого Постановления № 10, сократившего объем и увеличившего сроки проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением порядка, предусмотренного положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, с чем обоснованно согласилась судебная коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции. При этом суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан» (далее также – Закон № 57) региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.

Частью 11 статьи 11 Закона № 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6 - 10 настоящей статьи.

Из смысла положений частей 6 - 10 Закона № 57 следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.

Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

Как установили суды, собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема такого ремонта. Из материалов дела также следует, что пятиэтажный многоквартирный дом построен в 2002 году, процент износа его основных конструктивных элементов по состоянию на дату обследования в 2019 году увеличился до 35% по сравнению с состоянием дома на дату обследования в 2016 году при включении в программу капитального ремонта (общий износ дома в 2016 году составлял <данные изъяты>%), что подтверждается представленными в материалы дела формами предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан. В этой связи доводы Правительства Республики Дагестан о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о состоянии дома, обоснованно отклонены судами, поскольку административным ответчиком не доказано наличие фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома и сокращения перечня работ.

Доводы жалобы Правительства Республики Дагестан о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении вышеуказанного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, имеющих более высокий процент износа, также не приняты во внимание судом апелляционной инстанции как основанные на ином толковании законодательства. При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, Федеральное законодательство не предусматривает возможности переноса срока в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома, по вышеуказанным основаниям, как и по мотиву недостаточности денежных средств для выполнения всех видов работ.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Постановление № 10 в оспариваемой части принято с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании законодательства, применимого к спорным правоотношениям. Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Г.К. Зайнуллина

Р.Ф. Мурзакова