ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7565/2022 от 17.05.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-7565/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Челябинск 17 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Степанова П.В.,

судей Тетюева С.В., Печенкиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 января 2022 года, вынесенные по административному делу № 2а-4205/2021 по административному исковому заявлению Галицкого Дениса Григорьевича к департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Тетюева С.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Галицкий Д.Г. обратился в суд с административным иском к департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении параметров перевода координат из системы координат г. Перми в систему координат МСК-59.

В обоснование иска указано, что департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее – Департамент) использует систему координат г. Перми и имеет ключи (параметры) перевода координат в систему МСК-59, которая используется в генеральном плане, правилах землепользования и застройки и документации по планировке территории. Административным истцом получены архивные документы, содержащие координаты в системе координат г. Перми, которые он не может сравнить с градостроительной документацией, ведущейся в системе МСК-59. 19 июня 2021 года истец направил запрос в Департамент о предоставлении ему ключей (параметров) перевода координат, в чем ему было отказано. Департамент предложил запрашивать информацию из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Перми (далее – ИСОГД). Однако не вся необходимая информация есть в ИСОГД, кроме того, предоставление данной информации осуществляется за плату.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 11 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 января 2021 года, административный иск удовлетворен. Отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в непредоставлении Галицкому Д.Г. параметров перевода координат из системы координат г. Перми в систему координат МСК-59, изложенный в письме от 14 июля 2021 года № 059-22-01-08/2-301, признан незаконным. На Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Галицкого Д.Г. о предоставлении ключа перевода.

28 февраля 2022 года решение суда административным ответчиком исполнено, заявление Галицкого Д.Г. рассмотрено повторно и подготовлен ответ № 059-22-01-08/2-67 (л.д. 101-103).

В кассационной жалобе, поданной 30 марта 2022 года, административный ответчик просил вышеуказанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что совокупности условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения административного иска не имелось; в компетенцию Департамента не входит предоставление запрошенных Галицким Д.Г. сведений; судами не указаны нормативные правовые акты, предусматривающие обязанность Департамента предоставлять заинтересованным лицам ключ перевода координат из системы координат г. Перми в систему координат МСК-59; Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в данном деле применению не подлежал; наличие у Департамента необходимых истцу сведений не означает, что Департамент обязан представить их Галицкому Д.Г.; сведения, раскрывающие параметры перехода (ключи) от местной системы координат к государственной системе координат, составляют государственную тайну; с 01 января 2009 года во всех кадастровых районах Пермского края применяется местная система координат МСК-59.

В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей, извещенных надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований по данному административному делу не имеется.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 22 июня 2020 года установлено, что на территории Пермского края действуют две местные системы координат, установленные в соответствии с действующим законодательством, – МСК-59 и 81. Департаментом фактически используется система координат г. Перми, которая отличается от систем МСК-59 и 81. Данная система в качестве местной системы координат в соответствии с требованиями законодательства не установлена, Управление Росреестра по Пермскому краю информацией об установлении системы координат г. Перми и ключами перехода не обладает, в ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» параметры (ключи) перехода отсутствуют. Суд пришел к выводу о том, что в результате использования органами местного самоуправления системы координат г. Перми нарушаются права Галицкого Д.Г. на получение полной информации в форме, позволяющей сопоставить данные, полученные с использованием местной системы координат МСК-59 и системы координат г. Перми, а также право самостоятельно осуществить переход от одной системы к другой.

19 июня 2021 года Галицкий Д.Г. обратился с заявлением в администрацию г. Перми о предоставлении ключа перевода (формулы перерасчета координат) из системы координат г. Перми в любую другую законно установленную систему координат, например МСК-59.

14 июля 2021 года Департамент, являющийся функциональным органом администрации г. Перми, направил Галицкому Д.Г. ответ, в котором разъяснил порядок получения данных из федерального фонда пространственных данных, указал, что по запросу информация из ИСОГД может быть предоставлена как в системе координат г. Перми, так и в местной системе координат МСК-59. Сведения о ключах перевода в письме отсутствуют.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец имеет право на получение информации, позволяющей сопоставить данные системы координат г. Перми и местной системы координат МСК-59, получить параметры перехода из системы координат г. Перми в местную систему координат МСК-59 в федеральном фонде пространственных данных истец не может ввиду их отсутствия.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 431-ФЗ) геодезические и картографические работы выполняются с использованием государственных, местных, локальных и международных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы. Государственные системы координат, государственная система высот и государственная гравиметрическая система устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок установления местных систем координат определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии.

Приказом Росреестра от 20 октября 2020 года № П/0387 утвержден Порядок установления местных систем координат, вступивший в силу с 01 января 2021 года (далее – Порядок).

Согласно п. 2 Порядка местные системы координат устанавливаются для целей обеспечения проведения геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, в том числе при установлении, изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований. Инициаторами установления местных систем координат могут являться федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные субъекты отношений в области геодезической и картографической деятельности (далее – заказчики) (п. 4 Порядка). При установлении местных систем координат заказчики в обязательном порядке обеспечивают подготовку правил пересчета координат из государственной системы координат в местную систему координат для всей территории, на которой устанавливается местная система координат (далее – параметры перехода) (п. 5 Порядка). Основанием для введения в действие местной системы координат является акт о включении в федеральный фонд пространственных данных каталогов координат (п. 13 Порядка).

Параметры перехода между местной системой координат и государственными системами координат и каталоги координат геодезических пунктов в местной системе координат постоянно хранятся в федеральном фонде пространственных данных и предоставляются заинтересованным лицам в порядке, установленном ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 14 Порядка).

Частью 6 ст. 10 Закона № 431-ФЗ предусмотрено, что предоставление физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Правила предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе правила подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04 марта 2017 года № 262.

Пунктом 11 Правил установления местных систем координат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 139 и утративших силу 14 октября 2017 года, предусматривалось, что параметры перехода (ключи) от местной системы координат к государственной системе координат и каталоги (списки) координат геодезических пунктов в местной системе координат хранятся в федеральном картографо-геодезическом фонде и у заказчика или в уполномоченных им организациях.

Несмотря на то, что с 01 января 2009 года во всех кадастровых районах Пермского края применяется местная система координат МСК-59, на территории г. Перми продолжает использоваться иная система координат, что подтверждается в том числе и имеющимся в деле проектом планировки и проектом межевания территории по ул. Попова в Ленинском районе г. Перми, подготовленным в 2021 году (л.д. 29-38).

Установив, что Департамент в своей деятельности использует систему координат г. Перми, которая не предусмотрена действующим законодательством, параметры перехода между данной системой и местной системой координат МСК-59 в федеральном фонде пространственных данных отсутствуют, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у истца отсутствует возможность получить необходимую информацию в соответствии с ч. 6, 7 ст. 10 Закона № 431-ФЗ, п. 14 Порядка по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04 марта 2017 года № 262.

Доводы жалобы о том, что у Департамента отсутствует обязанность предоставлять заинтересованным лицам параметры перехода, подлежат отклонению, так как обжалуемыми судебными актами на ответчика не возложена такая обязанность. В качестве способа устранения нарушения прав истца суды определили повторное рассмотрение его заявления от 19 июня 2021 года, что административным ответчиком уже осуществлено 28 февраля 2022 года. Кроме того, административный истец обращался в администрацию г. Перми, а не конкретно в Департамент, оспариваемое решение не содержит прямого указания на то, что у Департамента отсутствует возможность предоставить истцу запрошенные им сведения.

Поскольку в ходе рассмотрения дела Департамент не отрицал использование системы координат г. Перми (наряду с местной системой координат МСК-59) и наличие у него ключа перевода сведений из одной системы в другую (л.д. 22, 47), у Галицкого Д.Г. имелись основания для обращения с заявлением от 19 июня 2021 года в орган местного самоуправления г. Перми, обладающий необходимой информацией. В то же время право на получение информации реализуется в порядке, предусмотренном законом, и наличие такого права у гражданина не влечет безусловной обязанности соответствующего органа предоставить необходимую информацию, поскольку ее получение может быть ограничено законом. При этом доводы жалобы о том, что сведения, раскрывающие параметры перехода (ключи) от местной системы координат к государственной системе координат, составляют государственную тайну, правового значения в рамках данного административного дела не имеют, поскольку указанные обстоятельства в основу оспариваемого решения положены не были.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права. Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено.

Предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).

Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи