ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-5260/2021 от 13.04.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№88а-5260/2021

(№8а-3208/2021)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 13 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Трапезниковой И.И., Печенкиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 05 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2020 года по административному делу №2а-294/2020 по административному исковому заявлению ООО «Вишневогорские коммунальные сети» о признании недействующим в части постановления Администрации Каслинского муниципального района,

заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И., выслушав объяснения действующего по доверенности представителя административного истца – ООО «Вишневогорские коммунальные сети» ФИО1, прокурора седьмого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2,

судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» (далее – ООО «ВКС») обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.1 постановления администрации Каслинского муниципального района от 04 апреля 2019 года №276 в части отмены постановления администрации Каслинского муниципального района от 25 июля 2017 года №464, с даты принятия. В обоснование заявленных требований указано на то, что 01.03.2018 года между администрацией Вишневогорского городского поселения, ООО «ВКС» и Челябинской областью в лице Губернатора заключено трехстороннее концессионное соглашение о создании, реконструкции, ремонте и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения Вишневогорского городского поселения, в соответствии с которым ООО «ВКС» обязалось за своей счет содержать и использовать централизованную систему холодного водоснабжения и водоотведения, администрация Вишневогорского городского поселения 30.03.2018 года передала ООО «ВКС» права владения и пользования на объекты водоснабжения. ООО «ВКС» с 01 апреля 2018 года осуществляет деятельность по подаче холодного водоснабжения и водоотведению сточных вод. Постановлением администрации Каслинского муниципального района от 25 июля 2017 года №464 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг, с учетом пункта 2.1 которого ООО «ВКС» имело право на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов, как организация, эксплуатирующая объекты водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью, и оказывающая жилищно-коммунальные услуги на территории Каслинского муниципального района. 04 июля 2019 года ООО «ВКС» обратилось в администрацию Каслинского муниципального района с заявкой на получение субсидии в сумме 14 299 640 руб. за период с 01.04.2018 года по 01.04.2019 года, однако администрацией Каслинского муниципального района обществу отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что постановлением администрации Каслинского района от 04 апреля 2019 года №276 Порядок предоставления субсидий, утвержденный Постановлением администрации от 25 июля 2017 года №464, признан утратившим силу. Административный истец полагает, что указанный правовой акт повлек невозможность получения административным истцом законно установленной субсидии и противоречит статье 78 Бюджетного кодекса РФ, а кроме того, повлек нарушение прав административного истца, его принятие привело к невозможности своевременной оплаты истцом расходов за электроэнергию, возникла задолженность по заработной плате и в дальнейшем возможно банкротство общества.

Решением Каслинского городского суда Челябинской области от 05 июня 2020 года в удовлетворении требований ООО «ВКС» отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2020 года указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «ВКС» – без удовлетворения.

В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 15 февраля 2021 года) представитель административного истца ФИО1, действующая по доверенности от имени и в интересах ООО «ВКС» на основании доверенности, просит об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неверное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.

Участвовавший в судебном заседании представитель административного истца ООО «Вишневогорские коммунальные сети» ФИО1 настаивала на доводах кассационной жалобы.

Прокурор возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке административный ответчик в судебное заседание представителя не направил.

На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций не было допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «ВКС» с 01.04.2018 года осуществляет деятельность по подаче холодного водоснабжения и водоотведения сточных вод на территории Вишневогорского городского поселения Каслинского муниципального района, используя централизованные системы водоснабжения и водоотведения, переданные ему в соответствии с концессионным соглашением от 01.03.2018 года.

Постановлением администрации Каслинского муниципального района от 25.07.2017 года №464 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг (далее – Порядок). Согласно пункту 1.1 Порядка, он разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 01 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Каслинского муниципального района и определяет критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидии, цели, условия и порядок предоставления субсидии из бюджета Каслинского муниципального района, а также порядок возврата субсидии в бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.

Согласно пункту 2.1 Порядка, субсидия предоставляется организациям, соответствующим следующим критериям: 1) зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Каслинского муниципального района; 2) эксплуатирующим объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения, являющиеся муниципальной собственностью; 3) оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Каслинского муниципального района.

Постановление администрации Каслинского муниципального района от 25.07.2017 года №464 опубликовано в периодическом печатном издании Каслинского муниципального района – газете «Красное знамя» от 02.08.2017 года № 57(11482).

Постановлением администрации Каслинского муниципального района от 29.06.2018 года №455 в Порядок внесены изменения и дополнения: раздел 1 дополнен пунктом 1.3, согласно которому субсидии предоставляются в пределах финансовых средств, предусмотренных в бюджете Каслинского муниципального района на соответствующий год, в случае отсутствия финансовых средства в бюджете Каслинского муниципального района на указанные цели субсидии не предоставляются; подпункт 2 пункта 2.1 Порядка изложен в новой редакции, согласно которой субсидия предоставляется организациям, эксплуатирующим объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования «Каслинский муниципальный район», за исключением объектов, эксплуатируемых на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Постановление опубликовано в «Периодическом сборнике «Официальный вестник Каслинского муниципального района» от 04.07.2018 года №18.

Постановление администрации Каслинского муниципального района от 25.07.2017 года №464 признано утратившим силу принятым в целях приведения нормативных правовых актов администрации в соответствие с действующим федеральным и региональным законодательством постановлением администрации Каслинского муниципального района от 04.04.2019 года №276 (п.1.1 постановления), которое опубликовано в «Периодическом сборнике «Официальный вестник Каслинского муниципального района» от 10.04.2019 года №52.

05 июля 2019 года ООО «ВКС» обратилось в администрацию Каслинского муниципального района с заявкой на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализации) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, финансового обеспечения их деятельности, связанной решением вопросов местного значения.

Администрацией Каслинского муниципального района решением от 17.07.2019 года ООО «ВКС» отказано в предоставлении субсидии, ввиду отмены Порядка, утвержденного постановлением администрации Каслинского муниципального района от 25.07.2017 года №464.

Полагая принятый нормативный акт администрации Каслинского муниципального района – постановление 04.04.2019 года №276 в части признания утратившим силу постановления от 25.07.2017 года №464, противоречащим положениям статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, ООО «ВКС» обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, определив юридически значимые по делу обстоятельства, проанализировав правовой акт в оспариваемой части, с учетом положений части 1 и 2 статьи 7, статьи 47, части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 34 Устава Каслинского муниципального района, принимая во внимание положения пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, суды пришли к обоснованным выводам о том, что постановление принято уполномоченным органом – администрацией Каслинского муниципального района, в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия и введения его в действие. При этом, принимая во внимание, что несоответствия указанного нормативного правового акта в оспариваемой части другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по делу не установлено, суды не усмотрели оснований для признания оспариваемой нормы недействующей.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций кассационный суд находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, а судебные акты принятыми без нарушений процессуальных требований.

В кассационной жалобе административный истец, приводя положения части 1 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает на то, что федеральным законодательством установлена обязанность муниципального образования принять муниципальный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий, с учетом чего, при отсутствии принятого взамен отмененного Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением администрации 25 июля 2017 года №464, иного нормативного акта, отмена постановления противоречит федеральному законодательству.

Между тем эти доводы основаны на ошибочном толковании норм права. Пункт 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет основы правового регулирования предоставления субсидий юридическим лицам, при котором случаи и порядок предоставления субсидий из местного бюджета устанавливаются решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом положения данной нормы не указывают на то, что отсутствие правового регулирования указанного вопроса, является основанием для признания противоречащим закону акта, отменяющего ранее принятый Порядок предоставления субсидий.

Кассатор также указывает, что отмена нормативного акта привела к нарушению прав административного истца на получение субсидии, и выражает несогласие с тем, что отсутствие в бюджете заложенных расходов на предоставление субсидии влечет возможность не выполнять требования закона, при том, что аналогичная субсидия может быть получена иными хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем указанные вопросы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, а доводы, аналогичные изложенным, предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и основания их непринятия судами подробно изложено в судебных актах.

Кроме того, фактически административный истец не согласен с отказом в предоставлении субсидии, считая его незаконным, что предполагает иной способ защиты права и само по себе не может явиться основанием для признания нормативного правового акта недействующим.

Приведенные доводы не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Каслинского городского суда Челябинской области от 05 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное определение изготовлено 26 апреля 2021 года.

Председательствующий

Судьи: