ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 88а-7548/2021 г. Москва 14 апреля 2021 года Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Склярука С.А., судей Репиной Е.В., Шеломановой Л.В., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ «Можайка 6/1» на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 августа 2020 г. (дело № 2а-303/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 декабря 2020 г. (дело № 33а-5833/2020), вынесенные по административному делу по административному иску ТСЖ «Можайка 6/1» к Государственной жилищной инспекции г.Москвы, консультанту Государственной жилищной инспекции г.Москвы о признании незаконным предписания, обязании устранить допущенные нарушения заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснении представителей ТСЖ Можайка 6/1» Селиной А.М., Судаковой М.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, у с т а н о в и л а: 9 декабря 2019 г. Мосжилинспекцией ТСЖ «Можайка 6/1» выдано предписание № Р-3-07192/1 (учетный код - 9010021), с учетом изменений от 24 августа 2020 г., о произведении перерасчета за коммунальную услугу «отопление» по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, исходя из тарифов, установленных для ПАО «МОЭК». На ТСЖ «Можайка 6/1» возложена обязанность произвести перерасчет по коммунальной услуге «отопление» с апреля 2019 года по июнь 2019 года исходя из тарифа 1.837,51 руб/Гкал, с июля 2019 года по сентябрь 2019 года, исходя из тарифа 1.904,28 руб/Гкал, в соответствии с п. 1.2 приложения № 3 к приказу Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 3 декабря 2018 г. №233-ТР. ТСЖ «Можайка 6/1», уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, обратилось в суд с административным иском о признании незаконным предписания от 9 декабря 2019 г. № Р-3-07192/1; возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Административный истец полагал, что выданное предписание и решение о продлении срока его исполнения являются незаконными, поскольку расчет по коммунальной услуге «отопление» производится ТСЖ с учетом расходов по содержанию и ремонту индивидуального теплового пункта, который используется товариществом для приготовления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению путем преобразования поставляемого коммунального ресурса – тепловой энергии. Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 августа 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 декабря 2020 г., в удовлетворении административного иска ТСЖ «Можайка 6/1» отказано. В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 марта 2021 г., административный истец ТСЖ «Можайка 6/1», ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение норм процессуального и материального права. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ). В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Согласно подпункту «а» пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги. Материалами дела установлено, что в связи с обращениями жителей многоквартирного дома <адрес><адрес> по вопросам нарушений, допущенных ТСЖ «Можайка 6/1» при проведении расчетов за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, Жилищной инспекцией по ЗАО г.Москвы совместно с Инспекцией по надзору за энергосбережением и контролю инженерных систем (далее - ИНЭКИС) проведена внеплановая проверка. По результатам проверки установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом оснащен индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), который входит в состав общего имущества собственников помещений МКД и находится на обслуживании ТСЖ «Можайка 6/1». Поставка тепловой энергии осуществляется ресурсоснабжающей организацией ПАО «МОЭК» на основании договора на теплоснабжение от 1 февраля 2015 г. № 08.200136-ТЭМ. В период с января 2017 г. по октябрь 2019 г. ПАО «МОЭК» предоставило управляющей организации тепловую энергию по тарифу без дополнительного преобразования. Управляющая организация ТСЖ «Можайка 6/1» в указанный период при начислениях потребителям по услуге «отопление» применяла тариф на тепловую энергию с учетом дополнительного преобразования тепла, который включает в себя производство, передачу, тепловой энергии (ресурс МОЭК), с учетом расходов на содержание тепловых пунктов. 9 декабря 2019 г. Мосжилинспекцией по результатам проверки выдано ТСЖ «Можайка 6/1» предписание № Р-3-07192/1 о произведении перерасчета за коммунальную услугу «отопление» по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, исходя из нормативов потребления, установленных для ПАО «МОЭК» для группы потребителей, подключенных к тепловой сети до тепловых пунктов. Срок исполнения предписания установлен до 13 января 2020 года. 13 января 2020 года решением Мосжилинспекции за № Р-3-07192/1 срок исполнения предписания продлен до 28 февраля 2020 года. 24 августа 2020 года Мосжилинспекцией в предписание внесены вышеназванные изменения. Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций, исходили из того, что выданное Мосжилинспекцией в отношении ТСЖ «Можайка 6/1» предписание на проведение перерасчета за коммунальную услугу «отопление» по многоквартирному дому, исходя из установленных тарифов Приложением № 3 к приказу Департамента экономической политики и развития города Москвы от 3 декабря 2018 г. № 233-ТР, закону не противоречит расчеты по коммунальной услуге «отопление» должны производиться по тарифам без учета дополнительных преобразований. Судебная коллегия не находит оснований согласиться с указанными выводами судебных инстанций. Раздел IV Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, содержит алгоритм определения платы за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению. При наличии на МКД индивидуального теплового пункта коммунальные ресурсы «отопление» фактически оказываются гражданам управляющей компанией, которая производит их. В данном случае многоквартирный дом оснащен индивидуальным тепловым пунктом, который показывает общее количество тепловой энергии, поступающей от ресурсоснабжающей организации, и распределяется на отопление, подогрев воды. Согласно пункту 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В соответствии с пунктом 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Приказом Департамента экономического развития и политики г. Москвы от 3 декабря 2018 г. № 233-ТР установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию поставляемую потребителям ПАО «МОЭК» в том числе населению, со следующей дифференциацией: потребители, подключенные к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией; потребители, подключенные к тепловой сети после тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией. В соответствии с часть 2 статьи 157 Жилищного Кодекса размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Несмотря на то, что применяемые ТСЖ «Можайка 6/1» тарифы рассчитаны для энергетической компании, административный истец применял аналогичный тариф, рассчитанный для ПАО «МОЭК», с учетом расходов на содержание тепловых сетей. Признавая применение такого тарифа не соответствующим закону, суд не дел оценку тому обстоятельству, что ПАО «МОЭК» по договору теплоснабжения № 08.200136-ТЭМ поставляет не готовую коммунальную услугу в виде «отопления», а коммунальный ресурс в виде тепловой энергии, преобразование которой в коммунальную услугу происходит без участия ресурсоснабжающей организации, с помощью теплового пункта, установленного в многоквартирном дом, расположенном по адресу: <адрес> В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (пункт 3). Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации статья 39 Жилищного кодекса РФ). Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования. Указывая, что расчет за коммунальную услугу «отопление» по многоквартирному дому, должен производиться исходя из установленных тарифов пунктом 1.2 Приложения № 3 к приказу Департамента экономической политики и развития города Москвы от 3 декабря 2018 г. № 233-ТР, без учета дополнительных преобразований, судом не определен объем, содержание и условия возникновения обязанностей управляющей компании по содержанию многоквартирного жилого дома, в том числе индивидуального теплового пункта; не установлен порядок организации теплоснабжения МКД; не исследован договор управления многоквартирным домом; не установлены услуги и расходы по управлению многоквартирным домом, включенные в условия договора; а также то обстоятельство покрывают тарифы на содержание общего имущества многоквартирного дома расходы управляющей организации по содержанию теплового пункта. Без установления данных обстоятельств, выводы о необходимости применения ТСЖ «Можайка 6/1» тарифа на тепловую энергию для потребителей, без дополнительного преобразования, являются преждевременными. Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального права, повлиявшими на исход дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов административного истца. Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную правовую позицию, исследовать и оценить все обстоятельства, имеющие значение для дела, принять законный и обоснованный судебный акт. В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, о п р е д е л и л а: решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 декабря 2020 г.- отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кунцевский районный суд г. Москвы. Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Мотивированное кассационное определение составлено 22 апреля 2021 г. Председательствующий Судьи |