ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-5654/20 от 12.03.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-5654/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ляпина Н.А.,

судей Белова В.И. и Матыциной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков – Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лениногорскому району ФИО1 на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 октября 2019 года по административному делу № 2а-636/2019 по административному исковому заявлению муниципального казённого учреждения «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лениногорскому району, отделению Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лениногорскому району и государственному инспектору указанного отделения ФИО2 о признании незаконным отказа в прекращении регистрационного учёта транспортного средства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан (далее – МКУ «Управление образования» ИК МО «ЛМР» Республики Татарстан) 10 января 2019 года обратилось в отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лениногорскому району (далее – ОГИБДД отдела МВД России по Лениногорскому району) с заявлением о прекращении регистрационного учёта транспортного средства марки ГАЗ 32213, год выпуска 2007, регистрационный знак «Р 144 НМ 16 RUS», в связи с его утилизацией. К заявлению были приложены все необходимые документы.

18 января 2019 года государственным инспектором ОГИБДД отдела МВД России по Лениногорскому району ФИО2 отказано в снятии транспортного средства с регистрационного учёта в связи с ликвидацией собственника – муниципального учреждения «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

Полагая такой отказ незаконным и противоречащим положениям приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605, МКУ «Управление образования» ИК МО «ЛМР» Республики Татарстан обратилось в Лениногорский городской суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лениногорскому району (далее – отдел МВД России по Лениногорскому району), ОГИБДД отдела МВД России по Лениногорскому району и государственному инспектору указанного отделения ФИО2, в котором просило признать незаконным отказ в прекращении регистрационного учёта транспортного средства и возложить на административных ответчиков обязанность прекратить регистрационный учёт транспортного средства.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Татарстан (далее – МВД по Республике Татарстан), в качестве заинтересованного лица - Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан.

Решением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 октября 2019 года, требования административного истца удовлетворены. Суд признал незаконным отказ государственного инспектора ОГИБДД отдела МВД России по Лениногорскому району ФИО2 в прекращении регистрационного учёта транспортного средства марки ГАЗ 32213, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты> и обязал административных ответчиков устранить допущенные нарушения.

В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Лениногорский городской суд Республики Татарстан 23 января 2020 года, представитель административных ответчиков – МВД по Республике Татарстан и отдела МВД России по Лениногорскому району ФИО1 просит отменить названные судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование этого она указывает, что из буквального толкования абзаца 11 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605, и абзаца 10 пункта 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399, следует, что регистрационные действия с транспортными средствами не проводятся, если имеются сведения о прекращении деятельности юридического лица. Поскольку деятельность муниципального учреждения «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан прекращена в июле 2014 года, то отказ в прекращении регистрационного учёта транспортного средства является правомерным.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.

Из материалов дела следует и судами установлено, что муниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан являлось собственником транспортного средства марки ГАЗ 32213, 2007 года выпуска, тип - автобусы прочие, цвет - жёлтый, регистрационный знак <данные изъяты>» (л.д. 9).

Согласно свидетельству об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства <данные изъяты>, указанное транспортное средство было утилизировано (л.д. 15).

10 января 2019 года административный истец обратился в ОГИБДД отдела МВД России по Лениногорскому району с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства ГАЗ 32213 в связи с утилизацией. По результатам рассмотрения заявления государственным инспектором указанного отделения ФИО2 было вынесено решение об отказе в снятии с регистрационного учёта транспортного средства на основании приказа МВД России от 26 июня 2018 года № 399 в связи с ликвидацией муниципального учреждения «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан (л.д. 7-8).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц правопредшественником МКУ «Управление образования» ИК МО «ЛМР» Республики Татарстан является муниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, 19 июля 2013 года произошла реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица (л.д. 44 - 56).

Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» от 16 июля 2014 года № 278 муниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан постановлено именовать муниципальное казённое учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан (л.д. 13 - 14).

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605 (действовавшего до 1 января 2020 года), и Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждёнными приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399 (действовавшими до 1 января 2020 года), пришли к выводу, что отказ государственного инспектора в прекращении регистрации транспортного средства ГАЗ 32213 в связи с утилизацией неправомерен, поскольку основание отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует закону.

Судом апелляционной инстанции также отмечено, что собственник транспортного средства – юридическое лицо не было ликвидировано и деятельность муниципального учреждения «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан прекращена путём реорганизации в форме присоединения, что влечёт иные правовые последствия для имущества реорганизованного юридического лица. Кроме того, административный истец - МКУ «Управление образования» ИК МО «ЛМР» Республики Татарстан было создано в 2014 году путём изменения типа муниципального учреждения, что в силу закона не является реорганизацией юридического лица.

С указанными выводами судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается, исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица. Следовательно, имущество муниципального учреждения «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, в том числе транспортное средство, перешло к муниципальному казённому учреждению «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, которое в июле 2014 года сменило тип с муниципального учреждения на муниципальное казённое учреждение.

В силу пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

Таким образом, отказ государственного инспектора ОГИБДД отдела МВД России по Лениногорскому району в прекращении регистрации транспортного средства по мотиву ликвидации (прекращения деятельности) его собственника не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы сводятся к повторению утверждений административных ответчиков, исследованных и правомерно отклонённых судом апелляционной инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов. Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства и сделали правильные выводы по существу требований административного истца.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

Решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных ответчиков – Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лениногорскому району ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: