ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | ||
№ 88а-7393/2020 | ||
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Пятигорск | ||
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А.,
судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 августа 2020 г. по административному делу № 2а-2157/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике Пачева М.Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного истца Мамиевой Ж.Х., возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мамиев А.Х. обратился в суд с административным иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее также – ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал, что на основании договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> сроком аренды по ДД.ММ.ГГГГ На его обращение от ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации арендуемого участка в собственность без торгов, ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике сообщило ему об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с установленным законом республики мораторием на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения. Полагает отказ административного ответчика незаконным и нарушающим его право на приобретение земельного участка в собственность.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 августа 2020 г., административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики 24 сентября 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 октября 2020 г., ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике просит названные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике Пачева М.Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного истца Мамиевой Ж.Х., возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Из материалов дела следует, что Мамиев А.Х. является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного под многолетние насаждения, площадью 5000 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> на основании договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, сроком аренды по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке.
Мамиеву А.Х. на праве совместной собственности с Мамиевой Р.М. принадлежат многолетние насаждения <данные изъяты>, в т.ч яблони «Делишес», год посадки – 1976, «Голден», год посадки – 1976, общей площадью <данные изъяты>, зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
12 декабря 2019 г. административный истец обратился в ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о предоставлении без проведения торгов в собственность за плату названного выше земельного участка.
ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с установленным законом республики мораторием на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения до 2053 г.
Удовлетворяя административный иск, суды исходили из того, что Мамиев А.Х. является собственником зарегистрированных в установленном законом порядке многолетних насаждений, находящихся на испрашиваемом Мамиевым А.Х. земельном участке, который используется заявителем по его целевому назначению, на момент обращения заявителя у ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике имелись все необходимые условия для предоставления ему земельного участка в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказ признали незаконным.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее также - Закон № 101-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона № 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию на территории такого субъекта Российской Федерации, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 г. В то же время в пункте 2 статьи 19.1 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
Установлено, что на момент обращения Мамиева А.Х. с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на территории Кабардино-Балкарской Республики действовал Закон Кабардино-Балкарской Республики от 8 июля 2004 г. № 23-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике».
Согласно пункту 1 статьи 3ункту 1 статьи 3 названного закона установлен мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 101-ФЗ его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 6унктах 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как правильно исходили суды, на правила оборота испрашиваемого земельного участка действие Закона № 101-ФЗ не распространяется. В исключение из норм указанного специального закона предоставление собственникам зданий, строений, сооружений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что поскольку испрашиваемый земельный участок образован в результате раздела, судом первой инстанции не исследовался вопрос о месте расположения на нем объекта недвижимости (многолетних насаждений), а также о нахождении объекта недвижимости в совместной собственности, в то время как земельный участок испрашивается в собственность заявителя; кроме того, возлагая на ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике обязанность предоставить земельный участок в собственность путем заключения договора купли- продажи, направления проекта договора для подписания, установления выкупной цены участка равной его кадастровой стоимости, суд тем самым подменил решение органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками в соответствии с процедурой, установленной законом.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу не приняты.
Судебная коллегия, установив, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело подлежащим направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Принятые по данному делу меры по приостановлению исполнения судебных актов подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 августа 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Приостановление исполнения указанных судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова