ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7344/2021 от 28.04.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-7344/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 28 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 ноября 2020 года по административному делу № 2а-3555/2020 по административному исковому заявлению ФИО1, к администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления об изъятии части земельного участка.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав пояснения представителя администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления Администрации от 20.12.2019 №698 об изъятии части земельного участка площадью 3669 кв.м. подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером площадью 33 414 кв.м.

В обоснование требования указал, что указанным постановлением Администрации изымается часть принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью 33 414 кв.м. с кадастровым номером в размере 3689 кв.м., для муниципальных нужд в целях строительства автомобильной дороги. При этом постановлением Администрации от 07.06.2019г. №1099 о внесении изменений в постановление Администрации от 15.02.2019г. «О подтверждении муниципальной программы развития автомобильных дорог на 2019-2020 год» финансирование строительства автодорог не предусмотрено. В третьем квартале 2021 года предусмотрено строительство новых дорог, однако, не указано адресное финансирование, отсутствует статья расходов на выкуп земельных участков.

В нарушении ст.25 Федерального закона от 08.11.2007 г. №2257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» Администрация не ссылается на нормативы отвода земель для строительства автомобильных дорог и не обосновывает необходимость изъятия части земельного участка, площадью 3689 кв.м., подлежащей образованию из земельного участка с кадастровым номером . Также Администрация не обосновывает необходимость прохождения дороги по участку административного истца ввиду отсутствия других вариантов.

В этой связи административный истец считает, что постановление не соответствует закону и нарушает право собственности последнего на земельный участок.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2020 года административные исковые требования удовлетворены, постановлено признать незаконным постановление администрации «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №698 от 20.12.2019г. «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Заневское городское поселение» земельного участка в целях строительства автомобильной дороги местного значения» и обязать администрацию МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в течение месяца, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, отменить постановление № 698 от 20.12.2019г. «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Заневское городское поселение» земельного участка в целях строительства автомобильной дороги местного значения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 ноября 2020 года, решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2020 года оставлено без изменения с исключением из резолютивной части решения суда указания на обязание администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в течение месяца, со дня вступления в законную силу решения суда, отменить постановление №698 от 20.12.2019 г. «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Заневское городское поселение» земельного участка в целях строительства автомобильной дороги местного значения».

В кассационной жалобе, поданной 12 марта 2021 года через Всеволожский городской суд Ленинградской области, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 марта 2021 года администрация муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области просит об отмене судебных постановлений, и вынесении нового решения об удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером сформирован из земель государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с генеральным планом МО «Заневское сельское поселение» контуры участка образованы в границах населенного пункта Янино-1.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами допущено не было.

Судами установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 33414+/-2055 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, о чем 06.03.2015 в ЕГРН сделаны записи , .

Постановлением Администрации от 20.12.2019г. № 698, для муниципальных нужд муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в целях строительства автомобильной дороги местного значения, у собственника ФИО1, изымается земельный участок площадью 3689 кв.м., подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером площадью 33 414 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, адрес: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, расположенный в зоне планируемого размещения автомобильной дороги местного значения в границах городского поселка Янино-1 Всеволожского муниципального района Ленинградской области, принадлежащий на праве собственности ФИО1,, в соответствии со схемой расположения земельного участка согласно приложению 1 (пункт 1).

Удовлетворяя требования административного истца, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что в рассматриваемом случае, вид разрешенного использования земельного участка ФИО1 не предполагает строительства объектов капитального строительства, в частности, линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги, а планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не органов местного самоуправление.

Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федераций изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п.1). В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (ч.2). Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч.3). Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (ч.5).

Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (статьи 56.3 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожной транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Частью 1 ст.56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Частью 3 ст. 56.3 ЗК РФ установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

В соответствии со ст. 56.5 ЗК РФ в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества уполномоченный орган обязан выявить лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Требования к порядку принятия и содержанию решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст.56.6. ЗК РФ.

Согласно Генерального плана муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.05.2013г. № 22, подлежащая изъятию часть земельного участка относится к категории земель «земли населенных пунктов», функциональной зоне Ж4 (зоне планируемой застройки многоквартирными среднеэтажными домами).

Судами установлено, что постановлением Администрации от 30.12.2013 № 606 утверждена документация по планировке части территории в <адрес>-1 Всеволожского муниципального района, в составе которой имеется чертеж красных линий, и линий обозначающих дороги, улицы, проезды. При этом данный чертеж не содержит линий обозначающих дороги, проезды в месте, в котором расположен изымаемый земельный участок.

При этом, как следует из материалов дела изымаемый оспариваемым постановлением земельный участок, как входящий в состав земельного участка кадастровый , относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, в записи Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют сведения о переводе указанного земельного участка в другую категорию.

Согласно пп. 10 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка ФИО1 не предполагает строительства объектов капитального строительства, в частности, линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги, а планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.

С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 ноября 2020 года по административному делу № 2а-3555/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 ноября 2020 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 11 мая 2021 года.

Председательствующий

Судьи