Дело № 88а-7496/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 июня 2020 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М.,
судей: Жидковой О.В., Нагуляк М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), ООО «Восток» на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 11 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 декабря 2019 года по административному делу № 2а-446/2019 по административным искам ООО «Восток», ООО «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин», ОАО «РЖД» к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления недействующим.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., пояснения представителя ООО «Восток» - Ремизовой Е.А., представителя ОАО «РЖД» - Барышкиной О.А., поддержавших доводы кассационных жалоб; пояснения представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству - Смирновой А.А., пояснения представителя ГУП «Водоканал Ленинградской области» - Гребенниковой Е.А., считавших законными состоявшиеся по делу судебные акты, заключение прокурора – Кичаевой О.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Восток» обратилось в суд с административным иском к административному ответчику администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления недействующим.
В обоснование требований указало, что администрацией 16 августа 2010 года издано постановление № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова».
Данным постановлением Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Волхова распространяются на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, промышленные предприятия, организации и учреждения, сбрасывающие сточные воды в системы коммунальной канализации, обслуживаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, устанавливают нормативы по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы канализации, находящиеся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства, порядок установления допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, являются обязательными для всех абонентов, отводящих сточные воды в системы канализации.
К числу абонентов относятся юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно- канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод, загрязняющих веществ в составе сточных вод.
ООО «Восток» является абонентом организации водопроводно- канализационного хозяйства, с которой заключен 14 декабря 2015 года договор № 249/14-ХВ/ХС холодного водоснабжения и водоотведения, и которому с 01 ноября 2017 года выставляются счета за залповые сбросы, негативное воздействие на водные объекты на основании допустимых концентраций, утвержденных постановлением, а также плата за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения.
Интересы административного истца затрагиваются в части предъявления требований по внесению платы с применением установленных нормативов допустимых концентраций данным постановлением.
ООО «Восток» полагает, что постановление № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова» вступило в противоречие с 16 января 2015 года с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а именно с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г. № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации» (п. 61) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».
Полагает что, администрация не наделена полномочиями по изданию (принятию) нормативных правовых актов в любой сфере правоотношений. Такими полномочиями обладает только представительный орган - Совет депутатов МО город Волхов.
Оспариваемое постановление администрации МО город Волхов №584 от 16.08.2010 года издано с превышением полномочий органом, не наделенным такими полномочиями на его принятие, соответственно, такое постановление должно быть признано недействующим полностью с 16 января 2015 года (том 1 л.д. 14-21).
ООО «ВИЛАШ - Комбинат шампанских вин» обратилось в суд с административным иском к административному ответчику администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления администрации МО город Волхов №584 от 16.08.2010 года незаконным с момента его издания, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца и взыскании государственной пошлины в размере 4 500 руб. 00 коп.
В обоснование требований ООО «ВИЛАШ - Комбинат шампанских вин» указало, что Постановление № 584 «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимыми абонентами в системы канализации г. Волхова» и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова» (далее Постановление №584) было принято с нарушением норм действующего законодательства, а также установленные для абонентов нормативы по нефтепродуктам в размере 0,2 мг/куб.дм, взвешенным веществам - 194 мг/куб. дм, меди - 0,003 мг/куб.дм, железу - 0,3 мг/куб.дм, алюминию - 0,2 мг/куб.дм, БПК5 - 197 мг/куб.дм, ХПК - 295 мг/куб.дм, форсфат-ионам по фосфору - 0,3 мг/куб.дм, АПАВ - 1,43 мг/куб.дм, марганцу - 0,03 мг/куб.дм, сухому остатку - 400 мг/куб.дм. экономически не обоснованы и установлены в отсутствие методики расчета, и в отсутствие предусмотренного действующим законодательством разрешения на сброс и нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект, в связи с чем установленные в нормативы для абонентов являются необоснованными по размеру. Критерии и методика, в соответствии с которыми установлен данный норматив отсутствуют.
Просило признать Постановление № 584 принятым администрацией с превышением полномочий и незаконным (том 1 л.д. 240-245).
ООО «Российские железные дороги» обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с административным иском к административному ответчику администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления администрации МО город Волхов №584 от 16.08.2010 года незаконным с момента его издания и взыскании государственной пошлины в размере 4 500 руб. 00 коп.
В обоснование требований ОАО «РЖД» указало, что постановление № 584 «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимыми абонентами в системы канализации г. Волхова» и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова» было принято с нарушением норм действующего законодательства, а также экономически не обоснованным установленнием для абонентов норматив по нефтепродуктах в размере 0,2 мг/куб дм.
Полагает, что спорное постановление от 16.08.2010 №584 принято администрацией муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области с превышением полномочий, в отсутствие предусмотренного действующим законодательством разрешения на сброс и нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект, в связи с чем установленные в постановлении №584 нормативы для абонентов являются необоснованными по размеру. Критерии и методика в соответствии с которыми установлен данный норматив отсутствуют (том 2 л.д. 72-77).
Протокольными определениями от 20 мая 2019 года административные дела по искам ООО «Восток», ООО «ВИЛАШ - Комбинат шампанских вин» и ОАО «РЖД» к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления недействующим и незаконным объединены в одно производство для совместного рассмотрения (том 2 л.д. 63, 152-153).
Протокольным определением от 11 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (том 1 л.д. 190).
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 11 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 декабря 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления ОАО «РЖД», ООО «Восток» подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об их отмене и принятии нового решения - об удовлетворении требований административных истцов. В жалобах приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
В возражениях прокуратура Ленинградской области просит оставить кассационную жалобу ОАО «РЖД» без удовлетворения, судебные акты – без изменения.
В своем отзыве Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству просит в удовлетворении кассационных жалоб ОАО «РЖД» в лице Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД», ООО «Восток» отказать.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Администрацией муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области 16 августа 2010 года издано постановление № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова».
Данным постановлением Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Волхова распространяются на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, промышленные предприятия, организации и учреждения, сбрасывающие сточные воды в системы коммунальной канализации, обслуживаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, устанавливают нормативы по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы канализации, находящиеся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства, порядок установления допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, являются обязательными для всех абонентов, отводящих сточные воды в системы канализации.
К числу абонентов относятся юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно- канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод, загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Постановлением администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 19 октября 2010 года №689 внесены изменения в постановление главы администрации МО г. Волхов №584 от 16 августа 2010 года (том 1 л.д. 74- 109).
Пунктом 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее Постановление № 167) предусмотрено, что органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно- канализационного хозяйства (далее организация ВКХ) обязаны устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Такие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а именно перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах Абонентов на территории г.Волхова были утверждены Постановлением администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской от 16.08.2010 г. № 584.
Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области №985 от 18 апреля 2019 года признаны недействующими постановления администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 16 августа 2010 года №584 и от 19 октября 2010 года №689 (том 1 л.д. 225-226).
Постановление № 584 от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации ВКХ осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку Волхов, что в свою очередь обеспечивает принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.
Согласно статье 16 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).
Плата вносится природопользователями, т.е. лицами, непосредственно осуществляющими сбросы сточных вод в водный объект.
В разъяснениях Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 со ссылкой на Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее Правила N 644), Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее Правила N 167), Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее Постановление N 1310), указано, что в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Названные требования имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса); платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167, Постановление N 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за иx превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N 167 и Постановлением N 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод, оказываемые организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, в том числе плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, должны оплачиваться всеми абонентами таких систем организациям водопроводно- канализационного хозяйства.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в параграфах 1 и 6 главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 (далее по тексту - Правила N 167), в части, не утратившей силу в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее по тексту - Правила N 644).
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент (юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты водоснабжения и (или) канализации) заключают между собой публичный договор, предметом которого является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12 февраля 1999 года были утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации N 167.
Оспариваемое постановление принято во исполнение пункта 61 Правил N 167.
В пункте 1 Правил N 167 даны понятия, которые применяются в настоящем нормативном правовом акте. Так, «нормативы водоотведения или нормативы сброса» - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Согласно пункту 7 Правил N 167 (в редакции, действовавшей на дату издания постановления №584) централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу пункта 22 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод, это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Согласно статье 42 Федерального закона N 416-ФЗ до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Данные Правила устанавливают требования к сточным водам в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3. Пункт 114 содержится в разделе VI Правил N 644 «Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения».
Из анализа положений Правил N 167 и Правил N 644 в их взаимосвязи можно сделать вывод о том, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения отлична от платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Из содержания указанных норм права следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях их нормального функционирования, в рассматриваемом случае, речь идет о плате за сверхнормированный сброс по качественному составу сточных вод, то есть об ином виде платы.
Нормативы, приведенные в приложении N 3 к Правилам N 644, установленные в соответствии с пунктом 114 данных Правил, применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения.
Данное нормоприменение, нашло свое отражение и в разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 июля 2014 года N 12024-ГБ/04.
Так в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2003 года N 1038, Минстрой России дает разъяснения по применению положений Правил и вопросов регулирования сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения.
В разъяснениях Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 июля 2014 года N 12024-ГБ/04, по вопросу легитимности принятия органом местного самоуправления нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод указано, что в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов действуют 2 вида требований (нормативов): в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила N 644 (раздел IV, приложения N 2 и N 3), а в части предотвращения негативного воздействия на водные объекты сохраняют свое действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, так как действие данного пункта сохраняется.
Таким образом, действующим законодательством органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации.
При этом исходя, из разъяснений содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года N 12-П, одним из принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 3 абзац пятый пункта 61 Правил № 167, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделялись полномочиями по установлению абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод с учётом необходимости защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, признан утратившим в силу.
Данное изменение в Правила № 167 вступило в силу 16 января 2015 г.
Доводы административных истцов о том, что при расчете нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, содержащихся в оспариваемом постановлении №584 от 16.08.2010, учитывалось негативное воздействие на сети, а не только вредное воздействие на природные (водные) объекты, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными.
Указанное утверждение опровергается Расчетом допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в систему канализации и на очистные сооружения г. Волхов, являющимся приложением к Постановлению №584 от 16.08.2010 (том 1 л.д. 76-95).
В материалах дела имеется справка о составе формулы, примененной при расчете допустимых концентраций сточных вод абонентов в Постановлении № 584. подготовленная специалистом - главным технологом ГУП «Леноблводоканал», согласно которой допустимые концентрации для абонентов рассчитаны в Постановлении № 584 исключительно в качестве нормативов допустимого влияния на водный объект с учетом норматива допустимых сбросов, установленных для организации водно-канализационного хозяйства, и возможностей очистных сооружений. Ни один из приведенных параметров, на основании которых произведен расчет допустимой концентрации сточных вод для абонентов, не учитывает показателей влияния сточных вод абонентов на сети канализации.
В кассационной жалобе ООО «Восток» указывает на несоответствие Постановления № 584 Методике разработки допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 № 333 (далее - Приказ. № 333).
В соответствии с п. 14 Приказа № 333, нормативы допустимых сбросов действительно устанавливаются на 5 лет. При принятии оспариваемого постановления такие нормативы были разработаны. То есть требования законодательства органами местного самоуправления соблюдены. Однако нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту не только с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, но и при соблюдении иных условий: обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ (п. 61 Порядка № 167). При этом действующее законодательство не закрепляет обязанность менять нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод каждые пять лет. Проанализировав приведенные нормативные правовые акты, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое Постановление №584 от 16.08.2010 не противоречит федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого постановления недействительным и незаконным не имеется.
Полномочия органов местного самоуправления устанавливать нормативы воздействия на системы коммунального водоснабжения и канализации вытекают из прав и обязанностей собственника на эти объекты, а также из положений статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которыми предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация мероприятий по охране окружающей среды, и положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона ют 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной адмшйстрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 32 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области глава администрации вправе издавать правовые акты в пределах своих полномочий (том 1 л.д. 166-170).
В силу требований, содержащихся в п. 1 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, установлено, что нормативы водоотведения или нормативы сброса - установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование. Таким образом, указанным актом не определено, что нормативы должны быть утверждены исключительно представительными органами местного самоуправления.
Согласно п. 13 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», нормативные требования по составу сточных вод являются существенным условием договора на прием (сброс) сточных вод, соответственно в соответствии с п. 11 указанных «Правил» и ст. 426 ГК РФ, оспариваемые нормативы утверждены при осуществлении полномочий собственника и соответствуют полномочиям, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, оспариваемое Постановление №584 от 16.08.2010 принято в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления - администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
Кроме того, постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области №985 от 18 апреля 2019 года признаны недействующими постановления администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 16 августа 2010 года №584 и от 19 октября 2010 года №689 (том 1 л.д. 225-226).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в настоящее время утратил силу. Он не может быть признан недействующим. Поскольку указанный акт длительное время применялся. При его принятии требования действующего законодательства были соблюдены.
Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных актов нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 11 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 декабря 2019 года по административному делу № 2а-446/2019 по административным искам ООО «Восток», ООО «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин», ОАО «РЖД» к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления недействующим оставить без изменения, кассационные жалобы ОАО «РЖД», ООО «Восток» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: