№ 88а-5195/2022
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 05 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года по административному делу № 3а – 320/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый След» о признании недействующим нормативного правого акта.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав пояснения представителя Департамента топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Жирникова К.Ю. поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью «Чистый След» Кочуровского А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
В соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны Вологодской области от 06 апреля 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Чистый След» (далее - ООО «Чистый След») присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны Вологодской области.
11 апреля 2018 года между Департаментом топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, с одной стороны, и ООО «Чистый След», с другой стороны, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) в Западной зоне Вологодской области, по которому ООО «Чистый След» приняло на себя обязательства регионального оператора по обращению с ГКО до 11 апреля 2028 года.
На основании заявления административного истца от 11 августа 2020 года об установлении цен (тарифов) на 2021 год. Департаментом энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области 17 декабря 2020 года издан приказ № 605-р «Об установлении ООО «Чистый След» предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Вологодской области». Приложением к приказу утверждены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области в следующих размерах:
- для потребителей за исключением категории «население» (в том числе НДС) с 1 января по 30 июня 2021 года - 443,72 руб/куб.м., с 01 июля по 31 декабря 2021 года - 449,79 руб/куб.м.; с 01 января по 30 июня 2021 года - 3413,22 руб/т., с 01 июля по 31 декабря 2021 года - 3459,97 руб/т.;
- население (тарифы указываются с учетом НДС) с 1 января по 30 июня 2021 года - 443,72 руб/куб.м., с 01 июля по 31 декабря 2021 года - 449,79 руб/куб.м. В примечании к данной графе указано: выделяются в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом Департамента топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области № 728-р от 23 декабря 2020 года (далее-Департамент), вступившим в законную силу с 01 января 2021 года, внесены следующие изменения в Приложение к приказу № 605-р от 17 декабря 2020 года:
- в пункте 1 в наименовании графы «потребители за исключением категории «население» (в том числе НДС) слова «(в том числе НДС)» исключить;
-в наименовании графы «население (тарифы указываются с учетом НДС)» слова «(тарифы указываются с учетом НДС)» исключить;
- примечание «выделяются в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации» исключено.
Приказ Департамента № 728-р от 23 декабря 2020 года дополнен следующей редакцией примечания «Примечание: предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами налогом на добавленную стоимость не обладают по основаниям подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).
ООО «Чистый След» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим приказ Департамента № 605-р от 17 декабря 2020 года в редакции приказа № 738-р от 23 декабря 2020 года, как несоответствующий нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что при установлении тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области на период регулирования 2021 год расходы на оплату труда, заявленные региональным оператором исходя из 58 штатных единиц со средней оплатой труда на одного штатного сотрудника в месяц 54 014 рублей 10 копеек (т.е. фактическая средняя заработная плата, сложившейся за 2019 год в размере 53 033 рублей 80 копеек на одного штатного сотрудника в месяц, с учетом индекса потребительских цен), а также с учетом отчислений в фонды в размере 48 984 720 рублей, необоснованно уменьшены Департаментом до 33 756 700 рублей исходя из средней оплаты труда одного штатного сотрудника в месяц 37 222 рублей 50 копеек.
По мнению административного истца, Департамент, не оспаривая штатную численность Общества, неправильно рассчитал расходы Общества на оплату труда исходя из сводной статистической информации о средней заработной плате в регионе за 2019 год по видам экономической деятельности, которую административный истец не осуществляет - водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, предоставленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, с учетом индексов потребительских цен. Такой расчет противоречит пункту 42 Основ ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, а также требованиям Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 1992 года № 494 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области», поскольку в используемых статистических данных использован районный коэффициент, установленный для Вологодской области и не учтено, что районный коэффициент для города Череповец, где фактически располагается Общество и выполняют трудовые обязанности штатные сотрудники организации, установлен в размере 25% в то время, как для остальной территории Вологодской области районный коэффициент установлен ниже и составляет 15%. В связи с этим расчет расходов на оплату труда и необходимой валовой выручки Общества, выполненный Департаментом, экономически не обоснован.
Решением Вологодского областного суда от 05 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года, административный иск удовлетворен. Суд признал недействующим со дня принятия Приложение к приказу Департамента № 605-р от 17 декабря 2020 года (в редакции приказа № 728-р от 23 декабря 2020 года). Обязал Департамент принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части приказа Департамента № 605-р от 17 декабря 2020 года (в редакции приказа № 728-р от 23 декабря 2020 года).
В кассационной жалобе Департамент топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области просит отменить судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Указали, что ООО «Чистый след» не представлено документального подтверждения того, что они являются или не являются участниками Отраслевого тарифного соглашения в жилищно – коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 года, не представлено документов на соответствие локально – нормативных актов о фонде оплаты труда, принятых в ООО «Чистый след» Соглашению. Полагают, что судами не учтено, что Обществом не было заявлено требование расходов на оплату труда персонала на 2021 год в соответствии с Соглашением.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Вологодской области, ООО « Чистый след» просят оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений допущено не было.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На территории Вологодской области отношения в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами регулируются Законом Вологодской области от 02 декабря 2008 года № 1912-03 «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области».
Пунктом 2 статьи 2 названного Закона Вологодской области установлено, что к полномочиям органов исполнительной государственной власти области относятся, в том числе, утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 2 подпункта 3.3.1 Положения о Департаменте топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области № 958 от 16 ноября 2015 года, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Вологодской области, утверждающим предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, является Департамент.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что спариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Указывая на несоответствие приказа Департамента № 605-р от 17 декабря 2020 года в редакции приказа № 738-р от 23 декабря 2020 года нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что на ООО «Чистый След» распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, в том числе в части оплаты труда работников. Учитывая, что Департаментом неправомерно исчислены расходы Общества на оплату труда, без учета условий и параметров Отраслевого тарифного соглашения, был неправильно произведен расчет необходимой валовой выручки Общества.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда соглашается с выводами судов.
Согласно пункта 3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (в редакции от 14 сентября 2020 года) (далее-Методические указания) расчет- размера необходимой валовой выручки, предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных органами регулирования тарифов (далее - тарифы), долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (далее методические указания).
Из пункта 7 Методических указаний следует, что тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Согласно пункта 16 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 484 от 30 мая 2016 года (далее- Основы ценообразования) необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт «з» пункта 29 Основ ценообразования).
Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно пункта 26 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда учитываются параметры отраслевого тарифного соглашения (при его наличии), параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение) (при его наличии), условия коллективного договора, размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, прогнозный индекс потребительских цен.
В письме ФАС России № ВК/96368/18 от 26 ноября 2018 года разъяснено, что при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, необходимо учитывать результаты анализа следующих сведений:
- гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления;
- условий коллективного договора;
- размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях;
- прогнозного индекса потребительских цен;
- уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики;
- среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью;
- нормативной численности;
- штатного расписания.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года, вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано согласно части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 года включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией.
Письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно - коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Пунктом 10.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно - коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2017 года № 14 - 4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.
Согласно пункту 1.8 Отраслевое тарифное соглашение в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется.
Судами установлено, что ООО «Чистый След» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее-Отраслевое тарифное соглашение).
При таких обстоятельства, суды правомерно пришли к выводу о том, что на основании пункта 1.8 Отраслевого тарифного соглашения действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Кроме того, судами правомерно сделан вывод о необходимости учитывать районный коэффициент к заработной плате, установленный для рабочих и служащих в городе Череповце, при расчете расходов Общества на оплату труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 494 от 16 июля 1992 года в целях социальной поддержки населения, проживающего на территории некоторых районов Вологодской области, с 1 июля 1992 года введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям в Бабаевском, Вологодском, Грязовецком, Кадуйском, Междуреченском, Сокольском, Устюжанском, Чагодощенском, Череповецком, Шекснинском районах и городе Вологде в размере 1,15; в городе Череповце с территорией, подчиненной городскому Совету народных депутатов, - в размере 1,25.
По условиям Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, помимо прочего работодатели обеспечивают выплаты, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а именно выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях в размере не ниже установленного законодательством Российской Федерации (подпункт «б» пункта 2.8.2.2.).
Таким образом, поскольку расходы на оплату труда определены административным ответчиком с нарушением действующего законодательства, что влияет на величину необходимой валовой выручки Общества, суды, правильно пришли к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Доводы кассационной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судами при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что отмена или изменение судебных постановлений нижестоящих судов в порядке кассации возможны исключительно в случае наличия таких ошибок в толковании и применении закона, которые повлияли на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав, свобод и охраняемых законом публичных интересов, а таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Вологодского областного суда от 05 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года по административному делу № 3а – 320/2021 – оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области – без удовлетворения.
Решение Вологодского областного суда от 05 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи