ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-6523/2022
город Москва 23 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.,
судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО2, (направленную почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 июля 2021 года, вынесенные по административному делу № по административному исковому заявлению ФИО2 к Аппарату Совета депутатов муниципального округа Коньково и ФИО3 о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к Аппарату Совета депутатов муниципального округа Коньково, ФИО3, в котором просил признать незаконным действие (бездействие) Аппарата Совета депутатов муниципального округа Коньково, выразившихся в неисполнении решение Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково» и решения Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за участие в осуществлении отдельных полномочий города Москвы в 1 квартале 2019 года».
Также просил суд признать незаконным действие (бездействие) ФИО3, заместителя председателя Совета депутатов муниципального округа Коньково, не исполнившего пункт 5 Решения Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Аппарат Совета депутатов муниципального округа Коньково, ФИО3 устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца или препятствие к осуществлению истцом его прав и свобод путем исполнения Решения Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате депутату Совета Депутатов муниципального округа Коньково поощрения за 1-й квартал 2019 года в сумме <данные изъяты> рублей.
Признать незаконным действие Аппарата Совета депутатов муниципального округа Коньково не исполнившего Решение Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за участие в осуществлении отдельных полномочий города Москвы в 4 квартале 2018 года».
Признать незаконным действие ФИО3, заместителя председателя Совета депутатов муниципального округа Коньково не исполнившего пункт 4 Решения Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Аппарат Совета депутатов муниципального округа Коньково, ФИО3 устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца или препятствие к осуществлению его прав и свобод путем исполнения Решения Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате депутату Совета Депутатов муниципального округа Коньково поощрения за 4-й квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> рублей.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что в нарушение Решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за участие в осуществлении отдельных полномочий города Москвы в 4 квартале 2018 года», принятого Советом депутатов муниципального округа Коньково, ему, депутату Совета депутатов муниципального округа Коньково не было выплачено поощрение за 4 квартал 2018 года в размере <данные изъяты> руб. Также в нарушение Решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за участие в осуществлении отдельных полномочий города Москвы в 1 квартале 2019 года», принятого Советом депутатов муниципального округа Коньково, ему не было выплачено поощрение за 1 квартал 2019 года в размере <данные изъяты> руб.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 января 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 июля 2021 г., в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, в обоснование доводов, указывая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО4 в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель административного ответчика аппарата Совета депутатов муниципального округа Коньково по доверенности и ордеру адвокат Софинская Е.Д. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Так, в силу пункта 1 статьи 53 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Закона г. Москвы от 6.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» к вопросам местного значения муниципального округа относятся формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.
В соответствии со статьей 3 Закона города Москвы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» в целях повышения эффективности осуществления советами депутатов отдельных полномочий города Москвы, указанных в статье 1 названного Закона, посредством поощрения депутатов, активно участвующих в осуществлении указанных полномочий, бюджетам муниципальных округов в случаях, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период, могут предоставляться межбюджетные трансферты в порядке, определяемом Правительством Москвы (часть 16).
Согласно Правилам предоставления и методике распределения межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджетам муниципальных округов в целях повышения эффективности осуществления советами депутатов муниципальных округов полномочий города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 17.12.2013 г. № 853-ПП «Об утверждении порядков предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований», перечисление межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы местным бюджетам осуществляется Департаментом ежеквартально в сроки, установленные соглашениями о предоставлении межбюджетных трансфертов, заключенным между Департаментом и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального округа (п.5 и п.6). Расходование средств межбюджетного трансферта осуществляется исполнительно-распорядительным органом на основании решения совета депутатов муниципального округа в соответствии с утвержденным им порядком поощрения депутатов (п.8).
Согласно установленному порядку, после заключения указанных соглашений, Департамент финансов перечислил на лицевой счет Аппарата для использования в одном квартале (4 квартале 2018 года и 1 квартале 2019 года) межбюджетный трансферт в размере <данные изъяты> руб. (на каждый квартал).
Согласно п.1 ст.48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Судами установлено, что решение о распределении межбюджетного трансферта, предоставленного для поощрения депутатов за 4 квартал 2018 года, было принято ДД.ММ.ГГГГ (решение №).
Согласно действовавшему на тот момент порядку поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково, утвержденному решением Совета депутатов муниципального округа Коньково от ДД.ММ.ГГГГ№, Аппарат Совета депутатов не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Советом депутатов решения о поощрении депутатов осуществляет перечисление поощрения на банковские счета депутатов. Однако поощрение за 4 квартал 2018 года не было выплачено ни одному депутату по объективным причинам, связанным с переоформлением электронной цифровой подписи на распоряжение бюджетными средствами на ФИО3, в связи с досрочным удалением в отставку главы округа.
В этой связи неиспользованный остаток в размере <данные изъяты> руб. был возвращен в бюджет города Москвы, согласно поданной Управлением Федерального казначейства по г. Москве заявке от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ решение Совета депутатов муниципального округа Коньково от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размере поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за участие в осуществлении отдельных полномочий города Москвы в 4 квартале 2018 года» отменено и признано полностью не подлежащим применению и исполнению с момента принятия.
ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов муниципального округа Коньково было принято Решение № о распределении межбюджетного трансферта, предоставленного для поощрения депутатов за 1 квартал 2019 года.
Однако денежные поощрения депутатам за 1 квартал 2019 года по Решению Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ также не были выплачены ни одному депутату Совета депутатов муниципального округа Коньково, что было связано, с окончанием соответствующего квартала и затянувшимся процессом по переоформлению электронной цифровой подписи на распоряжение бюджетными средствами на ФИО3
Решением Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за участие в осуществлении отдельных полномочий города Москвы во II квартале 2019 года», решение № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.
Также решением Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за участие в осуществлении отдельных полномочий города Москвы в I квартале 2019 года» признано утратившим силу решение Совета депутатов муниципального округа Коньково № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ранее были установлены размеры поощрений депутатам за 1-й квартал 2019 года. Этим же решением был утвержден размер поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за 1-й квартал 2019 года согласно приложению, которым депутату ФИО1 поощрение за I квартал 2019 года не предусмотрено.
Разрешая настоящий административный спор, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что отсутствовали основания для выплаты ФИО1 поощрения за 1 квартал 2019 года, поскольку, решение № и решение № прекратили свое действие, так как решение № и решение № вступили в силу с момента их принятия (т.е. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно) и не были оспорены. В связи с этим у исполняющего полномочия Главы округа ФИО3 и Аппарата Совета депутатов отсутствовали основания для исполнения Решения № и Решения №, при этом, решение Совета депутатов муниципального округа Коньково от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размере поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Коньково за участие в осуществлении отдельных полномочий города Москвы в 4 квартале 2018 года» отменено и признано полностью не подлежащим применению и исполнению с момента принятия.
Данные выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтверждаются доказательствами, оценёнными судами по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства дела судами исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО2 - без удовлетворения.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 марта 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи: