Дело № 88а-5871/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А. М.,
судей: Жидковой О.В., Мальцевой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 декабря 2019 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Отделению лицензионно-разрешительной работы по городу Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми о признании незаконным заключения об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
по первой инстанции решение вынесено Эжвинским районным судом г.Сыктывкара Республики Коми от 2 октября 2019 года (дело № 2а-1029/2019),
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с административным исковым заявлением к начальнику отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми ФИО2 о признании незаконным отказа от 03.08.2019г. в выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, возложении обязанности по выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
В обоснование требований указал, что на основании уведомления начальника ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми ФИО2 от 03 августа 2019 года ему было отказано в выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, поскольку на момент обращения его стаж владения охотничьим гладкоствольным оружием составляет менее 5 лет. Считает данный отказ незаконным, поскольку неверное толкование административным ответчиком закона привело к нарушению его прав, в связи с чем обратился в суд с указанным административным иском.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены - Отделение лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми, Управление Росгвардии по Республике Коми.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования, просил признать незаконными уведомление об отказе о выдаче разрешения №№ от 03.08.2019г., подписанное начальником ОЛРР по г.Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми ФИО2 и вынесенное 29.07.2019г. инспектором ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми ФИО3 и утвержденное начальником ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми ФИО2 заключение об отказе в выдаче разрешения; обязать начальника ОЛРР по г.Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми выдать разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом марки ОП- СКС, калибр 7,62*39, №№ и марки ИЖ-94 Север, №№, 2002 года выпуска.
Решением Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 2 октября 2019 года, административные исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 декабря 2019 года решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 2 октября 2019 года отменено, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
На вступившее в законную силу апелляционное определение ФИО1 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене. Административный истец ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 29 октября 2014 года выдано разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом ОП-СКС, кал.7,62*39, № со сроком действия до 29 октября 2019 года, а в 2013 году - разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом ИЖ-94 «Север», кал.20* 56, № со сроком действия до 11 апреля 2018 года.
Также ФИО1 является владельцем огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия марки ИЖ 27Е кал. 12*70 № и огнестрельного оружия самообороны ПБ-4-1 МЛ «Оса» кал. 18*45 №.
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми от 26 февраля 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей, который уплачен ФИО1 17 мая 2018 года.
Постановлением инспектора ОфП по г. Сыктывкару от 12 апреля 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей, который уплачен ФИО1 5 июля 2018 года.
Начальником ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми 1 августа 2018 года связи с совершением ФИО4 административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 20.8 и частью 4 статьи 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, утверждено заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, в том числе марки ОП-СКС, кал.7,62*39, №, выданного 29 октября 2014 года сроком до 29 октября 2019 года, а также в отношении иного оружия, право ФИО1 на хранение и ношение которого не истекло к дате утверждения данного заключения, в связи с чем, последнее выводов об аннулировании разрешения в отношении огнестрельного оружия марки ИЖ-94 «Север», кал.20*56, №, выданного 11 апреля 2013 года сроком до 11 апреля 2018 года, не содержит.
Из материалов учетно-профилактического дела на ФИО1 следует, что последний 24 июля 2019 года обратился в Отделение лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми с заявлениями о выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом марки ОП-СКС, кал.7,62*39 и марки ИЖ-94 «Север», кал.20*56, №.
По итогам рассмотрения обращений ФИО1 заключением инспектора Отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми ФИО3, утвержденного 29 июля 2019 года начальником ОЛРР ФИО2, ФИО1 отказано в выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом на основании части 8 статьи 13 Закона об оружии в связи с отсутствием к моменту обращения ФИО1 непрерывного пятилетнего стажа владения охотничьим гладкоствольным оружием, о чем 3 августа 2019 года в адрес ФИО1 было направлено уведомление об отказе в продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Из содержание оспариваемого заключения следует, что оружие марки ОП-СКС, кал.7,62*39, № и марки ИЖ-94 «Север», кал.20*56, №, а так же иное находящееся в собственности ФИО1 оружие изъято в связи с аннулированием разрешений по причине совершения заявителем двух административных правонарушений и помещено в дежурную часть УМВД России по г. Сыктывкару на ответственное хранение, которое до настоящего времени находится в дежурной части. Заключение отражает выводы, при которых стаж владения ФИО1 охотничьим оружием прервался в связи с совершением им противоправных действий.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь частью 8 статьи 13, пунктом 5 части 20 статьи 13, пунктом 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту - Закон об оружии), статьей 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходил из того, что административный штраф за повторное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность уплачен административным истцом 05.07.2018г., срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию за совершение правонарушения, истек 05.07.2019г., ФИО1 вправе после наступления этой даты обратиться за получением разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия с нарезным стволом. Основания для отказа в выдаче разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, предусмотренные частью 8 статьи 13 Закона об оружии, предусмотрены законодателем при решении вопроса о выдаче лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, тогда как обращение административного истца имело место в рамках оказания ему государственной услуги по выдаче разрешения на хранение и ношение такого оружия, что по своей природе носит различный характер.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года №246 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» на МВД России возложены полномочия по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования отдельных видов деятельности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии российской Федерации» нормативно-правовое регулирование в сфере оборота оружия осуществляет Росгвардия.
На момент обращения административного истца с заявлениями о выдаче разрешения на хранение и ношения оружия действовал приказ Росгвардии от 26 июня 2018 года №221 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему» (далее по тексту - Административный регламент).
Положения пункта 14 Административного регламента в числе оснований для отказа в предоставлении рассматриваемой государственной услуги предусматривают предоставление документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Административного регламента, не в полном объеме, неуплату государственной пошлины, а также наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 9 Федерального закона «Об оружии».
При наличии приведенных оснований, предусмотренных пунктом 14 настоящего Административного регламента, осуществляется подготовка заключения об отказе в выдаче разрешения (приложение № 7 к настоящему Административному регламенту).
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона об оружии основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об оружии охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. При этом по смыслу приведенной нормы течение указанного срока должно быть непрерывным.
Учитывая изложенное, условием для приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом является занятие гражданином профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо наличие в собственности гладкоствольного длинноствольного оружия не менее пяти лет.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является владельцем оружия марки ОП-СКС, кал.7,62*39, № и марки ИЖ-94 «Север», кал.20*56, №, в отношении которых им был инициирован вопрос по выдаче разрешения в обращениях 24 июля 2019 года.
Оружие марки ИЖ-94 «Север», кал.20*56, № изъято у ФИО1 12 апреля 2018 года на основании совершения им 12 апреля 2018 года административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в осуществлении хранения ФИО4 оружия ИЖ-94 «Север», кал.20*56, № без специального разрешения на право его хранения и ношения, срок действия которого истек 11 апреля 2018 года.
Основанием изъятия 22 февраля 2019 года у ФИО1 оружия марки ОП-СКС, кал.7,62*39, № явилось аннулирование разрешения, срок действия которого истекал 29 октября 2019 года.
При этом судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми правильно учла, что на день обращения ФИО1 с заявлениями о выдачи разрешения фактически владельцем оружия он не являлся, срок владения и хранения огнестрельного гладкоствольного оружия был прерван, поскольку оружие, принадлежащее административному истцу было изъято и помещено в дежурную часть УМВД России по г. Сыктывкару на ответственное хранение, а равно на момент обращения в ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Республики Коми ФИО1 владел охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием менее пяти лет. Таким образом, учитывая положения пункта 14 Административного регламента, части 4 статьи 9 и части 8 статьи 13 Закона об оружии, срок непрерывного владения ФИО4 охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием составляет менее пяти лет, в связи с чем у него отсутствуют условия, при которых в силу части 8 статьи 13 Закона об оружии возникает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, и получение разрешения на хранение и ношение такого оружия.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение об аннулировании разрешения на оружие не принималось, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, которым была дана надлежащая оценка.
Как установлено материалами дела, разрешение на хранение и ношение оружия марки ИЖ-94 «Север», кал.20*56, № истекло 11 апреля 2018 года, повторное разрешение административному истцу не выдавалось.
Поскольку суд апелляционной инстанции установил, что срок непрерывного владения ФИО1 охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием составляет менее пяти лет, оснований полагать ошибочным его вывод о том, что у него отсутствуют условия при которых в силу части 8 статьи 13 Федерального закона "Об оружии" возникает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, не имеется, так как отсутствие этого права в силу названных норм Федерального закона "Об оружии" препятствует возможности получения разрешения на хранение и ношение такого оружия.
Указанный вывод суда второй инстанции основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений абзаца 8 статьи 13, статьи 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" и соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23 ноября 2017 года № 2539-О.
Доводы подателя жалобы, что вышеприведенными нормами Федерального закона "Об оружии" в качестве обязательного условия выдачи лицензии непрерывное владение охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием в течение 5 лет к моменту обращения в уполномоченный орган внутренних дел за получением лицензии не предусмотрено, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании приведенных норм действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере оборота оружия.
Сам факт владения на праве собственности охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием более пяти лет значения при разрешении заявления не имеет, так как срок владения данным оружием прервался в апреле 2018 года в связи с его истечением. А из буквального толкования части 8 статьи 13 Федерального закона "Об оружии" следует, что условием приобретения оружия с нарезным стволом является нахождение в собственности гражданина в текущий период времени охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия не менее пяти лет. Суммирование иных периодов владения оружием, которые прерывались к моменту обращения с заявлением о выдаче лицензии, законом не предусмотрено.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, не только создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, но и сопряжен с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия (постановления от 29 июня 2012 года N 16-П и от 17 июня 2014 года N 18-П).
Предоставляя гражданам Российской Федерации право иметь в собственности (право приобретать, хранить, носить, использовать) гражданское оружие, т.е. оружие, предназначенное для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охоты (статья 3), Федеральный закон "Об оружии" устанавливает лицензионный (разрешительный) порядок его приобретения, хранения и ношения (статья 9), а также предусматривает ряд условий получения лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение или хранение и ношение, в том числе в зависимости от вида гражданского оружия.
При этом пятилетний срок владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием как условие возникновения права на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом обусловлен особыми техническими характеристиками приобретаемого оружия - большими дальностью стрельбы и убойной силой. Установление такого срока для лиц, чья профессиональная деятельность не связана с охотой, необходимо для приобретения ими устойчивых навыков безопасного обращения с оружием, не утрачиваемых к моменту приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом вследствие прерывания указанного срока. Кроме того, продолжительное и непрерывное владение и пользование охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием свидетельствует о безупречном и ответственном обращении гражданина с оружием (Определение Конституционного Суда Российской Федерации №1225-О от 27 июня 2017 года).
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 декабря 2019 г. по административному делу по административному иску ФИО1 к Отделению лицензионно-разрешительной работы по городу Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми о признании незаконным заключения об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: