ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-5218/2022 от 16.03.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-5218/2022

город Москва 16 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Склярука С.А.,

судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда с использованием средств видео-конференц-связи кассационную жалобу административного истца Малаховского С.П. (поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Собинского городского суда Владимирской области от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 29 июля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Малаховского С.П. к Совету народных депутатов Собинского района и конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района о признании решений незаконными.

Заслушав доклад судьи Склярука С.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Малаховский С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к административным ответчикам о признании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района (далее Комиссия) о допуске Разова А.В. и Задворочнова И.В. к участию в конкурсе, оформленного протоколом от 6 ноября 2020 года № 2, и решения Совета народных депутатов Собинского района (далее СНД Собинского района) от 9 ноября 2020 года № 29/6 «О назначении А.В. Разова на должность главы администрации Собинского района» незаконными.

Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что административными ответчиками созданы препятствия к реализации Малаховским С.П. права на равный доступ к муниципальной службе. Объявление о проведении конкурса содержало незакрытый перечень документов, который должен представить кандидат, неопределенный по своему содержанию. Неоднократные просьбы о разъяснении указанных положений - проигнорированы и по существу были даны лишь за 15 минут до окончания срока приема документов на участие в конкурсе. По мнению Малаховского С.П., наличие неопределенного перечня документов является недопустимым, содержащим коррупциогенный фактор. В нарушение пункта 12.32 Регламента СНД Собинского района Владимирской области решение СНД Собинского района Владимирской области от 14 октября 2020 года № 13/4 «О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района» принято путем четвертого за месяц телефонного опроса. Конкурсной комиссией не выдержан 20-дневный срок принятия документов, предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку начало его течения приходилось на выходной день. По мнению административного истца, имел место конфликт интересов, возникший после выдвижения Разова А.В., исполняющего обязанности главы администрации Собинского района Владимирской области, у некоторых членов Конкурсной комиссии являющихся руководителями муниципальных учреждений Собинского района Владимирской области, учрежденных администрацией названного района либо имеющих бизнес - отношения с этой администрацией, а также депутатов, находящихся в непосредственном подчинении Разова А.В., поэтому эти члены комиссии должны были взять самоотвод, а депутаты воздержаться от голосования по вопросу назначения главы администрации Собинского района Владимирской области.

Решением Собинского городского суда Владимирской области от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 29 июля 2021 года, Малаховскому С.П. отказано в удовлетворении административных исковых требований.

В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец Малаховский С.П. ставит вопрос об отмене решения Собинского городского суда Владимирской области от 30 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 29 июля 2021 года, с принятием по административному делу нового судебного акта.

В обоснование кассационной жалобы им приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Административный истец Малаховский С.П., участвуя в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.

Так, исходя из положений частей 1,4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 37 названного Федерального закона определено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2). Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования; порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса; общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 5). Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (часть 6).

Согласно статье 42 Федерального закона № 131-Ф3 правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет документы, перечисленные в части 3 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ. В данный перечень также включены иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 11).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (часть 1). Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования (часть 2).

В силу статьи 34.1 Устава Собинского района, утвержденного решением СНД Собинского района Владимирской области от 31 марта 2010 года № 36/4 (далее также - Устав) главой администрации названного муниципального образования является лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий 5 лет. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации, а также условия контракта для главы администрации Собинского района утверждаются СНД Собинского района Владимирской области.

Согласно пунктам 3.2, 3.6, 3.7 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района», утвержденного решением СНД Собинского района Владимирской области от 23 июля 2015 года № 79/8 (далее также - Положение) комиссия формируется на срок проведения конкурса не менее чем за двадцать календарных дней до дня проведения конкурса; общее число членов комиссии составляет 8 человек; в состав комиссии в обязательном порядке включается глава Собинского района; при формировании комиссии половина членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района назначается СНД муниципального района, а другая половина - Губернатором Владимирской области; комиссия состоит из председателя, секретаря и других членов комиссии; председателем комиссии является глава Собинского района; заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее 1/2 от установленного числа членов комиссии; решения комиссии принимаются путем открытого голосования; решения комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии; при равном количестве голосов, поданных «за» и «против», голос председателя конкурсной комиссии считается решающим; решения комиссии оформляются протоколом комиссии, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

Кроме того, Положением предусмотрено, что решение о конкурсе на замещение должности главы администрации принимается СНД Собинского района, который определяет дату, время и место проведения конкурса, условия конкурса, проект контракта с главой администрации (пункт 2.1).

Объявление о проведении конкурса подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем за календарных 20 дней до дня проведения конкурса. В объявлении указываются: сведения о дате, времени и месте проведения конкурса; условия проведения конкурса; проект контракта; место (адрес), срок представления и перечень документов, необходимых для участия в конкурсе; форма проведения конкурса; контактная информация (пункт 2.2).

Прием документов для участия в конкурсе начинается со дня, следующего за днем опубликования объявления о проведении конкурса. Прием документов осуществляется в течение 20 календарных дней после опубликования объявления о проведении конкурса. Конкурс проводится не позднее 10 календарных дней после окончания приема документов (пункт 4.4.).

Решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе размещается на официальном сайте муниципального образования Собинский район (пункт 4.5).

Конкурс на замещение должности главы администрации проводится в два этапа. Первый этап в форме конкурса документов, второй этап в форме индивидуального собеседования с каждым кандидатом (пункт 5.1).

По результатам рассмотрения документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов ко второму этапу конкурса или об отказе в допуске кандидатов ко второму этапу конкурса (пункт 5.2).

Решение о допуске ко второму этапу конкурса или об отказе в таком допуске принимается большинством голосов от числа присутствующих членов конкурсной комиссии при открытом голосовании (пункт 5.4).

На втором этапе конкурса конкурсная комиссия поочередно (в порядке регистрации заявлений кандидатов) проводит собеседование с каждым из кандидатов (пункт 5.5).

По итогам конкурса принимается, в том числе решение о представлении кандидатов на рассмотрение Совета народных депутатов Собинского района. Решение комиссии принимается путем открытого голосования в отсутствие кандидатов. Решение комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии решающим является голос ее председателя (пункт 5.9).

Протокол комиссии с решением о результатах конкурса в срок не позднее 3 календарных дней представляется в СНД Собинского района для принятия решения о назначении на должность главы администрации Собинского района (пункт 5.10).

В силу пунктов 6.4, 6.5 Положения решение Совета о назначении лица на должность главы администрации принимается путем открытого голосования. Назначенным на должность главы администрации Собинского района считается кандидат, получивший большинство голосов от установленного числа депутатов СНД. Решение Совета о назначении на должность главы администрации вступает в силу с момента подписания и подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.

Как установлено судами при рассмотрении настоящего административного дела и подтверждается его материалами, 14 октября 2020 года СНД Собинского района Владимирской области принято решение № 12/4 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района», в соответствии с которым объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Собинского района Владимирской области, определены дата, время и место проведения конкурса, период приема документов, подаваемых в конкурсную комиссию для участия в этом конкурсе - с 17 октября 2020 года по 5 ноября 2020 года включительно, время приема документов понедельник-пятница с 8.00 до 17.00, обеденный перерыв с 12.00 до 13.00.

В районной газете «Доверие» № 41 от 16 октября 2020 года указанное решение было опубликовано вместе с объявлением о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района Владимирской области, которое содержало, в том числе и место (адрес), срок представления и перечень документов, необходимых для участия в конкурсе. Перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, также содержал указание на «иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации» (пункт 4 объявления).

В состав конкурсной комиссии назначены: решением СНД Собинского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ- ФИО5 - глава района, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 - депутаты СНД Собинского района Владимирской области, распоряжением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12

Решение от 14 октября 2020 года № 13/4 «О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района» принято путем телефонного опроса, что было обусловлено сложной эпидемиологической ситуацией в связи с распространением коронавирусной инфекции, процедура принятия указанного решения от 14 октября 2020 года соблюдена, оформлены заявления от депутатов СНД Собинского района Владимирской области, в которых содержится позиция каждого по необходимым вопросам, составлен протокол внеочередного заседания СНД от 14 октября 2020 года № 4, подписанный уполномоченными лицами, решение принято большинством голосов.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ конкурсная комиссия приняла и зарегистрировала заявления и документы от двух граждан, желающих принять участие в конкурсе: Разова А.В. и Задворочнова И.В.

Также судами установлено, что Малаховский С.П. обратился в СНД Собинского района Владимирской области с заявлением, в котором просил сообщить о конкретном перечне документов для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации Собинского района Владимирской области. Данное заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, в 16 часов 00 минут, ответ на него был направлен на электронную почту административного истца ДД.ММ.ГГГГ, в 16 часов 43 минуты.

Данных об иных обращениях Малаховского С.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СНД Собинского района Владимирской области, а также в Конкурсную комиссию с заявлением об участии в конкурсе, материалы административного дела не содержат.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Конкурсной комиссии, в ходе которого принято решение о допуске кандидатов Разова А.В. и Задворочнова И.В. до участия во втором этапе конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района Владимирской области. Решение комиссии оформлено протоколом от 6 ноября 2020 года № 2, принято единогласно, при открытом голосовании, подписано уполномоченными лицами.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам второго этапа конкурса на замещение должности главы администрации Собинского района Владимирской области Конкурсной комиссией были выставлены баллы каждому из двух кандидатов и принято решение о представлении кандидатов Разова А.В. и Задворочнова И.В. на рассмотрение СНД Собинского района Владимирской области, оформленное протоколом № 3.

В тот же день состоялось заседание СНД Собинского района Владимирской области, по результатам которого, при наличии кворума, единогласно принято решение СНД Собинского района Владимирской области № 29/6 «О назначении А.В. Разова на должность главы администрации Собинского района», опубликованное в газете «Доверие» № 45 от 13 ноября 2020 года.

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые протокол Конкурсной комиссии от 6 ноября 2020 года № 2 и решение СНД Собинского района Владимирской области от 9 ноября 2020 года № 29/6 «О назначении А.В. Разова на должность главы администрации Собинского района» не нарушают прав свобод и законных интересов административного истца, не заявлявшего о своем участии и не принимавшего никакого участия в конкурсе на замещение этой должности, являются законными и обоснованными, приняты в правомочном составе, с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих публичные полномочия, как Конкурсной комиссии, так и названного представительного органа местного самоуправления.

С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда.

Указанные выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению при разрешении возникшего административного спора, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, свидетельствующих о том, что существенных нарушений предусмотренной законодательством и Уставом Собинского городского суда Владимирской области процедуры проведения конкурса и заключения контракта с главой администрации названного муниципального образования, ограничивших право административного истца на участие в данном конкурсе, административными ответчиками допущено не было.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, по сути, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.

Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, влекущих в силу положений статьи 328 КАС РФ отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Собинского городского суда Владимирской области от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Малаховского С.П. - без удовлетворения.

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 30 марта 2022 года.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи