ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-6260/2021 от 21.04.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-6260/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Денисова Т.Л. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 07 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 28 января 2021 года по административному делу № 2а-2239/2020 по административному исковому заявлению Денисова Т.Л., Денисов С.А. к комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным заключения органа опеки и попечительства.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Денисовой Т.Л. – Керса О.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Денисова Т.Л. и Денисов С.А. обратились в Тосненский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к комитету образования муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным заключения органа опеки и попечительства, выданного по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем, от 15 июня 2020г. №1269/20; исключить из него указание о том, что они могут быть кандидатами в усыновители ребёнка женского пола, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 11 лет, 1-2 группы здоровья.

В обоснование административного иска указали, что 15.06.2020г. административным ответчиком в отношении них было принято заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем, которым признано, что Денисов С.А., 22 апреля 1954 года рождения, Денисова Т.Л., 27 декабря 1963 года рождения, могут быть кандидатами в усыновители ребёнка, оставшегося без попечения родителей, женского пола, в возрасте от 11 -лет, 1 - 2 группы здоровья. Денисовы считают заключение органа опеки и попечительства от 15 июня 2020 г. №1269/20 незаконным, поскольку указанное в заключении ограничение возраста усыновляемого ребёнка носит дискриминационный характер, принято преждевременно, без учёта интересов конкретного ребёнка, носит вероятностный характер, нарушает права граждан, желающих стать усыновителями ребёнка.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 07 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 28 января 2021 года, в удовлетворении заявленных требований административным истцам было отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления Денисова Т.Л. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

В силу п.10 ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 апреля 2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации; Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В пункте 9 Правил предусмотрено, что в целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, проводит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. При обследовании условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка, либо решение о невозможности граждан быть усыновителями с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о возможности граждан быть усыновителями либо решение о невозможности граждан быть усыновителями оформляется в форме заключения.

Заключение о возможности граждан быть усыновителями действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения граждан, выразивших желание стать усыновителями, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору, или в орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи (далее именуется - соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), или в Министерство просвещения Российской Федерации.

После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Как следует из материалов дела и судом установлено, Денисов С.А., Денисова Т.Л. с 16 ноября 2019 года по 21 декабря 2019 года прошли подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в обществе с ограниченной ответственностью «Курс образования» по программе подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной Приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20 августа 2012 г. №34, что подтверждается соответствующими свидетельствами (л.д.52, 71).

04 июня 2020 года супруги Денисовы обратились в комитет образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлением с просьбой поставить их на учёт в качестве кандидатов в усыновители ребёнка, оставшегося без попечения родителей, женского пола в возрасте от 0 месяцев до 2 лет, группы здоровья 2-3, а также выдать соответствующее заключение. Денисовыми был представлен полный пакет документов, предусмотренный вышеуказанными Правилами (л.д.29).

Комитетом образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области выдано заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем от 15.06.2020 №1269/20. В заключении указано: Денисов С.А., 22 апреля 1954 года рождения, Денисова Т.Л., 27 декабря 1963 года рождения, зарегистрированы по адресу: 187046, <адрес>. Характеристика семьи: супруги Денисовы состоят в браке с 8 сентября 1982 г. Для обоих супругов данный брак является единственным. Имеют пятерых детей: сына <данные изъяты>, дочь <данные изъяты>, дочь <данные изъяты>, дочь <данные изъяты>, несовершеннолетнюю дочь <данные изъяты>. Отношения в семье стабильные, доверительные. Супруги ориентированы на традиционные семейные ценности. Оба супруга поддерживают хорошие отношения с взрослыми детьми, приезжают к детям в гости, иногда дети навещают их. С супругами Денисовыми постоянно проживает их младшая дочь <данные изъяты>. Семья проживает в благоустроенном двухэтажном доме общей площадью 152,2 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Денисову С.А. Санитарное состояние дома отличное, произведен косметический ремонт всех помещений. Имеется вся необходимая мебель и бытовая техника.

Супруги Денисовы с 16 ноября 2019 года по 21 декабря 2019 года прошли подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в ООО «Курсобр» по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2012 №34. Денисов С.А. и Денисова Т.Л. производят впечатление доброжелательных, открытых людей, располагают ресурсами для воспитания ребёнка, положительно характеризуются в быту и в работе, к уголовной и административной ответственности не привлекались. Согласно справок ИЦ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12.02.2020 №078/10609-М, от 14.02.2020 №047/12476-М не имеется сведений о судимости Денисовой Т.Л., Денисова С.А. (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации, о факте уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования на территории Российской Федерации.

Денисова Т.Л. имеет среднее специальное образование, является домохозяйкой, пенсия по старости не назначена из-за отсутствия необходимого минимального стажа работы. Денисов С.А. имеет высшее образование, является пенсионером (получает страховую пенсию по старости), работает с 01.04.2019 в должности технического директора в ООО «Технопарк», заработная плата составляет 70 000 руб. в месяц. Доход семьи Денисовых значительно превышает прожиточный минимум, установленный в Ленинградской области, позволяет удовлетворить потребности семьи и детей.

Характеристика состояния здоровья: согласно представленным медицинским заключениям по форме 164/у Денисов С.А. и Денисова Т.Л. не имеют противопоказаний для принятия ребёнка на воспитание в семью.

Материальное положение: супруги Денисов С.А. и Денисова Т.Л. имеют стабильный доход.

При разрешении поставленного вопроса судом учтено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей кандидатов в усыновители обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, создать условия для гармоничного развития личности. Судом правильно установлено, что возможная разница в возрасте между супругами Денисовыми и удочеряемым ребенком в возрасте от 0 месяцев до 2 лет может составить более 56 и 66 лет, и данный пожилой возраст супругов Денисовых может стать препятствием для обеспечения ребенку полноценного развития и ухода. Комитетом образования администрации МО Тосненский район Ленинградской области правомерно принято решение о том, что административные истцы могут быть кандидатами в усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей, женского пола в возрасте от 11 лет, 1-2 группы здоровья.

Решение Комитета образования администрации МО Тосненский район Ленинградской области в отношении административных истцов принято в интересах детей, которые могут быть удочерены административными истцами, является законным и обоснованным.

Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на то, что органы опеки и попечительства не имели права вынести оспариваемое решение, не соответствуют нормам материального права. По существу оспариваемое заключение является решением о возможности Денисовым быть усыновителями ребенка 11 летнего возраста, которое является основанием для постановки их на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка, и одновременно решением о невозможности граждан быть усыновителями ребенка возраста до 02 лет с указанием причин отказа.

Способность заявителя к воспитанию ребенка неразрывно связана с его возрастом, поэтому возраст заявителей Денисова С.А., которому исполнилось 66 лет, и Денисовой Т.Л., исполнилось 56 лет, не мог быть проигнорирован органом опеки и попечительства. Возраст заявителей был оценен органом опеки и попечительства в плане их способности быть усыновителями.

Суд первой инстанции правильно указал, что вывод заключения о том, что Денисовы могут быть кандидатами в усыновители ребёнка, оставшегося без попечения родителей, женского пола, в возрасте от 11-лет, 1-2 группы здоровья не носит дискриминационного характера, а обусловлен трезвым расчетом возможности данной семьи обеспечить и воспитать оставшегося без попечения родителей ребёнка до его совершеннолетия; исключить риск повторного его сиротства. Это согласуется с пунктом 1 статьи 3 Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), согласно которому во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 07 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 28 января 2021 года по административному исковому заявлению Денисова Т.Л., Денисов С.А. к комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным заключения органа опеки и попечительства, оставить без изменения, кассационную жалобу Денисова Т.Л. - без удовлетворения.

Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 07 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 28 января 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 04 мая 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: