ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88А-3959/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 4 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Зеленского А.М., Широковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7669/2019 по кассационной жалобе Захарковой О. А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Захарковой О. А. к судебному приставу-исполнителю Восточного отдела судебных приставов Приморского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Плотникову С. Ю., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широковой Е.А., объяснения Захарковой О.А. и ее представителя адвоката Козлова К.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
У С Т А Н О В И Л А:
Захаркова О.А. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными:
- постановление судебного пристава-исполнителя Восточного отдела судебных приставов Приморского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее Восточный ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу) Плотникова С.Ю. от 7 мая 2019 года об окончании исполнительного производства № от 19 ноября 2018 года,
- действия судебного пристава-исполнителя Плотникова С.Ю., выразившиеся в вынесении постановления от 7 мая 2019 года.
В обоснование заявленных требований Захаркова О.А. указала, что решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2018 года по делу № на ТСЖ «26 корпус» возложена обязанность в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Захарковой О.А. актуальный реестр собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>
19 ноября 2018 года возбуждено исполнительное производство №, которое окончено 7 мая 2019 года в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме. По мнению административного истца, указанное постановление, а также действия судебного пристава-исполнителя по вынесению указанного постановления являются незаконными, поскольку должником не исполнены требования исполнительного документа.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 сентября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 29 января 2020 года, Захаркова О.А. просит отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указывая, что у судебного пристава-исполнителя не было основания для окончания исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, изложенных в исполнительном документе, так как представленный судебному приставу-исполнителю должником реестр собственников помещений многоквартирного дома не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к нему частью 3.1 ст.45 ЖК РФ.
Суды обеих инстанций неправильно применили нормы материального права. Так, проверяя соответствие представленного должником ТСЖ «26 корпус» Реестра собственников помещений многоквартирного дома действующему законодательству, суд первой инстанции руководствовался положением ч.4 ст.143 ЖК РФ, тогда как требования к указанному Реестру установлены частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ.
Кроме того, суды обеих инстанций не установили значимое для разрешения настоящего дела обстоятельство, а именно: сведения о размере доли в праве собственности на какое именно имущество содержатся в указанном реестре. Вместе с тем, в данном реестре указан размер доли каждого собственника в многоквартирном доме в праве собственности на его же собственное помещение (квартиру), тогда как в силу части 3.1 ст.45 ЖК РФ Реестр собственников помещений в многоквартирном доме должен содержать сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, размер которых должен составлять порядка сотой от единицы (0.01, 0.02 т.д.) и в сумме давать 1.00.
В представленном ТСЖ реестре собственников МКД отсутствуют записи о долях всех других собственников в общем имуществе собственников помещений и их процент голосов. При этом, процент голосов, принадлежащих каждому собственнику МКД, соответствует доле в общем имуществе собственников помещений МКД.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций, что выразилось в следующем.
Материалами дела и судебными инстанциями установлены следующие обстоятельства.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2018 года по делу № ТСЖ «26 корпус» обязано в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Захарковой О.А. актуальный реестр собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
По решению суда 8 ноября 2018 года выдан исполнительный лист Серия ФС №.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербург Плотникова С.Ю. от 19 ноября 2018 года на основании указанного исполнительного листа по заявлению Захарковой О.А. возбуждено исполнительное производство №.
21 марта 2019 года в Восточный ОСП поступило письменное заявление ТСЖ «26 корпус», в соответствии с которым ТСЖ «26 корпус» представило для передачи взыскателю актуальный реестр собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
4 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Плотниковым С.Ю. составлен акт о совершении исполнительных действий, в соответствии с которым Захаркова О.А. отказалась получать после ознакомления реестр собственников многоквартирного дома. Постановлением судебного пристава-исполнителя Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Плотникова С.Ю. от 7 мая 2019 года исполнительное производство № окончено в связи с исполнением должником требований исполнительного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для окончания исполнительного производства.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, указав, что представленный ТСЖ «26 корпус» реестр собственников помещений многоквартирного дома содержит сведения о номере помещения, правообладателе, площади помещения, размере доли в праве собственности, количестве голосов, документе, подтверждающем право собственности на помещение.
При этом, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что, поскольку часть 4 статьи 143 ЖК РФ, на которую в подтверждение своей позиции ссылается административный истец, предусматривает требования к реестру членов товарищества собственников жилья, а не к реестру собственников помещений многоквартирного дома, который в соответствии с исполнительным документом должен быть предоставлен административному истцу и был предоставлен через судебного пристава-исполнителя, то в связи с отказом взыскателя от принятия данного Реестра у судебного пристава-исполнителя имелись основания для окончания исполнительного производства.
С данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя ввиду неправильного применения судами норм материального права.
В силу пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно статье 2 данного закона, задачами исполнительного производства являются, в том числе, правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с исполнительным листом Серии ФС № ТСЖ «26 корпус» обязано в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Захарковой О.А. актуальный реестр собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Требования к ведению реестра собственников помещений в многоквартирном доме и его содержанию предусмотрены частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Вместе с тем, представленный ТСЖ «26 корпус» во исполнение решения Приморского районного суда (дело № от ДД.ММ.ГГГГ) и исполнительного производства №, возбужденного на основании исполнительного листа № № от 8.11.2018 г., актуальный реестр собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, вышеуказанным требованиям закона не соответствует (л.д.№).
Так, данный Реестр не содержит сведений о размерах принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а указанная в нем доля соответствует размеру доли каждого собственника в праве собственности на его собственное помещение.
На несоответствие представленного ТСЖ «26 корпус» реестра собственников помещений многоквартирного дома требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации Захаркова О.А. указывала в объяснениях данных судебному приставу-исполнителю 4 апреля 2019 года.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
При таких обстоятельствах, вывод постановления судебного пристава-исполнителя Восточного ОСП Приморского района Санкт-Петербурга Плотникова С.Ю. от 7 мая 2019 года о выполнении требований исполнительного документа в полном объеме не основан на положениях закона и обстоятельствах дела, в связи с чем постановление об окончании исполнительного производства № нельзя признать законным, так как требования исполнительного документа не исполнены.
С учетом изложенного, на основании части 2 статьи 328, пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неправильным применением судами норм материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене в кассационном порядке с принятием нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Приморского районного суда города г.Санкт-Петербурга от 10 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 сентября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Захарковой О. А. удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Восточного отдела судебных приставов Приморского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Плотникова С.Ю. от 7 мая 2019 года об окончании исполнительного производства № от 19 ноября 2018 года.
Председательствующий
Судьи