ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-5117/20 от 26.02.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-5117/2020г.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 26 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Зюлина М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-1677/2019г.)

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., судебная коллегия,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 21 488 рублей (за 2014 год - 7 415 рублей, за 2015 год - 7 415 рублей, за 2016 год - 6 658 рублей), пени в размере 543 рубля 38 копеек; задолженности по земельному налогу в размере 233 352 рубля (за 2014 год - 84 440 рублей, за 2015 год - 74 456 рублей, за 2016 год - 74 456 рублей), пени в размере 4 402 рубля 56 копеек.

В обоснование требований истцом указано, что административному ответчику в 2014, 2015, 2016 годах на праве собственности принадлежал ряд земельных участков. В установленный налоговым законодательством срок обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы административным ответчиком надлежащим образом не исполнена. В 2017 году был сделан перерасчет земельного налога, в связи с чем, направлялись налоговое уведомление, требование об уплате налога, впоследствии было обращение к мировому судье для взыскания налога, однако судебный приказ был отменен. Указанные действия совершены налоговым органом в установленный законом срок. Образовавшаяся заложенность не погашена.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области.

Определением суда от 20 июня 2019 года производство по делу прекращено в части требований о взыскании пени в размере 137 рублей 97 копеек в связи с частичным отказом административного истца от иска.

Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 18 июля 2019 года административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 ноября 2019 года решение районного суда отменено с принятием нового решения об удовлетворении требований, постановлено: взыскать с ФИО1 в доход бюджета задолженность по земельному налогу по ОКТМО в размере 21 488 рублей (за 2014 год - 7 415 рублей, за 2015 год – 7415 рублей, за 2016 год – 6 658 рублей), пеня в размере 543 рублей 38 копеек; по земельному налогу по ОКТМО в размере 233 352 рубля (за 2014 год – 84 440 рублей, за 2015 год – 74 456 рублей, за 2016 год -74 456 рублей), пеня 4 402,56 рублей; взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета г. Ярославля государственную пошлину 5 792 рубля.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 05 декабря 2019 года исправлена описка в апелляционном определении от 18 ноября 2019 года: указать в резолютивной части апелляционного определения сумму пени по земельному налогу по ОКТМО -405 рублей 41 копейка, вместо неправильной суммы пени 543 рубля 38 копеек.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения районного суда. Полагает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что налоговым органом не пропущен срок обращения с иском в суд, основан на неправильном применении норм материального и процессуального закона.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2014, 2015, 2016 годы являлся собственником земельных участков, расположенных на территории <адрес> Ярославской области.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области исчислен земельный налог за 2014, 2015, 2016 годы, в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 21 сентября 2017 года на уплату земельного налога в размере 747 466 рублей со сроком уплаты до 1 декабря 2017 года.

19 декабря 2017 года ФИО1 налоговым органом выставлено требование об уплате земельного налога в размере 719 762 рубля и пени – 3 352,90 рубля, со сроком исполнения до 6 февраля 2018 года.

В связи с получением налоговым органом сведений из Управления Росреестра по Ярославской области об изменении кадастровой стоимости земельных участков, был произведен перерасчет налога за 2014-2016 годы в отношении земельных участков в <адрес> в сторону уменьшения.

В адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 26 декабря 2017 года со сроком уплаты налога до 22 февраля 2018 года в общей сумме 254 840 рублей с пенями.

В связи с неуплатой земельного налога и пени в установленный срок, в его адрес направлено требование по состоянию на 11 мая 2018 года об уплате налогов и пеней в срок до 14 июня 2018 года.

14 ноября 2018 года межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу, а также пеней в общей сумме 259 785,94 рублей согласно указанному выше требованию.

Определением мирового судьи от 5 декабря 2018 года в связи с поступлением заявления должника судебный приказ был отменен. С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в районный суд 6 марта 2019 года.

Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу и пени, районный суд исходил из того, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании налога за 2014, 2015, 2016 года и пени, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется. Факт перерасчета налога не влечет изменения срока обращения в суд.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение районного суда и удовлетворяя административное исковое заявление, пришел к выводу об ошибочности выводов о пропуске срока на обращение налогового органа в суд.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового Кодекса Российской Федерации предписано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 44 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (пункты 1, 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового Кодекса Российской Федерации).

При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце 1 настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце 2 настоящего пункта.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии со статьями 68, 70 Налогового Кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового Кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 54 Налогового Кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговые (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Из абзаца 2 пункта 6 статьи 58 Налогового Кодекса Российской Федерации следует, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок указанный в налоговом уведомлении.

Пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

С учетом приведенных выше положений закона и обстоятельств административного дела, суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам о том, что у налогового органа имелись основания для перерасчета налога в сторону уменьшения на основании сведений поступивших из регистрирующего органа об изменении кадастровой стоимости земельных участков, это обстоятельство повлекло необходимость соблюдения прав налогоплательщика и формирование новых налогового уведомления и требования об уплате налога. Налоговое уведомление по разделу «перерасчет» было сформировано по земельному налогу за три предыдущих года к году обращения, что соответствует закону. Срок направления требования об уплате налога от 11 мая 2018 года не нарушен.

Обращение налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа последовало в пределах шести месячного срока установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, также соблюден был и шестимесячный срок установленный пунктом 3 указанной статьи при обращении в суд с исковым заявлением после отмены судебного приказа.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение районного суда и принял новое решение об удовлетворении требований административного истца. Выводы суда соответствуют требованиям материального и процессуального закона.

Выводы районного суда, равно как и доводы кассационной жалобы ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд, основаны на ошибочном толковании норм закона.

Доводы жалобы о том, что не подтвержден факт изменения кадастровой стоимости земельных участков, опровергается исследованными судом второй инстанции доказательствами – сведениями Управления Федеральной службы Росреестра Ярославской области об изменении кадастровой стоимости в связи с технической ошибкой. Доказательствам судом дана оценка в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Правильность исчисления размера налога и пени проверялась судом апелляционной инстанции и не оспаривается ответчиком в кассационной жалобе.

Нарушений, перечисленных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и влекущих безусловную отмену, судом апелляционной инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Ярославля от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи