ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7006/2022 от 20.04.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-7006/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 20 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Городкова А.В.,

судей Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори на решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 21 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 04 августа 2021 года по административному делу № 2а-33/2021 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о ликвидации Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори.

Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Полярнозоринская городская автономная некоммерческая организация Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори (далее - некоммерческая организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее - Управление) 26 декабря 2001 г. за основным государственным регистрационным номером .

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указали на непредоставление ежегодной отчетности в установленный законодательством срок по установленной форме за 4 года (2016, 2017, 2018, 2019 гг.), намеренное уклонение от получения направляемой в её адрес корреспонденции, а также осуществление своей деятельности в качестве музея в нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» в качестве музея в форме автономной некоммерческой организации.

Решением Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 21 апреля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 04 августа 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено. Суд решил ликвидировать Полярнозоринскую городскую автономную некоммерческую организацию Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори и исключил сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 февраля 2022 года заявитель просит об отмене судебных актов, указав, на нарушение судами норм материального и процессуального права и ссылаясь на то, что по данным требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами допущено не было.

Особенности гражданско - правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно - правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно пунктам 3-3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 июня 2012 г. № 1246-0, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

В пунктах 26 и 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Полярнозоринская городская автономная некоммерческая организация Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори создана 15 августа 2001 г. и зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области 26 декабря 2001 г. за основным государственным регистрационным номером .

Согласно Уставу некоммерческой организации, утверждённому общим собранием Полярнозоринского городского отделения РГО 15 августа 2001 г., зарегистрированному Управлением Министерства юстиции по Мурманской области в декабре 2001 г., указанная организация создана для достижения культурных, образовательных и научных целей и удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей и культурных благ жителей и гостей муниципального образования «г. Полярные Зори».

Основными целями деятельности организации являются выявление, собирание и хранение музейных предметов и коллекций, а также их публикация, осуществление просветительной и образовательной деятельности (пункт 2.1 Устава).

Судом первой инстанции установлено, что в результате осуществления Управлением Минюста России по Мурманской области проверочных мероприятий выявлены неоднократные и грубые нарушения административным ответчиком при осуществлении уставной деятельности законодательства Российской Федерации и положений Устава.

Так, некоммерческой организацией не выполнены требования, предусмотренные статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях», по предоставлению заявления, подтверждающего соответствие требованиям п. 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона, или отчетов по формам и , а также информации о размещении в сети Интернет или в средствах массовой информации отчета (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы.

19 июля 2017 г. и 5 сентября 2018 г. в связи с невыполнением требований закона по предоставлению необходимых форм отчетности за 2016 и 2017 годы Управлением Минюста России по Мурманской области в адрес административного ответчика были вынесены предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с требованием представить отчетность, предусмотренную статьей 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях».

На основании постановлений, вынесенных мировым судьей судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области от 29 июня 2017 г., 28 сентября 2017 г., 13 июня 2018 г. некоммерческая организация неоднократно была признана виновной в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по фактам непредставления необходимой отчетности за 2016 и 2017 годы.

При этом обстоятельства нарушения административным ответчиком требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в части непредоставления за 2016, 2017 и 2018 гг. заявления, подтверждающего соответствие пункту 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона, или отчётов о деятельности организации по утверждённой форме, а также информация о размещении в сети «Интернет» отчётов (сообщений) о своей деятельности в объёме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган, со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации, установлены в решении Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 21 октября 2019 г. по административному делу № 2а-195/2019 по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори о ликвидации, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 января 2020 г.

Из материалов административного дела следует, что в рамках осуществления контрольных мероприятий Управлением Минюста России по Мурманской области установлен факт непредоставления административным ответчиком вышеперечисленной необходимой отчетности и за 2019 год, а также факт неустранения данного нарушения на момент рассмотрения административного дела судом.

Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции признал данное нарушение в качестве грубого и неустранимого, с чем не согласилась апелляционная инстанция, указав, что, имеется возможность устранения приведенного нарушения, не достигающего степени грубого. При этом, судебной коллегией правомерно указано на то, что непредоставление административным ответчиком соответствующей отчетности за 2019 год применительно к неустранению ранее выявленного нарушения за 2016, 2017 и 2018 годы и отсутствию доказательств принятия некоммерческой организацией зависящих от нее мер, направленных на устранение нарушений законодательства, свидетельствует о неоднократности нарушений закона, влекущих ликвидацию некоммерческой организации.

Из сообщения Министерства культуры Мурманской области от 18 июня 2020 г. следует, что предметы, хранящиеся в Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори не включены в состав Музейного фонда Российской Федерации и не являются музейными предметами и музейными коллекциями.

Судом также установлено, что в период с 2019 г. по настоящее время административным ответчиком участие в культурных, образовательных и иных социально-значимых мероприятиях не принималось, тематические экскурсии в мемориальном музее «Партизан Заполярья», равно как и экскурсии со студентами ГАПОУ МО «ПЭК» (Полярнозоринский энергетический колледж) в период с 2019 по 2021 гг. не проводились.

Согласно сведениям отдела отношений и муниципального контроля администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией здание музея по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью, на праве оперативного управления закреплено за Общественной организацией Полярнозоринского городского отделения «Русское географическое общество», прекратившей свою деятельность на основании решения суда. Земельный участок под зданием в аренду, собственность или безвозмездное пользование не передавался. Во время выезда на место было установлено, что вход на территорию вышеуказанного здания является свободным, территория не убрана, фасад здания требует косметического ремонта. На входе в здание прикреплена информационная табличка о том, что музей работает в понедельник и четверг, имеется телефон для справок.

При этом предоставление коммунальных услуг, электроснабжение по адресу нахождения некоммерческой организации не осуществляется.

Кроме того, судом учтены факты необеспечения административным ответчиком получения почтовой корреспонденции от территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации при отсутствии в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса (места нахождения), невозможность осуществления административным ответчиком дальнейшей деятельности в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», предусматривающей создание музея в форме некоммерческого учреждения, с учетом невозможности преобразования автономной некоммерческой организации в форму некоммерческого учреждения, а также то обстоятельство, что учредитель административного ответчика - общественная организация Полярнозоринское городское отделение «Русское географическое общество» признана прекратившей деятельность в качестве юридического лица по решению суда и исключена из ЕГРЮЛ 7 ноября 2019 г., однако изменения в Устав некоммерческой организации в части учредителя на протяжении длительного периода не внесены.

Указанное нарушение в виде осуществления деятельности с нарушением требований Устава и положений статьи 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» являются грубым, свидетельствует о несоблюдении некоммерческой организацией при осуществлении своей деятельности положений Устава.

Учитывая, что некоммерческой организацией грубо и неоднократно нарушались нормы законодательства Российской Федерации и положения Устава, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция правомерно пришел к выводу об удовлетворении административного иска.

Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 14-П по делу «О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б.А., ЗАО «Медиа- Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Судам установлено, что на момент обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области с административным иском в суд нарушения законодательства административным ответчиком устранены не были. Допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона, пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят грубый и неоднократный характер на протяжении длительного периода, меры к устранению недостатков, установленных решением суда от 21 октября 2019 г., приняты не были, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Доводы кассационной жалобы о рассмотрении судом аналогичного спора между теми же сторонами, по которому имеется вступившее в законную силу решение суда от 21 октября 2019 г., получили оценку в суде апелляционной инстанции правильно указавшей, что обстоятельства нарушения административным ответчиком обязанности по представлению соответствующей отчетности за 2019 год и нарушения уставной деятельности предметом рассмотрения по административному делу № 2а- 195/2019 не являлись.

Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 21 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 04 августа 2021 года по административному делу № 2а-33/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори - без удовлетворения.

Решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 21 апреля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 04 августа 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи