ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7418/2022 от 26.04.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-7418/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Челябинск 26 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Сапрыгиной Л.Ю., Чирковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года по административному делу № 2а-2097/2021 по административному исковому заявлению Кириллова Альберта Владимировича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Оренбургской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области о признании незаконным решения,

заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах административного дела, доводах кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав возражения Кириллова А.В.,

у с т а н о в и л а:

Кириллов А.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Оренбургской области (далее МИФНС России №8 по Оренбургской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее УФНС России по Оренбургской области) о признании незаконным решения налогового органа от 31 марта 2021 года №769, решения УФНС России по Оренбургской области от 27 мая 2021 года № 16-10/09112@. Полагает решение налогового органа незаконным в связи с неправомерным применением при расчете суммы налога кадастровой стоимости проданных объектов недвижимости 14 905 036,08 руб., с учетом положения пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ. Указывает, что кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена в размере их рыночной стоимости 3 979 000 рублей по состоянию на 18 мая 2013 года решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года и должна учитываться для целей налогообложения с 18 мая 2013 года.

Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 17 августа 2021 года требования Кириллова А.В. оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года произведено правопреемство административного ответчика МИФНС России №8 по Оренбургской области на МИФНС России №14 по Оренбургской области. Решение Сысертского районного суда Свердловской области от 17 августа 2021 года отменено, по делу принято новое решение. Решение МИФНС России №8 по Оренбургской области органа от 31 марта 2021 года №76 и решение УФНС России по Оренбургской области от 27 мая 2021 года № 16-10/09112@, признаны незаконными. На МИФНС России №14 по Оренбургской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Кириллова А.В., путем расчета налога на доходы физических лиц за 2019 год, пени, штрафа исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, определенной в соответствии с решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года по делу № 3а-383/2021.

В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 02 февраля 2022 года, УФНС России по Оренбургской области просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года, оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.

В обоснование доводов кассационной жалобы указывают на отсутствие оснований для перерасчета НДФЛ за 2019 год, правомерность применения при расчете суммы налога положений пункта 5 статьи 217.1 НК РФ. Настаивают на том, что установленная решением Пермского краевого суда от 25 июня 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости, с учетом даты подачи заявления о ее пересмотре 04 марта 2020 года.

Обращают внимание, что положения Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона), устанавливающие порядок учета измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01 января 2019 года только в отношении имущественных налогов (налога на имущество и земельного налога).

В проверяемом периоде действовала статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 года № 48, а также в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 49 (начало действия с 01 октября 2019 года), предусматривающая применение сведений об изменении кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Полагают, что в рассматриваемом случае изменение кадастровой стоимости по решению суда подлежит применению с 01 января 2021 года.

В отзыве на кассационную жалобу Кириллов А.В. просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФНС России по Оренбургской области - без удовлетворения.

В суде кассационной инстанции Кириллов А.В. возражал против доводов кассационной жалобы, полагая о законности принятого по делу апелляционного определения.

Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

25 апреля 2022 году УФНС России по Оренбургской области представлено ходатайство об обеспечении участия представителя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц. В удовлетворении заявления УФНС России по Оренбургской области об участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия полагает отказать, поскольку административный ответчик был извещен о месте и времени судебного заседания заблаговременно, присутствие представителя в судебном заседании не признано судом обязательным. Рассмотрение и разрешение настоящего дела в суде кассационной инстанции не требует установления фактических обстоятельств дела, влекущих необходимость заслушивания пояснений сторон в устной форме, в связи с чем личное участие представителя административного ответчика в судебном заседании не является обязательным, а заявителем не указано объективных причин, в силу которых его представитель не имеет возможности прибыть в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав возражения Кириллова А.В., проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

К федеральным налогам отнесен НДФЛ (глава 23 НК РФ).

В силу пункта 17.1 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Положения настоящего пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (пункт 2); в целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из условий, указанных в пункте 3 настоящей статьи (пункт 3); в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).

Как установлено при рассмотрении дела, с 05 июля 2016 года Кириллов А.В. по договору купли-продажи приобрел недвижимое имущество по ул. <данные изъяты>: здание магазина (д. 31/1), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д. 31), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д. 31), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д. 31), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д, 31), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д, 31/3), кадастровый номер <данные изъяты>; здание № 71 кадастровый номер <данные изъяты> и земельный участок-под этим зданием по ул. <данные изъяты>, стоимостью 2 705 000 рублей, из которых стоимость зданий составила 2 591 000 рублей, земельного участка – 114 000 рублей.

На основании договора купли-продажи от 13 мая 2019 года указанное недвижимое имущество реализовано Кирилловым А.В. Л. за 2 705 000 руб.

23 марта 2020 года Кирилловым АВ. в налоговый орган предоставлена декларация по форме 3-НДФЛ о полученном в 2019 году доходе от продажи принадлежащего ему имущества, заявлен имущественный налоговый вычет в сумме документально подтвержденных расходов в размере 2 591 000 рублей и 114 000 рублей.

Налоговым органом проведена камеральная проверка в отношении Кириллова А.В. в связи с предоставлением налоговой декларации формы 3-НДФЛ.

По результатам проверки установлено занижение налоговой базы в результате занижения суммы дохода, полученного от продажи имущества. Согласно сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области в собственности Кириллова А.В. с 05 июля 2016 года по 13 мая 2019 года, то есть менее минимального предельного срока владения, находилось недвижимое имущество: по ул. <данные изъяты>: здание магазина (д. 31/1), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д. 31), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д. 31), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д. 31), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д, 31), кадастровый номер <данные изъяты>; здание (д, 31/3), кадастровый номер <данные изъяты> здание № 71 кадастровый номер <данные изъяты>, кадастровой стоимостью по состоянию на 01 января 2019 года - 14 905 036,08 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

С учетом изложенного налоговым органом налоговая база определена в размере 7 842 525,26 руб., из расчета: 14 905 036,08 руб. х 0,7 – 2 591 000 руб. (расходы по приобретению имущества).

На сумму 7 842 525,26 руб. по ставке 13% исчислен налог в размере 1 019 528 руб.

31 марта 2021 года МИФНС России № 8 по Оренбургской области принято решение № 769 которым Кириллов А.В. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения со взысканием штрафа в размере 25 488,25 руб. (с учетом уменьшения в 8 раз), недоимки в размере 1 019 528 руб., пени в размере 37 586,60 руб.

Решением УФНС России по Оренбургской области от 27 мая 2021 года № 16-10/09112@ решение МИФНС России № 8 по Оренбургской области от 31 марта 2021 года утверждено, жалоба Кириллова А.В. оставлена без удовлетворения.

Решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года по административному иску <данные изъяты>, приобретшей у Кириллова А.В. недвижимое имущество по договору купли-продажи от 13 мая 2019 года, кадастровая стоимость которого установлена исходя из его рыночной стоимости: здания с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты> по состоянию на 18 мая 2013 года в размере 1 015 000 рублей; здания с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> по состоянию на 20 мая 2013 года в размере 1 331 000 рублей; здания с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты> по состоянию на 18 мая 2013 года в размере 526 000 рублей; здания с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты> по состоянию на 18 мая 2013 года в размере 927 000 рублей; здания с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> по. состоянию на 03 ноябре 2011 года в размере 180 000 рублей. Общая кадастровая стоимость недвижимого имущества – 3 979 000 руб. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определена как 16 февраля 2021 года.

Разрешая заявленные Кирилловым А.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная решением Оренбургского городского суда от 31 марта 2021 года кадастровая стоимость объектов недвижимости не подлежит учету при определении налоговой базы по НДФЛ, так как положения Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона), устанавливающие порядок учета измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01 января 2019 года только в отношении имущественных налогов (налога на имущество и земельного налога).

Поскольку стоимость объектов недвижимого имущества в договоре купли-продажи ниже их кадастровой стоимости, согласился с выводом налогового органа о том, что доход от продажи нежилых зданий в соответствии с п.5 ст.217.1 НК РФ составляет 7 842 525,26 руб. и определяется как кадастровая стоимость 14 905 036,08 руб. х коэффициент 0,7 за минусом документально подтвержденных расходов по приобретению имущества 2 591 000 руб.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда о том, что доход от продажи нежилого здания в соответствии с п.5 ст.217.1 НК РФ подлежит определению исходя из кадастровой стоимости нежилых зданий в размере 14 905 036,08 руб. Указал на необходимость применения при расчете налога кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года, признал необоснованным начисление Кириллову А.В. НДФЛ за 2019 год в сумме 1 019 528 руб., соответствующих штрафных санкций и пени.

Отменяя решение суда первой инстанции, принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из незаконности расчета НДФЛ за 2019 год, необходимости применения при расчете НДФЛ за 2019 год кадастровой стоимости проданных объектов недвижимости, установленной решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года.

Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда в части необходимости применения при расчете налога кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года, необоснованности начисления Кириллову А.В. НДФЛ за 2019 год в сумме 1 019 528 руб., соответствующих штрафных санкций и пени.

Доводы кассационной жалобы о том, что установленная решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению в целях налогообложения с 01 января 2021 года, поскольку положения Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона), устанавливающие порядок учета измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019 только в отношении имущественных налогов (налога на имущество и земельного налога), не могут быть приняты во внимание.

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2019 года) налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Абзацем пятым пункта 2 той же статьи (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2019 года) предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года установлена кадастровая стоимость нежилых зданий в размере рыночной стоимости - 3 979 000 руб. по состоянию на 03 ноября 2013 года - 20 мая 2013 года; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 16 февраля 2021 года.

По смыслу пункта 5 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации для исчисления налога на доходы физического лица принималась во внимание кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимого имущества.

Данная правовая позиция прямо согласуется с положениями статей 40, 41 Налогового Кодекса Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае спорные правоотношения не связаны с использованием объектов недвижимого имущества, а эти объекты выступают как предмет гражданского оборота, то в целях определения налоговой базы по налогу на доходы физических, подлежит использованию их рыночная стоимость.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 15 февраля 2019 года N 10-П указал, что в силу статьи 19 Конституции РФ, во взаимосвязи со статьей 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что расчет налога на доходы физических лиц, произведенный МИФНС России №8 по Оренбургской области в решении N 769 от 31 марта 2021 года, которым Кириллову А.В. начислены НДФЛ в сумме 1 019 528 рублей, соответствующие пени и штрафы, исходя из неактуальной и завышенной кадастровой стоимости объектов, нельзя признать обоснованным, а решение налогового органа законным. В связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно указал на необходимость применения при расчете НДФЛ за 2019 год кадастровой стоимости проданных объектов недвижимости, установленной решением Оренбургского областного суда от 26 марта 2021 года.

В целом, доводы кассационной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.

Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи