ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-5069/2022 от 06.04.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-5069/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 06 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Чирковой Т.Н.,

судей Абдрахмановой Э.Г., Ладейщиковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области (УФК по Свердловской области) на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 декабря 2021 года по административному делу №2а-5257/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ПАО «Сбербанк России») к УФК по Свердловской области о признании действий незаконными, о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Г. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, выслушав представителя УФК по Свердловской области Хакимову А.Ш., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

ПАО «Сбербанк России» обратилось в суд с административным иском к УФК по Свердловской области о признании незаконными действий административного ответчика по возврату без исполнения исполнительного листа серии ФС № , выданного 24 июня 2019 года на основании решения Асбестовского городского суда Свердловской области по гражданскому делу № 2-39/2018 о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу ПАО «Сбербанк России» задолженности по кредитному договору в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества в размере 5 628 рублей 17 копеек; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав путем принятия к исполнению вышеуказанного исполнительного листа.

В обоснование заявленных требований указано, что исполнительный лист был предъявлен для исполнения в УФК по Свердловской области, однако 18 марта 2021 года возвращен письмом № с указанием на невозможность его исполнения в порядке, предусмотренном ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное Управление Росимущества в Свердловской области.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 декабря 2021 года, административное исковое заявление ПАО «Сбербанк России» удовлетворено. Признаны незаконными действия УФК России по Свердловской области по возврату ПАО «Сбербанк России» исполнительного листа серии ФС № , выданного 24 июня 2021 года, на основании решения Асбестовского городского суда Свердловской области от 02 августа 2020 года по делу № 2-39/2018. На административного ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение месяца.

В кассационной жалобе, поданной 03 февраля 2022 года, УФК по Свердловской области просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.

В возражениях на кассационную жалобу ПАО «Сбербанк России» просит указанные судебные акты оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, представителей не направили.

В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав представителя административного ответчика, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Судами установлено и следует из материалов дела, что заочным решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 02 февраля 2018 года по гражданскому делу № 2-39/2018 по иску ПАО «Сбербанк России» к Территориальному Управлению Росимущества в Свердловской области расторгнут кредитный договор № от 31 мая 2013 года, заключенный между ПАО «Сбербанк России» и Кузнецовой Л.Е., с Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества в Свердловской области в пользу ПАО «Сбербанк России» взыскана задолженность по кредитному договору в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества в сумме 5 628 рублей 17 копеек и государственная пошлина в размере 400 рублей. На основании указанного заочного решения от 02 февраля 2018 года ПАО «Сбербанк России» 24 июня 2019 года получен исполнительный лист ФС № , который предъявлен для исполнения в УФК по Свердловской области.

18 марта 2021 года административный ответчик возвратил исполнительный документ письмом № без исполнения как ошибочно направленный. Заявителю разъяснено, что глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В частности, если исполнительный документ предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФКУ, то порядок его исполнения устанавливается статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Судебные акты по делам о наследовании выморочного имущества не обращают взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам казенного учреждения, а предусматривают взыскание в пределах стоимости выморочного имущества. Исполнительный лист ФС № в части взыскания с Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества в Свердловской области задолженности в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества не обращает взыскание на средства федерального бюджета по обязательствам Территориального Управления Росимущества в Свердловской области и не подлежит исполнению в порядке, установленном ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, рекомендовано обратиться в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Рассматривая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, проанализировав пункты 1.2, 9.31, 4.1 Положения о Федеральном казначействе, статью 161, пункты 1, 2, 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для возврата исполнительного листа без исполнения не имелось.

С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.

В соответствии с положениями части 2 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бюджетные полномочия Федерального казначейства определены статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Приказом Казначейства России от 27 декабря 2013 года № 316 утверждены Положения об Управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, в том числе Положение об Управлении Федерального казначейства по Свердловской области.

В силу пункта 9.31 данного Положения Управление Федерального казначейства организует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебных актов по денежным обязательствам государственных или муниципальных учреждений.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с требованиями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 239 Кодекса).

В соответствии с положениями статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1); к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 данного Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2).

В пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.

Так, в силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления, с указанием причины возврата.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, установлен статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, вопреки доводам кассационной жалобы, суды обоснованно сделали выводы о том, что отсутствие указания в исполнительном листе о взыскании суммы с казны Российской Федерации не изменяет порядок исполнения исполнительного документа и не может служить основанием для возврата исполнительного листа. Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права, сформулированы применительно к установленным обстоятельствам дела, полно и всесторонне изученным и получившим надлежащую квалификацию.

Вопреки доводам жалобы, судами при рассмотрении дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение. Несогласие административного ответчика с оценкой доказательств, произведенной судами в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемых судебных актов быть не может.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, заявляемым в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.

Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 августа 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 декабря 2021 года по настоящему административному делу, принятое определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2022 года.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).

Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи