ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-6896/20 от 27.05.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-6896/2020

г. Кемерово 27 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Мишиной И.В.

судей Пушкаревой Н.В., Никулиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 6 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 ноября 2019 года по делу № 2а-2596/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Октябрьского района г. Барнаула Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО2, начальнику отдела судебных приставов Октябрьского района г. Барнаула Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО3, отделу судебных приставов Октябрьского района г. Барнаула Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя.

Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов (далее – ОСП) Октябрьского района г. Барнаула Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее по тексту - судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Барнаула) ФИО2, начальнику ОСП Октябрьского района г. Барнаула ФИО3, ОСП Октябрьского района г. Барнаула, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - УФССП России по Алтайскому краю) о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, выразившегося в несвоевременном уведомлении ее как должника о возбуждении исполнительного производства.

В обоснование заявленных требований указала, что 12 августа 2019 года она узнала о том, что в отношении нее судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Барнаула ФИО2 возбуждено исполнительное производство, в рамках которого обращено взыскание на принадлежащую ей квартиру по адресу: <адрес> Поскольку надлежащим образом о возбуждении исполнительного производства она извещена не была, административный истец полагает, что судебным приставом-исполнителем допущено незаконное бездействие, в результате чего она лишена права собственности на квартиру.

К участию в деле судом в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель по исполнительному производству - публичное акционерное общество «Совкомбанк».

Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 6 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 ноября 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на неверное применение судами норм процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению административного истца, суд не вправе самостоятельно, без заявления стороны, применять срок для обжалования бездействия административного ответчика. Также полагает, что вопреки выводам суда апелляционной инстанции, факт подачи истцом заявлений о приостановлении исполнительных производств не свидетельствует о том, что административный истец знал о конкретном исполнительном производстве.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку в заседание, не заявили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.

На основании статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с частью 17 статьи 30 названного Федерального закона копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по месту жительства или месту нахождения такого лица. Извещение может быть направлено по месту работы гражданина, участвующего в исполнительном производстве.

Как установлено судами, решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 2 ноября 2018 года по делу с ФИО1 в пользу публичного акционерного общества «Совкомбанк» взыскана задолженность по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 052 148, 60 руб., а также начиная с 4 августа 2018 года проценты за пользование кредитом на будущее время в размере 18,9% годовых, начисленные на сумму остатка основного долга 973 069, 64 руб. по дату вступления в законную силу решения суда, и расходы по уплате госпошлины в сумме 1 062, 05 руб., расходы по нотариальному оформлению доверенности представителю 150 руб. Кроме того, обращено взыскание на квартиру <адрес>, принадлежащую на праве собственности ФИО1, путем продажи с публичных торгов с установлением начальной продажной стоимости в размере 1 314 400 руб.

На основании исполнительных листов, выданных судом, постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Барнаула от 1 апреля 2019 года возбуждены исполнительные производства № в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя публичного акционерного общества «Совкомбанк» о взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество.

Копии постановлений о возбуждении исполнительных производств были направлены в адрес должника 2 апреля 2019 года нарочным и оставлены в почтовом ящике должника.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 24, 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утверждена приказом Федеральной службы судебных приставов от 10 декабря 2010 года № 682) и установив, что достаточных, допустимых доказательств направления должнику ФИО1 копий постановлений о возбуждении исполнительного производства регистрируемым почтовым отправлением в соответствии с указанными требованиями закона судебным приставом-исполнителем не представлено, в то время как такой способ направления должнику копии постановления о возбуждении исполнительного производства, как доставка нарочно и оставление в почтовом ящике законом не предусмотрен, пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае, действительно, усматривается бездействие судебного пристава, выраженное в несвоевременном уведомлении должника о возбуждении исполнительного производства.

Вместе с тем, судом также установлено, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд, поскольку с требованиями о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя, выразившегося в несвоевременном уведомлении ее как должника о возбуждении исполнительного производства, ФИО1 обратилась 20 августа 2019 года, тогда как о возбужденных в отношении нее исполнительных производствах, в том числе исполнительном производстве, предметом которого является обращение взыскания на квартиру, она узнала не позднее 27 июня 2019 года, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Суд апелляционной инстанции признал вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в связи с пропуском истцом процессуального срока на обращение в суд верным, отклонив довод административного истца о том, что срок обращения с административным иском в суд не пропущен, поскольку о нарушении своих прав ФИО1, по ее утверждению, узнала 12 августа 2019 года на личном приеме у начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Октябрьского района г. Барнаула.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно материалам исполнительного производства № 6 мая 2019 года ФИО1 обратилась с заявлением к старшему судебному приставу ОСП Октябрьского района г. Барнаула о приостановлении исполнительных действий на время рассмотрения ее заявления о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, к которому были приложены копия заявления о пересмотре решения Октябрьского районного суда г. Барнаула от 2 ноября 2018 года по делу 2-1929/2018 по вновь открывшимся обстоятельствам и копия судебной повестки на 22 мая 2019 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 13 мая 2019 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано. Согласно материалам исполнительного производства № (предмет исполнения - обращение взыскания на квартиру), 27 июня 2019 года ФИО1 обратилась с заявлением о приостановлении всех исполнительных действий в связи с подачей частной жалобы на определение суда от 22 мая 2019 года по делу №2-1929/2018, приложив копии частной жалобы и судебного извещения. Судебным приставом-исполнителем в удовлетворении заявления ФИО1 отказано постановлением от 4 июля 2019 года.

Доводы кассационной жалобы о том, что факт подачи истцом заявлений о приостановлении исполнительных производств не свидетельствует о том, что административный истец знал о конкретном исполнительном производстве, не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств по делу. Однако полномочиями по переоценке доказательств и разрешению вопросов факта судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не наделена.

Отклоняя довод кассационной жалобы о том, что суд не вправе самостоятельно, без заявления стороны, применять срок для обжалования бездействия административного ответчика, кассационный суд отмечает, что данный довод основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, поскольку в силу пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя, предполагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности, что установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статьей 226 указанного кодекса установлена необходимость, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого бездействия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В порядке устранения последствий незаконного бездействия суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность, т.е. совершить определенные действия.

Оспаривая законность бездействия судебного пристава – исполнителя, связанного с не направлением в адрес должника копий постановлений о возбуждении исполнительного производства, административным истцом не приведено доводов, свидетельствующих о том, что удовлетворение требований повлечет восстановление прав, а равно не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении прав вследствие оспариваемого бездействия.

Оценивая довод административного истца о том, что оспариваемое бездействие судебного пристава-исполнителя лишило должника права собственности на квартиру, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции учитывает, что обращение взыскания на заложенное имущество в рассматриваемом случае осуществлено по исполнительному документу - судебному акту, при вынесении которого судом была определена начальная продажная цена заложенного имущества. О состоявшемся решении суда ФИО1 было известно.

Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.

Принимая во внимание, что на момент обращения в суд постановления судебного пристава - исполнителя были получены административным истцом, а также учитывая, что в ходе исполнения требований исполнительных документов судебным приставом-исполнителем осуществлена реализация заложенного имущества должника, денежные средства от продажи квартиры перечислены взыскателю, постановлениями судебного пристава-исполнителя от 8 июля 2019 года и от 11 июля 2019 года исполнительные производства окончены фактическим исполнением требований исполнительных документов, выводы суда об отказе в удовлетворении требований в пределах избранного заявителем способа защиты нарушенного права являются правильными.

Обращение взыскания на квартиру в данном случае могло быть прекращено лишь при исполнении должником обеспеченного залогом обязательства, однако доказательств совершения должником действий, направленных на исполнение денежного обязательства перед взыскателем, равно как и доказательств того, что данное обязательство ФИО1 намеревалась исполнить, материалы административного дела не содержат, соответствующих доводов административным истцом в кассационной жалобе также не приводится.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № и др.).

В связи с фактическим исполнением требований исполнительного листа избранный заявителем способ защиты нарушенного права не приведет к его восстановлению. Бездействия, которое бы требовало судебного пресечения, не усматривается, а констатация судом фактов нарушения закона в прошедшем периоде времени без возложения обязанности устранить допущенное нарушение действующим процессуальным законодательством не допускается, поскольку формальное удовлетворение требований, без цели их восстановления и без указания способа их восстановления не соответствует целям судебной защиты.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не усматривает.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 6 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи