ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-5318/2022 от 30.03.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а–5318/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 30 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Городков А.В.,

судей Жидковой О.В., Бельмас Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года по административному делу № 2а-1293/2021 по административному исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.

Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., возражения на кассационную жалобу прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия

установила:

в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при размещении твердых коммунальных отходов, проведенной прокуратурой Удорского района Республики Коми в период с 22 октября 2020 года по 5 ноября 2020 проверки с привлечением специалиста Удорского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, на территории государственного лесного фонда выявлены свалки бытовых и строительных отходов, о чем составлено заключение № 65/1 от 05 ноября 2020 года с приложением карты-схемы, фототаблицы мест несанкционированного размещения отходов.

8 декабря 2020 года прокурор Удорского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза отходов, несанкционированно размещенных на территории государственного лесного фонда в кварталах 184 Чимского участкового лесничества, 89 Благоевского участкового лесничества, 133 Селэгвожского участкового лесничества, 423 Бутканского участкового лесничества, 133 Селэгвожского участкового лесничества, а также в непринятии мер по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель.

Просил обязать административного ответчика в срок до 31 июля 2021 года организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории государственного лесного фонда в точках по указанным в административном иске координатам (всего, в 10 местах).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, Администрация МО СП «Благоево».

Определением суда от 29 марта 2021 года принят отказ прокурора Удорского района Республики Коми от заявленных требований в части организации проведения мероприятий по рекультивации земельных участков, производство по делу в указанной части прекращено.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года, административный иск удовлетворен.

На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложена обязанность в срок до 1 октября 2021 года организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории государственного лесного фонда в точках с приведенными в решении координатами.

В кассационной жалобе, поданной через Сыктывкарский городской суд Республики Коми 18 января 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 2 февраля 2022 года, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Коми, со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что правовые основания для возложения на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отсутствуют, поскольку выводов о незаконном поведении органа власти судебные акты не содержат. Обращает внимание, что на момент обнаружения несанкционированных свалок статья 55 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой санитарно-оздоровительным мероприятиям относится, в том числе, и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия, утратила силу. Кроме того, полагает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено полномочием по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, не финансируется из субвенций федерального бюджета, не является собственником земельного участка и собственником несанкционированных свалок.

В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Республики Коми указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.

Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 51, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельных участках, относящихся к землям государственного лесного фонда, которые кому-либо в законное владение и пользование не переданы, пользователи, землевладельцы этих участков, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, пришёл к выводу о том, что обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов, размещённых на спорных земельных участках, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, как на орган исполнительной власти в области лесных отношений в Республике Коми.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, с такими выводами суда согласилась, и нормам материального права выводы судов первой и апелляционной инстанций о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, на административного ответчика, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.

Как установлено судами, согласно сведениям публичной кадастровой карты несанкционированные свалки, о ликвидации которых просит прокурор, расположены на землях государственного лесного фонда, для лесопользования конкретным лицами не выделялась, сведения о данных местах расположения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов отсутствуют.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 указанной статьи охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Республике Коми является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года № 452, его основными задачами являются обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов, повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (подпункты 5, 6, 8, 12 пункта 9 Положения).

Доводы Министерства об изменении закона, в частности, признание с 1 октября 2016 года утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, правильно оценены судами, как не свидетельствующие об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов» была изменена глава 3 «Охрана и защита лесов» Лесного кодекса Российской Федерации. Теперь она посвящена только охране лесов, а защита лесов выделена в отдельную главу 3.1. Разница между охраной и защитой лесов согласно этим нормам состоит в том, что термин «охрана» предусматривается по отношению к пожарам, загрязнениям (в том числе радиоактивными веществами) и иным негативным воздействиям лесов, а защита сводится главным образом к санитарной безопасности в лесах.

Согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. В частности, при использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации (пункт 14).

Принимая во внимание, что на основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а Министерство природных ресурсов и экологии Республики Коми является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти Республики в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у судов, вопреки доводам кассационной жалобы, не имелось.

Доводы кассационной жалобы об обратном сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Председательствующий:

Судьи:

Кассационное определение в полном

объеме изготовлено 13 апреля 2022 года.