ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-6133/2021 от 04.05.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-6133/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 04 мая 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П. и Трапезниковой И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Пескиной Оксаны Геннадьевны, Артельных Анны Олеговны, Смолина Константина Николаевича, Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на решение Челябинского областного суда от 28 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2020 года по административному делу № 3а-104/2020 по административному исковому заявлению Пескиной Оксаны Геннадьевны, Смолина Константина Николаевича, Артельных Анны Олеговны о признании недействующими в части постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/7 "О корректировке на 2019 год предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области для общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" и № 98/9 "Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2020 - 2022 годы.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., объяснения представителя административных истцов адвоката Трофименко Е.В., представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Дрыга А.А., Ковалевой Р.Р., представителя общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» Поповой Е.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева Ю.В., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Пескина О.Г., Смолин К.Н., Артельных А.О., проживающие в городе Челябинске и оплачивающие коммунальные услуги к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами за квартиры, расположенные в данном муниципальном образовании, обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пункта 1 Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2019 № 98/7 "О корректировке на 2019 год предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области для ООО "Центр коммунального сервиса" (далее Постановление № 98/7) и пункта 1 Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2019 № 98/9 "Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2020 - 2022 годы" (далее Постановление № 98/9).

Решением Челябинского областного суда от 28 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2020 года указанное решение Челябинского областного суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 1 Постановления № 98/7 отменено и по административному делу в данной части принято новое решение, которым это постановление признано недействующим со дня его принятия в части установления предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за период 21 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 391,95 руб./куб. м без учета НДС и в размере 470,34 руб./куб. м с учетом НДС.

В остальной части решение Челябинского областного суда от 28 августа 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административных истцов - без удовлетворения.

Не согласившись с указанными судебными актами, административные истцы обратились в Судебную коллегию по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить, и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В свою очередь Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в кассационной жалобе и дополнениях к ней просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции в части признания Постановления № 98/7 недействующим.

Общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" в своей кассационной жалобе также просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2020 года, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Первым заместителем прокурора Челябинской области представлены письменные возражения относительно доводов кассационных жалоб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, возражениях на них, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила следующее.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанции, такого рода нарушений не допущено.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу о результатах проведения конкурсного отбора обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" (далее – ООО «ЦКС», общество) присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

05 марта 2018 года между Министерством экологии Челябинской области и ООО "ЦКС" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области, согласно которому общество приняло на себя выполнение данных функций в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Статус регионального оператора присвоен с даты заключения соглашения до 31 декабря 2026 г.

В 2018 году ООО "ЦКС" обратилось в орган регулирования с заявлением об утверждении на 2019 год предельного единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставив обосновывающие материалы и расчеты.

Государственное регулирование тарифов сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 (далее - Методические указания N 1638/16).

Пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.

В соответствии со статьей 6 названного Закона предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденному Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. № 300, Министерство (далее – МТРиЭ, Министерство) является органом исполнительной власти Челябинской области в сфере государственного регулирования тарифов (цен), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, инвестиционные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением органа регулирования от 26 июня 2019 № 50/4 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2019 год согласно приложению 2.

Постановлением № 98/7 в постановление МТРиЭ от 26 июня 2019 № 50/4 "Об утверждении производственной программы и предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2019 год" внесены следующие изменения:

- в приложении 2 таблица "Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области для ООО "Центр коммунального сервиса" на 2019 год" изложена редакции постановления № 98/7.

С учетом постановления № 98/7 на период с 21 декабря 2019 г. по 31 декабря 2019 г. единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен в размере: 391,95 руб. м3 (без НДС).

Ранее действовавший тариф на данную услугу составлял 318,94 руб. м3 (без НДС).

Постановлением № 98/9 (с учетом постановления МТРиЭ от 10 января 2020 года N 981/3 об исправлении описки) утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "ЦКС" на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2020 - 2022 годы", где согласно приложению 1, в таблице предельные тарифы установлены на период 1-го года долгосрочного периода регулирования 2020 год и 2-й год – с 01 января 2021 г. по 30 июня 2021 года в размере 469,05 руб. м3 (без НДС).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований (с учетом их уточнения), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые постановления МТРиЭ в соответствии с пунктом 20 Положения о Министерстве, опубликованы на официальном сайте указанного министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.tarif74.ru) 30 декабря 2019 г., а также в газете "Южноуральская панорама" 14 января 2020 года, полагал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия, в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что Постановление № 98/7 соответствует в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также с тем, что оно принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия.

При этом суд апелляционной инстанции установил, что Постановление № 98/7 вынесено на основании предписания ФАС России от 05 июня 2019 года № СП/47027/19, а из протокола Правления МТРиЭ от 20 декабря 2019 года № 98, и позиции Министерства следует, что основанием для корректировки на 2019 год предельных единых тарифов и внесения изменений в приложение 2 - Таблицу "Предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области для ООО "ЦКС" на 2019 год» на период с 21 по 31 декабря 2019 года в части повышения данного тарифа явилось исполнение пункта 2.1 предписания ФАС России, где с учетом мотивировочной части предписано определить экономически обоснованный размер расходов на транспортирование ТКО на 2019 год, обеспечиваемое ООО "ЦКС" на территории Челябинского кластера Челябинской области.

По существу корректировка тарифа в сторону увеличения была произведена с учетом письма Министерства экологии Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 02/13984, где сообщалось о проведенной корректировки раздела 4 "Места накопления отходов", а именно увеличении мест накопления ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области: с 4637 до 10312 мест; представленного ООО "ЦКС" 28 ноября 2019 года графика транспортирования ТКО, расчета расходов на транспортирование ТКО и на заключение и обслуживание договоров, которые учитывают данные территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Челябинской области, утвержденной приказом Министерства экологии Челябинской области от 24 декабря 2018 г. № 1562 (далее – Территориальная схема), в редакции приказа Министерства экологии Челябинской области от 30 октября 2019 г. № 837.

Расходы регионального оператора по транспортированию ТКО на территории Челябинского кластера определены расчетным путем, на основании объема образующихся ТКО на территориях муниципальных образований, вошедших в Челябинский кластер по данным Территориальной схемы, объема кузова мусоровоза, с учетом коэффициента уплотнения, указанного Министерством экологии Челябинской области и схемы потоков.

Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции заключил, что из мотивировочной части и пункта 2.1 Предписания ФАС России от 05 июня 2020 года следует, что тарифному органу надлежало провести анализ расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, по результатам которого определить экономически обоснованный размер расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов на 2019 год для ООО "ЦКС".

На дату формирования тарифа на 2019 года (декабрь 2018 год) действовала Территориальная схема, утвержденная приказом Министерством экологии Челябинской области от 24 декабря 2018 года № 1562, поэтому корректировка тарифа для ООО "ЦКС" на 2019 год, осуществляемая во исполнение предписания ФАС от 05 июня 2019 года № СП/47027/19 была возможна только с учетом сведений, приведенных в Территориальной схеме 2018 года, и анализа имеющихся документов по состоянию на конец данного года (с учетом плановых показателей на первое полугодие 2019 год), то есть на дату подачи заявки общества.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).

Таким образом, единый тариф устанавливается органом тарифного регулирования в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов.

В пункте 14 Основ ценообразования указан перечень данных, которыми орган регулирования руководствуется при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов.

Пунктом 89 Основ ценообразования и пунктами 83, 84 Методических указаний установлено, что расчет единого тарифа и необходимой валовой выручки регионального оператора осуществляется в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора, исходя из непревышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на соответствующий год.

Согласно абзацу пятому пункта 90 Основ ценообразования в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Фактически пересмотр тарифов 20 декабря 2019 года осуществлен во исполнение предписания ФАС России от 05 июня 2020 года на основании определения экономически обоснованных расходов на транспортирование ТКО исходя из актуализированной Территориальной схемы от 30 октября 2019 года.

Как установлено судами, Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области ООО "Центр коммунального сервиса" на 2019 год, утвержденного постановлением Министерства от 24 декабря 2018 г. № 87/1 "Об утверждении производственной программы и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области для ООО "Центр коммунального сервиса" на 2019 год" (утратило силу с 26 июня 2019 года в связи с изданием Постановления Министерства от 26.06.2019 N 50/4) (действовавший в этот период тариф на данную услугу составлял 323,69 руб. м3 (без НДС)), проанализировала экспертное заключение и материалы тарифного дела Министерства по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2019 год и выявила помимо прочего следующее.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов.

Формулой (43) пункта 85 и пунктом 87 Методических указаний предусмотрен учет в составе необходимой валовой выручки регионального оператора расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, планируемых на соответствующий период регулирования.

Между тем Министерством при определении расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, как собственным транспортом, так и с привлечением сторонних организаций не проведен анализ экономической обоснованности учтенных на 2019 год, предусмотренный пунктом 16 Основ ценообразования и пунктами 17 и 18 Правил регулирования:

нормативного расхода топлива на 100 км (в расчетах принята различная норма расхода топлива: от 55,3 л/100 км до 43,1 л/100 км для одинаковых транспортных средств МАЗ-5340В2 без дополнительных пояснений);

пробега транспорта по маршрутам вывоза твердых коммунальных отходов по отдельным муниципальным образованиям и сопоставления учтенной длины с данными территориальной схемы;

количества единиц необходимой техники;

был увеличен объем транспортируемых отходов относительно объемов отходов, на транспортирование которых были заключены договоры со сторонними организациями по результатам проведенных торгов, однако на 1 полугодие 2019 года были учтены расходы на оплату услуг сторонних организаций без пересчета на увеличенный объем;

не приведены обоснования учета отчислений с фонда заработной платы производственного и ремонтного персонала, участвующего в транспортировании отходов собственными силами регионального оператора, в размере 30,8 %.

Также отмечено, что приведенный в экспертном заключении Министерств анализ расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов в целом не отражает корректность итоговых расчетов органа регулирования.

В частности, из приведенных в экспертном заключении данных и расчетных таблиц ФАС России не удалось провести проверочный расчет учтенных расходов на транспортирование и определить итоговую принятую Министерством величину затрат в размере 1 003,525 млн. руб.

В связи с этим, Министерству предписано в срок до 01.07.2019 (включительно) привести решение об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса" по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2019 год в соответствие с законодательством Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе:

Провести анализ расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов с учетом мотивировочной части данного предписания, по результатам которого определить экономически обоснованный размер расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов на 2019 год, обеспечиваемое ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Челябинского кластера Челябинской области, как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций.

На момент установления тарифов и проведения проверки ФАС России использовались сведения о схеме потоков твердых коммунальных отходов и местах накопления отходов, содержащиеся в Территориальной схеме, утвержденной приказом Министерством экологии Челябинской области от 24 декабря 2018 года № 1562, на основании именно этих данных, в рамках проверки решения органа регулирования от 24 декабря 2018 г. № 87/1 и материалов соответствующего тарифного дела, было вынесено предписание ФАС России.

Однако в последующем это предписание было использовано Министерством и для корректировки тарифов в декабре 2019 г., с применением уже иных сведений, содержащихся в Территориальной схеме, с изменениями от 30 октября 2019 г.

При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в предписании отсутствуют замечания по обоснованности или необоснованности расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, применительно к новым данным Территориальной схемы, поскольку эти изменения были приняты после вынесения предписания Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2019 г. № СП/47027/19 и данные обстоятельства предметом проверки ФАС России не являлись.

Указание в обжалуемом судебном акте о неправомерности такого подхода Министерства, Судебная коллегия находит правильным, соответствующим законодательству, поэтому доводы кассационных жалоб в соответствующей части подлежат отклонению.

По общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее двенадцати месяцев и в течение этого срока не пересматриваются.

Однако в силу положений подпункта "и" пункта 4 Правил регулирования тарифов условие о непересмотре тарифов не распространяется в случае принятия органом регулирования решения, по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.

Аналогичная норма, допускающая пересмотр долгосрочных параметров регулирования тарифов, содержится в пункте 21 Основ ценообразования.

В силу изложенного, по общему правилу предписания ФАС России о необходимости пересмотра утвержденных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Однако применительно к рассматриваемому делу возможность пересмотра тарифным органом ранее принятого им в декабре 2019 г. тарифного решения на основании предписания ФАС России от 5 июня 2019 г., с применением новых данных, приведённых Территориальной схеме с изменениями от 30 октября 2019 г. исключается, поскольку экономическая обоснованность тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленных с использованием таких (актуализированных) данных, предметом контроля ФАС России не была.

Учитывая изложенное, правовых оснований для корректировки тарифов в указанной части, со ссылкой на исполнение предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов, не имелось.

Как установлено судами и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Постановление № 98/7 издано уполномоченным органом, размещено на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.tarif74.ru) 30 декабря 2019 года и официально опубликовано 14 января 2020 года в печатном издании "Южноуральская панорама" (пункт 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. N 300 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области").

В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования тарифов орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Фактически Постановление № 98/7 размещено на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов, в предпоследний день периода действия такого тарифа и опубликовано в печатном источнике официального опубликования уже после истечения срока действия оспариваемого тарифа.

В соответствии со статьями 54, 55 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 г. N 22-ЗО "Устав (Основной Закон) Челябинской области", частью 4 статьи 14 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 г. N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", официальным опубликованием приказов, постановлений органов исполнительной власти Челябинской области нормативного характера считается первая публикация их полных текстов в официальном издании органов государственной власти области или их первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru); официальными изданиями органов государственной власти Челябинской области являются газета "Южноуральская панорама" и Сборник нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области.

Все законы области и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы области и иные нормативные правовые акты области применению не подлежат.

Установив в ходе рассмотрения дела, что Постановление № 98/7 начало применяться до его официального опубликования, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный акт подлежит признанию недействующим в оспариваемой части и по этому основанию.

Данный вывод является правильным, поскольку в любом случае срок вступления в силу такого акта не должен наступать ранее дня следующего за днем официального опубликования этого нормативного правового акта области.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Требования законодательства, устанавливающего правила введения нормативного правого акта в действие, в том числе порядок опубликования, Министерством не соблюдены.

Относительно кассационной жалобы административных истцов, Судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).

Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 марта 2011 г. № 2-П, введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.

Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей.

Таким образом, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый тариф, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с размером платы за коммунальные услуги, не нарушает прав и охраняемых законом интересов административных истцов.

Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах в этой части, являются правильными, соответствуют положениям действующего законодательства.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, сводятся к несогласию с ними, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.

Доводы административных истцов в этой части являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, эти доводы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с вышеприведенными нормами федерального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов.

Предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Челябинского областного суда от 28 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Пескиной Оксаны Геннадьевны, Артельных Анны Олеговны, Смолина Константина Николаевича, Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.

Настоящее определение изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года.

Председательствующий

Судьи