ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-6952/20 от 03.06.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-6952/2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по изъятию и передаче на склад без права пользования и распоряжения приказа Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказа Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказа Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образца ходатайства о возмещении судебных расходов и по удержанию денежных средств с лицевого счета административного истца

по первой инстанции решение принято Усть-Вымским районным судом Республики Коми 12 сентября 2019 года номер дела 2а-640/2019

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., пояснения представителя ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (с учетом последующих уточнений) о признании незаконными действий администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по изъятию и передаче на склад без права пользования и распоряжения приказа Министерства юстиции РФ от 06.06.20.7 № 127. приказа Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512. приказа Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образца ходатайства о возмещении судебных расходов, а также действий сотрудников ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по удержанию денежных средств с его лицевого счета административного истца 23.04.2019 и 06.05.2019.

В обоснование своих требований административный истец указал, что

на его имя поступило почтовое отправление из организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным», которое содержало приказ Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказ Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказ Министерства юстиции РФ от 03.11,2017 № 224, образец ходатайства о возмещении судебных расходов. Данные документы сотрудниками ФКУ ИК-31 были изъяты и переданы на склад без права пользования и распоряжения, указанные действия считает незаконными и нарушающими его права. Также административный ответчик незаконно удерживал с его лицевого счета денежные средства в размере 50 %, а именно: 23.04.2019-1000руб., 06.05.2019-750 руб., в отсутствие возбужденного исполнительного производства. Копии соответствующих постановлений ему не вручались.

Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12 сентября 2019 года в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 декабря 2019 года решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12 сентября 2019 года отменено в части отказа в удовлетворении административного иска ФИО1 к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по удержанию денежных средств с лицевого счета 24.05.2019 и 10.06.2019.

Принято по делу новое решение, по которому административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в части признания незаконными действий администрации ФКУ ИК- 31 УФСИН России по РК по удержанию денежных средств с лицевого счета административного истца 24.05.2019 и 10.06.2019 удовлетворено.

Признаны незаконными действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по удержанию денежных средств с лицевого счета ФИО1 24.05.2019 в сумме 1000 рублей и 10.06.2019 в сумме 750рублей по исполнительному листу № от 21.12.2018.

ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми обязано судом возвратить исполнительный лист ФС от 21.12.2018года в адрес взыскателя УФСИН России по Республике Коми.

В остальной части то же решение оставлено без изменения.

На апелляционное определение ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми подана кассационная жалоба. В жалобе приводятся доводы о нарушении судом норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Как следует из материалов дела, на исполнение в ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК 25.03.2019 поступил исполнительный лист, выданный Усть-Вымским районным судом 21.12.2018 о взыскании с ФИО1 расходов за участие в деле адвоката в размере 1870 руб. в пользу взыскателя: УФСИН России по РК.

Бухгалтерией ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по исполнительному листу удержаны и перечислены в УФК по Республике Коми (ФКУ№31 УФСИН России по РК) денежные средства с лицевого счета ФИО1 в размере 1000 рублей по ЗКР 2146 от 24.05.19 и сумма 750рублей по ЗКР 2371 от 10.06.19.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в части удержания денежных средств с лицевого счета административного истца, суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемые удержания произведены на основании выданного в отношении ФИО1 исполнительного документа, с которым последний был ознакомлен 18.04.2019 в установленном законом порядке, в пределах полномочий административного ответчика, в отсутствие доказательств нарушения прав административного истца па добровольное исполнение судебного решения.

Отменяя решение суда в данной части, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что эти доводы, изложенные в решении суда первой инстанции, противоречат закону.

Статьями 8, 8.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены случаи, когда взыскатель имеет право, минуя службу судебных приставов, напрямую обратиться в банк или иную кредитную организацию должника по исполнительному листу, эмитенту, держателю реестра или депозитарию с заявлением о списании с банковского счета, лицевого счета или счет депо должника эмиссионных ценных бумаг.

В силу вышеизложенного, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» регламентированы условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, где статьями 8. 8.1, 9 Закона установлены определенные изъятия, согласно которым взыскатель вправе, минуя службу судебных приставов, напрямую обратиться в приведенные в указанных статьях организации, к которым ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми не относится.

Положениями части 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрены случаи, в которых взыскатель вправе направить исполнительный документ для исполнения непосредственно в организацию или другому лицу, выплачивающим должнику периодические доходы, минуя судебных приставов-исполнителей. Согласно указанной норме исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Как видно из материалов дела, ФИО1 не трудоустроен. ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК организацией, выплачивающей заработную платы ФИО1, не является. При таких обстоятельствах принудительное исполнение исполнительного документа должно было осуществляться службой судебных приставов, а не непосредственно учреждением исполнения наказаний, минуя названную службу.

Основания для отмены определения суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по изъятию и передаче на склад без права пользования и распоряжения приказа Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказа Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказа Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образца ходатайства о возмещении судебных расходов и по удержанию денежных средств с лицевого счета административного истца оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: