ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-6136/2021 от 21.04.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-6136/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 01 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 13 января 2021 года по административному делу № 2а-4300/2020 по административным исковым заявлениям ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области об оспаривании действий по внесению записей в Реестр дисквалифицированных лиц, решения об аннулировании квалификационного аттестата.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с девятью административными исковыми заявлениями к Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) об оспаривании действий по внесению записей в Реестр дисквалифицированных лиц, указав, что в течение нескольких месяцев в 2017 году осуществляла функции единоличного исполнительного органа в ООО «ЖЭУ № 6», 000 «ЖЭУ № 5», ООО «ЖЭУ №3» ООО «ЖЭУ № 8», ООО «ЖЭУ №7», 000 «ЖЭУ №1», ООО «ЖЭУ №4», ООО «ЖЭУ №2», ООО «ЭТО-1». Её полномочия генерального директора прекращены в связи с введением в отношении данных организаций процедуры банкротства в виде конкурсного производства. Выданные организациям лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами аннулированы решениями Арбитражного суда Новгородской области от 08 ноября 2018 года, 17 октября 2018 года, 18 октября 2018 года. В феврале и марте 2020 года Министерством в Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций внесены сведения о ФИО1 как о единоличном исполнительном органе лицензиата (записи за , , , ,,,,, ). Указанные действия административного ответчика являются незаконными, поскольку на момент вынесения Арбитражным судом Новгородской области решений об аннулировании выданных организациям лицензий административный истец их руководителем не являлась и никаким образом не могла повлиять ни на отзыв у организаций лицензий, ни на изменение сведений о себе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Оспариваемые действия нарушают ее права и законные интересы, так как препятствуют ей продолжать осуществлять трудовую деятельность в качестве руководителя других управляющих организаций.

Также ФИО1 обратилась в суд с административным иском к комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (далее - Комитет) об оспаривании решения об аннулировании квалификационного аттестата и по приведенным выше основаниям просила признать незаконным протокол (решение) от 7 мая 2020 года № 5 об аннулировании квалификационного аттестата ФИО1

Указанные административные дела по административным исковым заявлениям ФИО1 к Министерству и Комитету об оспаривании действий по внесению записей в Реестр дисквалифицированных лиц, решения об аннулировании квалификационного аттестата для совместного рассмотрения и разрешения судом первой инстанции объединены в одно производство.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ЖЭУ №3», ООО «ЖЭУ№ 6» в лице конкурсного управляющего ФИО2 Иные управляющие организации, в связи с деятельностью которых в отношении ФИО1 вынесены оспариваемые решения, к моменту рассмотрения настоящего административного дела исключены из ЕГРЮЛ.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 1 октября 2020 года административные исковые заявления ФИО1 удовлетворены, постановлено признать незаконным внесение Министерством в Реестр дисквалифицированных лиц записей в отношении ФИО1 от 26 февраля 2020 года , от 4 марта 2020 года , от 6 марта 2020 года , от 6 марта 2020 года , от 20 марта 2020 года , от 20 марта 2020 года , от 20 марта 2020 года , от 20 марта 2020 года , от 13 апреля 2020 года ;

признать незаконным протокол (решение) Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 7 мая 2020 года № 5 об аннулировании квалификационного аттестата ФИО1;

взыскать с Министерства в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 700 руб.;

взыскать с Комитета в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 13 января 2021 года.

На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Как следует из материалов дела, 8 декабря 2016 года Управлением государственной жилищной инспекции Новгородской области по результатам успешно сданного квалификационного экзамена ФИО1 выдан квалификационный аттестат № 053-000215 на срок 5 лет до 8 декабря 2021 года.

В 2017 году ФИО1 осуществляла функции единоличного исполнительного органа в организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами: в ООО «ЖЭУ № 6» и ООО «ЖЭУ № 5» в период с 23.01.2017г. по 31.08.2017г., в ООО «ЖЭУ №3» с 23.01.2017г. по 22.05.2017г., в ООО «ЖЭУ № 8» с 23.01.2017г. по 08.08.2017г., в ООО «ЖЭУ №7» с 23.01.2017г. по 13.09.2017г., в ООО «ЖЭУ №1» с 23.01.2017г. по 07.09.2017г., в ООО «ЖЭУ» №4 с 23.01.2017г. по 20.06.2017г., в ООО «ЖЭУ №2» с 23.01.2017г. по 29.09.2017г., в ООО «ЭТО-1» с 23.01.2017г. по 04.07.2017г.

Полномочия ФИО1 в данных организациях прекращены в связи с признанием их решениями Арбитражного суда Новгородской области несостоятельными (банкротами) и введением процедуры банкротства - конкурсного производства, назначением конкурсного управляющего.

Решениями Арбитражного суда Новгородской области от 08 ноября 2018 года, 17 октября 2018 года, 18 октября 2018 года, принятыми по заявлениям Комитета к указанным организациям, в лице их конкурсного управляющего, управляющим компаниям аннулированы имеющиеся у них лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании указанных решений Комитетом в Министерство направлена заявка на включение сведений о ФИО1 как единоличном исполнительном органе управляющих компаний в реестр дисквалифицированных лиц с приложением данных решений Арбитражного суда Новгородской области.

В феврале и марте 2020 года Министерством в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций внесены сведения о ФИО1 как единоличном исполнительном органе лицензиата (записи от 26 февраля 2020 года , от 4 марта 2020 года , от 6 марта 2020 года , от 6 марта 2020 года , от 20 марта 2020 года , от 20 марта 2020 года , от 20 марта 2020 года , от 20 марта 2020 года , от 13 апреля 2020 года ).

Протоколом (решением) Комитета от 7 мая 2020 года № 5 ФИО1 аннулирован квалификационный аттестат № 053-000215.

Удовлетворяя требования ФИО1 и признавая незаконными внесенные Министерством в Реестр дисквалифицированных лиц записи в отношении ФИО1, а также протокол (решение) Комитета об аннулировании квалификационного аттестата, суд исходил из того, что на момент принятия в 2019 году Арбитражным судом Новгородской области решений об аннулировании лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами у управляющих организаций, административный истец не являлась единоличным исполнительным органом данных организаций, ввиду чего не могла быть внесена в Реестр дисквалифицированных лиц.

Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным исходя из следующего.

Согласно пункту 51 части 2 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 1 статьи 202 ЖК РФ должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

В силу пункта 2 части 7 статьи 202 ЖК РФ квалификационный аттестат аннулируется в случае внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц.

В силу положений статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - Положение о ведении реестра), которым установлено следующее: реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Минстроем России на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 1 мая 2015 года - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2); основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания (пункт 3); в целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Минстрой России получает сведения о вступивших в законную силу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 настоящего Положения, у органов государственного жилищного надзора. Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 5); Минстрой России вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (постановления о дисквалификации) или подтверждения органом государственного жилищного надзора сведений, содержащихся в запросе, направленном ему в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения (пункт 8).

Согласно пункту 9 Положения о ведении реестра в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения лица;

б) полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой лицо работало во время о свершения административного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, а также должность, на которой указанное лицо работало во время совершения указанного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии;

в) наименование суда, вынесшего решение об аннулировании лицензии или постановление о дисквалификации;

г) основания, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии или постановления о дисквалификации;

д) срок дисквалификации;

е) сведения о пересмотре решения суда об аннулировании лицензии или постановления о дисквалификации (при наличии таких судебных актов).

Сведения, внесенные в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций, должны содержаться в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций в течение 3 лет со дня их внесения (пункт 10).

Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органом государственного жилищного надзора должны предоставляться сведения в Минстрой России для внесения записи в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций, а Минстроем России вносится запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций в отношении лиц, исполнявших полномочия единоличного исполнительного органа в управляющей компании на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании у нее лицензии.

Как правильно установлено судом и подтверждается сведениями Межрайонной ИФНС России № 9 по Новгородской области на дату вступления в законную силу решений арбитражного суда об аннулировании лицензий у управляющих компаний ФИО1 не являлась их руководителем, сведения ЕГРЮЛ не содержали данных о ней как о действующем единоличном исполнительном органе организаций.

При таких обстоятельствах, оснований для внесения записей в Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций в отношении ФИО1 как лица, исполнявшего полномочия единоличного исполнительного органа на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии у управляющих компаний, и, как следствие, для принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата, не имелось.

Относительно доводов Министерства об осуществлении внесения в Реестр дисквалифицированных лиц сведений с учетом, в том числе, автоматизированного характера внесения сведений, уже содержащихся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 165 ЖК РФ, пунктом 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в частности, в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом в ГИС ЖКХ размещается информация о фамилии, имени (отчество указывается при наличии) руководителя управляющей организации, наименовании должности руководителя управляющей организации. Данные сведения размещаются в системе не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений (раздел 10, пункты 1.3, 1.4).

Таким образом, ответственность за своевременное размещение сведений об управляющей организации и их обновление в ГИС ЖКХ лежит на этой управляющей организации.

В силу части 2 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 указанного закона при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 данного закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 129 этого закона с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В силу приведенных положений закона, с момента принятия в 2017 году Арбитражным судом Новгородской области решений о признании организаций ООО «ЖЭУ № 6», ООО «ЖЭУ № 5», ООО «ЖЭУ №3» 000 «ЖЭУ № 8», ООО «ЖЭУ №7», ООО «ЖЭУ №1», ООО «ЖЭУ №4», 000 «ЖЭУ №2», ООО «ЭТО-1» несостоятельными (банкротами), введения процедуры конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, ФИО1 не обладала полномочиями руководителя (единоличного исполнительного органа) данных организаций, и, соответственно, не обладала полномочиями по предоставлению в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016г.

При указанных обстоятельствах, ФИО1 не может нести ответственность за достоверность содержащихся в ГИС ЖКХ сведений относительно единоличного исполнительного органа управляющих компаний и, тем более, быть включенной в Реестр дисквалифицированных лиц как единоличный исполнительный орган этих компаний на основании решений Арбитражного суда Новгородской области об аннулировании лицензий у управляющих компаний, принятых по заявлениям Комитета к указанным организациям, в лице их конкурсного управляющего, и вступивших в законную силу в 2018 году, спустя почти год с момента прекращения полномочий ФИО1

Ни одним из вступивших в законную силу судебных актов не установлена вина ФИО1 в банкротстве организаций и в отзыве у них лицензий. То есть, основания для совершения оспариваемых действий у административного ответчика отсутствовали.

Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Приведенные в кассационных жалобах доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 01 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 13 января 2021 года по административным исковым заявлениям ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области об оспаривании действий по внесению записей в Реестр дисквалифицированных лиц, решения об аннулировании квалификационного аттестата, оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области - без удовлетворения.

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 01 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 13 января 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 04 мая 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: