№ 88а-5992/2020 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 марта 2020 года г. Москва Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Зюлина М.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу ФИО1 на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 12 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 25 июня 2019 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Смоленской области к Автономной некоммерческой организации «Хозрасчетная поликлиника», администрации г. Смоленска о ликвидации некоммерческой организации (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-1067/2019). Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения прокурора Русакова И.В., судебная коллегия установила: Постановлением мэра г. Смоленска от 8 декабря 1994 года № 873 создано Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Хозрасчетная поликлиника». Постановлениями администрации г. Смоленска от 17 августа 2007 года № 2191-адм и от 23 декабря 2008 года № 2046-адм муниципальное движимое и недвижимое имущество закреплено за МЛПУ «Хозрасчетная поликлиника» на праве оперативного управления. Постановлением администрации г. Смоленска от 27 марта 2014 года № 543-адм МЛПУ «Хозрасчетная поликлиника» реорганизовано в форме преобразования в АНО «Хозрасчетная поликлиника», последнее является правопреемником прав и обязанностей первого в соответствии с передаточным актом, имущество, включенное в состав передаточного акта постановлено считать имущественным взносом администрации г. Смоленска, утвержден Устав АНО «Хозрасчетная поликлиника». В соответствии с передаточным актом от 1 июня 2014 года АНО «Хозрасчетная поликлиника» администрацией г. Смоленска переданы активы, включая здание, нежилое помещение, медтехнику, оборудование, медикаменты, материалы, денежные средства, дебиторскую задолженность, договоры, общей балансовой стоимостью 26744424 руб. 38 коп. Распоряжением Управления Министерства юстиции по Смоленской области от 20 июня 2014 года принято решение зарегистрировать АНО «Хозрасчетная поликлиника» путем создания в форме преобразования Муниципального лечебно-профилактического учреждения «Хозрасчетная поликлиника», зарегистрировать его Устав и выдать свидетельство о его государственной регистрации. 23 июня 2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании АНО «Хозрасчетная поликлиника» путем реорганизации в форме преобразования на основании решения о государственной регистрации, принятого Министерством юстиции России по Смоленской области. Прокурор Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Хозрасчетная поликлиника» и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя требования созданием некоммерческой организации с грубым и неустранимым нарушением пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предусматривающего возможность преобразования государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации в случаях и в порядке, которые установлены законом, в то время, когда ни Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни иными федеральными законами такие случаи и порядок определены не были, что исключает возможность преобразования муниципального учреждения в некоммерческую организацию и возможность перехода муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, в частную собственность; осуществлением АНО «Хозрасчетная поликлиника» только коммерческой деятельности в нарушение цели создания организации, закрепленной в пункте 3.1 Устава, о предоставлении услуг в сфере здравоохранения, что противоречит уставным целям некоммерческих организаций; отсутствием в Управлении Министерства юстиции России по Смоленской области предусмотренных пунктом 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» документов, необходимых для регистрации некоммерческой организации, ввиду того, что состав учредителей (участников) АНО «Некоммерческая организация» не соответствовал составу учредителей, указанному в пункте 1.3 её Устава. Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 12 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 25 июня 2019 года, административное исковое заявление прокурора Смоленской области удовлетворено. Постановлено ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Хозрасчетная поликлиника». Возложить на осуществляющую полномочия учредителя Автономной некоммерческой организации «Хозрасчетная поликлиника» администрацию г. Смоленска обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести все необходимые действия по ликвидации Автономной некоммерческой организации «Хозрасчетная поликлиника». Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов Автономной некоммерческой организации «Хозрасчетная поликлиника» обратить в доход государства. Исключить сведения об Автономной некоммерческой организации «Хозрасчетная поликлиника» после завершения процедуры ликвидации. В кассационной жалобе заинтересованного лица ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности. Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (подпункт 1 пункта 3); в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3). Разрешая настоящее исковое заявление и удовлетворяя его, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что при создании АНО «Хозрасчетная поликлиника» допущено грубое и неустранимое нарушение, выразившееся в том, что вопреки требованиям пункта 2 статьи 17 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и порядке, которые установлены законом, в то время, когда такая возможность законом на момент реорганизации МЛПУ «Хозрасчетная поликлиника» в АНО «Хозрасчетная поликлиника» и до настоящего времени законом не урегулирована и не предусмотрена. При этом произошло незаконное отчуждение муниципального имущества в частную собственность в нарушение статьи 217 ГК РФ. Кроме этого, указали, что АНО «Хозрасчетная поликлиника» осуществляла деятельность с грубыми нарушениями Федерального закона № 7-ФЗ, выразившимися в том, что в нарушение его положений пункта 1 статьи 2 о том, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, в нарушение положений пункта 1 статьи 10 о том, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах, имеющая право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация, в 2015-2018 годах осуществляла только деятельность, приносящую доход при неосуществлении ею собственно некоммерческой деятельности. Не соглашаясь с выводами судов, в кассационной жалобе заинтересованного лица приводится довод о том, что нарушений действующего законодательства при создании АНО «Хозрасчетная поликлиника» допущено не было, т.к. ни в одном правовом акте не содержится запрета на реорганизацию муниципального учреждения в автономную некоммерческую организацию. Судебная коллегия находит указанный довод несостоятельным. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона № 7-ФЗ частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. По смыслу и содержанию приведенной нормы в отсутствие предусмотренных законом случаев и порядка преобразования государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм такое преобразование возможно в отношении других учреждений за исключением государственных и муниципальных. При этом содержащаяся в жалобе ссылка заинтересованного лица на предусмотренную Гражданским кодексом РФ общую норму о реорганизации юридического лица (статья 57) не может быть расценена тем случаем и порядком, к которым отсылает пункт 2 статьи 17 Федерального закона № 7-ФЗ в случае преобразования государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации. В жалобе указывается, что выводы о неоднократных или грубых нарушениях закона при осуществлении АНО «Хозрасчетная поликлиника» своей деятельности не основаны на исследованных по делу доказательствах, подтверждающих осуществление организацией некоммерческой деятельности. Эти доводы сводятся к несогласию с выводами суда относительно оценки представленных административным ответчиком доказательств, которые не могут служить основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в силу части 3 статьи 329 КАС РФ полномочия по оценке доказательств в компетенцию кассационного суда не входят. Правомерно опровергнут нижестоящими судами повторяющийся в кассационной жалобе довод о подсудности настоящего спора арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции, поскольку в силу главы 27 КАС РФ иски о ликвидации некоммерческих организаций отнесены к подсудности судов общей юрисдикции. Утверждения о том, что выводы судов о последствиях реорганизации в виде передачи муниципального имущества в собственность автономной некоммерческой организации не могут служить основанием для ликвидации ответчика, при обстоятельствах, когда установлено его создание с нарушением действующего законодательства, не имеют какого-либо правового значения, так же, как и доводы жалобы о несогласии с выводами судов относительно утраты учредителем контроля за дальнейшим использованием имущества. Доводы жалобы о пропуске административным истцом установленного статьей 195 ГК РФ трехлетнего срока исковой давности также не влекут отмену состоявшихся судебных постановлений, т.к. настоящее дело рассматривается в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требования которой были в полной мере соблюдены при подаче прокурором административного искового заявления. По мнению заинтересованного лица, решение суда об обращении имущества ликвидируемой организации в доход государства противоречит положениям статьи 20 Федерального закона № 7-ФЗ, т.к. подтверждений о возможности (невозможности) использования имущества в соответствии с учредительными документами административным истцом не представлено. Имущество, как полагает заинтересованное лицо, необходимо передать единственному учредителю – администрации г. Смоленска, а ликвидационная комиссия АНО «Хозрасчетная поликлиника» определит возможность дальнейшего использования имущества в соответствии с учредительными документами. Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 7-ФЗ при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. По смыслу приведенной нормы учредитель автономной некоммерческой организации не вправе претендовать на ее имущество в случае ликвидации. Кроме того, согласно Уставу АНО «Хозрасчетная поликлиника», утвержденному постановлением администрации г. Смоленска от 27 марта 2014 года № 543-адм (в редакции от 2 февраля 2015 года), при ликвидации организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, за исключением имущества, составляющего целевой капитал, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с настоящим уставом на цели, в интересах которых была создана организация, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с настоящим уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Таким образом, при обстоятельствах, когда образование самой Автономной некоммерческой организации «Хозрасчетная поликлиника» было осуществлено с грубыми и неустранимыми нарушениями закона, то дальнейшее использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с уставом возможным не может представляться, вследствие чего судом принято правильное и законное решение об обращении имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов АНО «Хозрасчетная поликлиника», в доход государства. Что касается довода жалобы о том, что судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу технической экспертизы на предмет определения возможности использования имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с учредительными документами, то по смыслу статьи 77 КАС РФ удовлетворение ходатайства о назначении экспертизы является правом суда и отказ в этом с учетом установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о допущенном судом нарушении норм процессуального права. Вопреки доводам жалобы, все обстоятельства по настоящему делу, имеющие юридическое значение, исследованы нижестоящими судами, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подробно мотивированы в обжалуемых судебных постановлениях. С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФИО1 судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 12 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 25 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Председательствующий С.А. Склярук Судьи: Е.Д. Смирнова М.А. Зюлин |