ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-4316/2022 от 10.03.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-4316/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 10 марта 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Евтифеевой О.Э.

судей Мишиной И.В., Конаревой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации сельского поселения «Леснинское» муниципального района «Читинский район», поданную 29 декабря 2021 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 6 октября 2021 г.,

по административному делу № 2а-1085/2021 по административному исковому заявлению администрации сельского поселения «Леснинское» муниципального района «Читинский район» к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края» о признании незаконным требования № об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки.

Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э.,

установила:

администрация сельского поселения «Леснинское» обратилось в Читинский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением о признании незаконным требования должностного лица Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» № об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки.

В обоснование требований указано, что в апреле 2021 года администрацией сельского поселения «Леснинское» было получено требование № об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, вынесенное начальником Беклемишевского лесничества Яблоновского участкового лесничества Матыповым Б.Д. Требование полагают незаконным, поскольку проверка исполнения требований лесного законодательства в отношении администрации сельского поселения «Леснинское» не проводилась.

Требование не содержит указания на земельный участок, находящийся в собственности или ином законном владении администрации сельского поселения «Леснинское», не содержится сведений о земельных участках, на которых должны быть устроены минерализованные полосы, а также населенные пункты, вокруг которых они устраиваются. На территории сельского поселения «Леснинское» находится несколько населенных пунктов, земельные участки в которых принадлежат гражданам, юридическим лицам на различных основаниях. Собственники и пользователи данных участков также обязаны выполнять противопожарные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах». Полагают, что возложение обязанности устройства минерализованных полос вокруг населенных пунктов только на администрацию сельского поселения не основано на нормах законодательства. Оспариваемым требованием нарушаются права и законные интересы администрации сельского поселения «Леснинское».

Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 13 мая 2021 г. административные исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 6 октября 2021 г. решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13 мая 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе администрация сельского поселения «Леснинское» ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 6 октября 2021 г., и оставлении в силе решения Читинского районного суда Забайкальского края от 13 мая 2021 г.

В обоснование жалобы указывают на нарушение судом норм материального права, на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Указывают на нарушение принципа единообразия судебной практики при принятии апелляционного определения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера были допущены судами при разрешении дела.

Признавая оспариваемое требование незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что требование не содержит сведений о проведении в отношении администрации сельское поселение «Леснинское» плановых, внеплановых проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах. Соответствующий акт проверки в адрес администрации поселения не направлялся. Представленный акт проверки не содержит даты и оснований его составления, а также сведений о его направлении в адрес администрации поселения, в силу чего он не может являться доказательством проведения проверки соблюдения требований лесного законодательства. Требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства могут быть предъявлены гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателя, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, данных об осуществлении администрацией поселения такой деятельности не представлено.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия апелляционной инстанции, пришла к выводу, что приведенные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о том, что плановый (рейдовый) осмотр, акт о выявленном нарушении, оспариваемое требование об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных в результате проверки отвечают требованиям закона, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают. Администрация сельского поселения «Леснинское» обязана устранить выявленное нарушение. Отсутствие в акте и требовании дат их составления, сведений о том, что они приняты в связи с нарушениями, выявленными во время планового (рейдового) осмотра, не влияют на их законность. Не направление совместно с требованием акта не является нарушением, влекущем незаконность требования. Администрация Сельского поселения обязана создать минерализованные полосы вокруг населенных пунктов, входящих в его состав, независимо от принадлежности земельных участков, соответственно, отсутствие в требовании указания на земельный участок, находящийся в собственности или ином законном владении администрации сельского поселения «Леснинское», на законность и исполнимость требования не влияет.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Согласно подпункту «а» пункта 3 " Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).

Требования по обустройству и обновлению противопожарных минерализованных полос вокруг населенных пунктов установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября г. 2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее – Правила противопожарного режима).

В пункте 63 Правил противопожарного режима, установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Кроме того, пунктом 70 Правил противопожарного режима установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Пунктом 74 Правил противопожарного режима предусмотрена обязанность создания защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами. Указано, что противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Из указанных норм права, не следует, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, что устройство минерализованных полос вокруг населенных пунктов отнесено к исключительной компетенции органом местного самоуправления сельского поселения.

Согласно статье 96 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи спорного требования) под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ).

Вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, регламентированы положениями статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В силу частей 2, 3 статьи 13.2 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона. Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Руководствуясь указанными нормами материального права, установив, что на основании поручения Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 22 декабря 2020 г. № ПП-527-20 и.о. директора ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» совместно с УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о принятии мер по привлечению к ответственности руководителей учреждений различной формы собственности, не завершивших в установленные сроки мероприятия по подготовке к пожароопасному периоду 2021 года в соответствии с Реестром объектов, имеющих общую границу с землями лесного фонда, проведении совместных рейдовых мероприятий, а также на основании поручения директора ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» от 28 декабря 2020 г. № 650 о проведении рейдовых мероприятий по границам лесного фонда с целью выявления собственников земель, которые не завершили в установленные сроки мероприятия по подготовке к пожароопасному сезону 2021 года, должностными лицами Яблоновского участкового лесничества: участковый лесничий Калашников С.В., лесник Писаренко В.А., водитель Калашников А.В., были проведены плановые (рейдовые) мероприятия по контролю в лесах, по результатам которых составлен акт проверки (без даты), отчет о проведении мероприятий по контролю в лесах № 11 от 9 апреля 2021 г., согласно которым выявлены нарушения в виде отсутствия опашки территории, граничащей с кварталами № 67, 66, 76, и дачными кооперативами «Меховщик», СТ «Сигнал», СТ «Строитель», граничащих с кварталом № 55, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выданное в отношении Администрации сельского поселения «Леснинское» требование № без даты) об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, об устройстве минерализованных полос вокруг населенных пунктов, в срок до 1 мая 2021 г. является законным.

При оценке представленных доказательств судом апелляционной инстанции нормы материального права применены неправильно, выводы судебной коллегии на материалах дела не основаны.

Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований утвержден Приказом Минприроды России от 31 августа 2015 г. N 373 (далее – Порядок), в соответствии с которым установлена процедура оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков и порядок оформления результатов таких осмотров, обследований должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный пожарный надзор в лесах при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием, при составлении которых учитывается информация, содержащая сведения о нарушениях (возможных нарушениях) требований лесного законодательства, поступающая, в том числе, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами (пункт 5 Порядка).

По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания (пункт 7 Порядка).

В соответствии с требованиями пункта 8 Порядка отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.

Пунктом 12 Порядка установлены требования к содержанию акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка), согласно которым акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) должен содержать, в числе прочего: дату и место составления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка); дату, время, продолжительность и место проведения осмотра, обследования территории (лесного участка); краткую характеристику осматриваемой территории (лесного участка) с указанием ее местоположения; сведения о лицах, совершивших нарушения лесного законодательства (фамилии, имена, отчества (при наличии), место работы, адрес места жительства); информацию о мероприятиях, проводимых в ходе осмотра, обследования территории (лесного участка) (проведение визуального осмотра, применение фото (видео) фиксации, таблиц, схем), приложения к акту осмотра, обследования территории (лесного участка) (фото- и видеоматериалы, таблицы, схемы).

Как следует из планового (рейдового) задания № 11 от 8 апреля 2021 г. поручено проведение мероприятия – рейд по маршруту № 14 Беклемишевское лесничество Яблоновское участковое лесничество кварталы № 51, 52, 60, 61., установлен срок выполнения задания с 8 апреля 2021 г. по 8 апреля 2021 г.

Вместе с тем, из представленного акта проверки (без даты) следует, что была проведена проверка сельского поселения «Леснинское», граничащего с кварталами № 67, 66, 76, и дачными кооперативами «Меховщик», СТ «Сигнал», СТ «Строитель», граничащих с кварталом № 55. Акт не содержит указания на срок выполнения мероприятий.

Из составленного по результатам планового (рейдового) осмотра отчета о проведении мероприятий по контролю в лесах № 11 от 9 апреля 2021 г., следует, что отчет составлен на основании рейдового задания от 8 апреля 2021 г. по проведению мероприятия – патрулирование по маршруту № 14 кварталы 51, 52, 55, 60, 31, 66, 67, 76, в ходе мероприятия выявлены нарушения в виде отсутствия опашки территории, граничащей с кварталами № 67, 66, 76, и дачными кооперативами «Меховщик», СТ «Сигнал», СТ «Строитель», граничащих с кварталом № 55.

Оспариваемое заявителем требование № 3 (без даты) не содержит сведений о проведенных проверочных мероприятиях и их результатах.

С учетом изложенного, имеются основания полагать, что указанные выше нормы материального права не были применены судом апелляционной инстанции при разрешении заявленных требований, содержание представленных в обоснование законности оспариваемого требования доказательств фактически не получило правовой оценки, выводы апелляционной коллегии о наличии оснований для внесения требования по результатам проведенных проверочных мероприятий и его законности на материалах дела не основаны.

С учетом изложенного, апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение с целью процессуальной экономии и соблюдения разумных сроков судопроизводства, установленных статьей 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов о наличии обстоятельств, которые не заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 6 октября 2021 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 марта 2022 г.

Председательствующий:

Судьи: