№ 88а-4582/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 10 марта 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.,
судей Ермолаевой Л.П. и Чирковой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 05 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского края от 27 ноября 2019 г. по административному делу № 2а-2670/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными бездействия и решений должностных лиц регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по г.Перми,
заслушав доклад судьи Степанова П.В., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнения) к регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления УМВД России по г.Перми, временно исполняющему начальнику РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми ФИО2, начальнику РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми ФИО3, Управлению МВД России по г.Перми о признании незаконным бездействие РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми, выразившееся в не направлении письменного уведомления об аннулировании регистрации транспортного средства, признании незаконным ответа начальника РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми о принятии на хранение государственного регистрационного знака от ФИО1 с дальнейшей возможностью устанавливать данный государственный регистрационный знак на другое транспортное средство; признании незаконным отказа врио. начальника РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми о невозможности принять на хранение государственный регистрационный знак; возложении обязанности устранить допущенные нарушения её прав.
Свои требования мотивировала тем, что 05.04.2019г. она обратилась в РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми с заявлением об исключении государственного регистрационного знака <данные изъяты> из розыска и принятии указанного государственного регистрационного знака на хранение с дальнейшей возможностью устанавливать данный государственный регистрационный знак на другое транспортное средство.
08.05.2019 г. начальником РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми ФИО3 направлен ответ, в котором указано, что порядок совершения с транспортными средствами регистрационных действий регламентируется Правилами государственной регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД от 26.06.2018 г. № 399 (далее-Правила) и административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом МВД России от 07.08.2013 г. № 605 (далее-Регламент).
13.06.2019 г. врио начальника РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми ФИО2 направил ответ, в котором сообщил, что поскольку с момента аннулирования регистрации транспортного средства INFINITI QX70 <данные изъяты>, государственный знак <данные изъяты> (17.04.2018г.) прошло более 360 дней, то соответственно государственный регистрационный знак <данные изъяты> не может быть сохранен.
Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 05 августа 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского края от 27 ноября 2019 г., отказано в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
В кассационной жалобе, поданной в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене постановленных по административному делу судебных актов, как незаконных и вынесении нового решения об удовлетворении требований административного истца.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания дела, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебными инстанциями такого рода нарушения не допущены.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отнесение транспортных средств, в силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима и специальных правил их допуска к эксплуатации.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, предусматривает регистрацию транспортных средств. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15).
Обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, согласно пункту 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" возложена на полицию.
Согласно подпункту "в" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция, являясь в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции" составной частью полиции, осуществляет функции по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдаче паспортов транспортных средств, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 399 утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 42 Правил установлено, что при проведении регистрационных действий на основании соответствующего волеизъявления владельцев транспортных средств, содержащегося в заявлении на проведение регистрационного действия, на регистрируемые или ранее зарегистрированные за ними транспортные средства могут быть выданы государственные регистрационные знаки, ранее принятые на хранение при производстве регистрационных действий от данных владельцев транспортных средств (абзац первый). Выдача государственных регистрационных знаков осуществляется регистрационными подразделениями Госавтоинспекции по месту их хранения (абзац второй). Хранение государственных регистрационных знаков осуществляется на основании соответствующего волеизъявления владельца транспортного средства, содержащегося в заявлении на проведение регистрационного действия, за которым оно было зарегистрировано (абзац третий). Хранению подлежат государственные регистрационные знаки, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Срок хранения государственных регистрационных знаков не должен превышать 360 дней со дня проведения регистрационного действия, в результате которого они были сохранены, либо со дня аннулирования регистрации транспортного средства. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (абзац четвертый). В течение 3 рабочих дней после окончания срока хранения государственные регистрационные знаки подлежат сдаче в резерв государственных регистрационных знаков (абзац пятый).
Согласно абзацу шестому пункта 50 Правил на основании волеизъявления владельца транспортного средства государственные регистрационные знаки (за исключением похищенных или утилизированных) исключаются из соответствующих розыскных учетов утраченной специальной продукции Госавтоинспекции и принимаются на хранение в соответствии с пунктом 42 Правил при условии, что с даты аннулирования регистрации прошло не более 360 дней.
В дополнение к основаниям хранения регистрационного знака, предусмотренным пунктом 42 Правил, абзацем шестым пункта 50 Правил, установлена возможность на основании волеизъявления владельца транспортного средства принятия на хранение государственных регистрационных знаков (за исключением похищенных или утилизированных), подлежащих сдаче в регистрационное подразделение Госавтоинспекции в связи с аннулированием регистрации транспортного средства по основаниям, перечисленным в пункте 3 Правил.
По смыслу положений пункта 42 Правил, владелец транспортного средства вправе подать в Госавтоинспекцию заявление о сохранении государственных регистрационных знаков с целью их дальнейшей выдачи на вновь приобретенные или ранее зарегистрированные транспортные средства. Хранению подлежат государственные регистрационные знаки, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Срок хранения государственных регистрационных знаков не должен превышать 360 дней со дня проведения регистрационного действия, в результате которого они были сохранены, либо со дня аннулирования регистрации транспортного средства.
По истечении установленного пунктом 42 Правил срока хранения, сданные в регистрационные подразделения Госавтоинспекции государственные регистрационные знаки, в случае соответствия требованиям законодательства (фактической пригодности), присваиваются на транспортные средства повторно.
Сам факт выдачи на транспортное средство определенных государственных регистрационных знаков не порождает у владельца транспортного средства права собственности на указанные знаки.
Приведенные положения направлены на исключение из процесса дорожного движения транспортных средств, не отвечающих установленным требованиям в области обеспечения дорожного движения, а также создание дополнительных гарантий исполнения их владельцами обязательств, установленных законом, путем изъятия регистрационных документов и государственных регистрационных знаков и их уничтожения, а в случае их утраты или отказа собственника транспортного средства от их сдачи в регистрационное подразделение ГИБДД, внесения их в информационные учеты разыскиваемых с целью обнаружения и изъятия.
Суды, правильно установив, что, несмотря на свои обращения, в качестве владельца транспортного средства о принятии на хранение государственных регистрационных знаков, ФИО1 в регистрационное подразделение Госавтоинспекции государственные регистрационные знаки не сдала, пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемых ответов должностных лиц РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми, которые по своему содержанию Правилам не противоречат.
Указанные ответы направлены заявителю в установленные законом сроки и содержат мотивированные ответы на все поставленные ей вопросы, поэтому нарушений прав ФИО1 не допущено.
Доводы административного истца о не направлении ей уведомления об аннулировании регистрации транспортного средства получили должную оценку судов и мотивированно отклонены, по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Судебная коллегия, не находит оснований не согласится с такими выводами судов первой и апелляционных инстанций
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию административного истца по делу и доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов подробно мотивированы, основаны на представленных в материалы дела доказательствах и установленных на их основании фактических обстоятельствах, сделаны при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Ссылки на несоблюдение срока, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не влияют на правильность выводов судов, поскольку к вопросам о законности, либо незаконности оспариваемых ответов это обстоятельство отношения не имеет, а бездействие по несвоевременному рассмотрению обращений административного истца предметом оспаривания не было.
Предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 05 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского края от 27 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи