ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7743/20 от 03.12.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-7743/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пятигорск

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Нафикова И.А.,

судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория» на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 августа 2020 г. по административному делу № 3а-206/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория» о признании недействующими отдельных положений дополнительного соглашения № 7 к Тарифному соглашению на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Дагестан от 31 августа 2019 г.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан Керимхановой Д.С., представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан Атаева К.А., представителя акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» и акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Дибирова Р.М., возражавших против кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

25 декабря 2018 г. заключено Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Дагестан на 2019 год (далее – Тарифное соглашение на 2019 год), текст которого размещен в первоначальном виде 29 декабря 2018 г. в сети «Интернет» на официальных сайтах Министерства здравоохранения Республики Дагестан (http://minzdravrd.ru/normativnye_ pravovye_akty) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (http://fomsrd.ru/npa_oms/t-sogl/t-2019.php).

Решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Дагестан (далее также – Комиссия от 31 августа 2019 г. (протокол № 8 от 31 августа 2019 г.) утверждено дополнительное соглашение № 7 к Тарифному соглашению на 2019 год (далее также - Дополнительное соглашение № 7), пунктом 15 которого приложение № 15 к Тарифному соглашению на 2019 год «Коды тарифов и тарифы на оказание диагностических услуг, применяемые при межучрежденческих взаиморасчетах на 2019 год» изложено в новой редакции согласно приложению № 17 к Дополнительному соглашению № 7.

Пунктом 20 Дополнительного соглашения № 7 предусмотрено, что отдельные пункты данного дополнительного соглашения, в том числе пункт 15 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2019 г.

Дополнительное соглашение № 7 к Тарифному соглашению на 2019 год размещено 3 сентября 2019 г. в сети «Интернет» на официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (http://fomsrd.ru/npa_oms/t-sogl/t-2019.php).

Общество с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория» (далее также – ООО «ЕКДЛ», Общество), являющееся медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в 2019 г., обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просило признать недействующим со дня принятия пункт 20 Дополнительного соглашения № 7 к Тарифному соглашению на 2019 год в части, предусматривающей вступление в силу пункта 15 данного дополнительного соглашения (приложение № 17) с 1 августа 2019 г., ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушение права Общества на получение средств за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, гарантированное пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 августа 2020 г., в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной через Верховный Суд Республики Дагестан 3 ноября 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 ноября 2020 г., ООО «ЕКДЛ» ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан Керимхановой Д.С., представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан Атаева К.А., представителя акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» и акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Дибирова Р.М., возражавших против кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке уполномоченным органом в области обязательного медицинского страхования с предоставленными полномочиями, с соблюдением порядка его принятия и опубликования.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об основах охраны здоровья граждан разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном медицинском страховании) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Согласно части 2 статьи 30 названного Федерального закона тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 36 Закон об обязательном медицинском страховании).

Соответствующее Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования утверждено Приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (приложение № 1 к Правилам обязательного медицинского страхования) (далее также – Правила обязательного медицинского страхования), пунктом 4 которого к полномочиям комиссии в числе прочего отнесено рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона об обязательном медицинском страховании.

Проведя анализ законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, не установил противоречия Дополнительного соглашения № 7 в оспариваемой части нормативным правовым актам большей юридической силы и нарушения прав и законных интересов административного истца.

Доводы кассационной жалобы о противоречии приведенной нормы федеральному законодательству ввиду придания обратной силы закону, которое привело к нарушению прав и законных интересов заявителя не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Судами нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, применены и истолкованы правильно в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспоренных положений мотивированы.

При этом суды правильно исходили из общих положений части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, положений Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан», в соответствии со статьей 3 которого соглашение Республики Дагестан отнесено к особыми видами нормативных правовых актов, и устанавливаемые Комиссией тарифы, как особый вид нормативных правовых актов, являются результатом соглашения, заключаемого входящими на паритетных началах в ее состав сторонами, в форме Тарифного соглашения, а также статьи 73 упомянутого регионального закона, которым установлена возможность придания нормативному правовому акту Республики Дагестан обратной силы в случаях, когда он устраняет или смягчает ответственность за правонарушения либо когда в самом акте предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. С учетом изложенного вывод судов о том, что содержащиеся в оспариваемом пункте 20 Дополнительного соглашения № 7 положения, предусматривающие распространение действия отдельных пунктов данного дополнительного соглашения, в том числе пункта 15 на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, соответствуют приведенным предписаниям регионального законодательства и не противоречат федеральному законодательству, является верным.

Кроме того, судами правильно отмечено, что ООО «ЕКДЛ», являясь участником обязательного медицинского страхования, включено в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориального программы обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в 2019 году, оказывает необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в 2019 году на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных с акционерным обществом «Медицинская акционерная страховая компания» и обществом с ограниченной ответственностью «ВТБ медицинское страхование» (акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»), вместе с тем, оспаривая Дополнительное соглашение № 7 в части придания обратной силы новой редакции приложения № 15 к Тарифному соглашению на 2019 год «Коды тарифов и тарифы на оказание диагностических услуг, применяемые при межучрежденческих взаиморасчетах на 2019 год» (приложение № 17), и указывая на нарушение своих прав недополучением средств за уже оказанную медицинскую помощь, правомерность снижения размера тарифов на оказание диагностических услуг им не оспаривается.

При таких обстоятельствах суды, установив, что предъявленные административным истцом 6 сентября 2019 г. по утвержденным Дополнительным соглашением № 7 тарифам счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной им за период с 1 по 31 августа 2019 г., в филиал АО «Медицинская акционерная страховая компания» в г. Махачкале - на сумму <данные изъяты> за 7155 проведенных исследований, и в представительство ООО «ВТБ медицинское страхование» - на сумму <данные изъяты> за 4863 проведенных исследования, вышеуказанными страховыми медицинскими организациями оплачены в полном объеме, пришли к обоснованному выводу о том, что произведенная Обществу оплата за оказанные медицинские услуги в августе 2019 г. по тарифам, установленным в предусмотренном законом порядке, обоснованность которых им не оспаривается, не может свидетельствовать о нарушении его прав и законных интересов.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе административного ответчика, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и установленные ими обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория» – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий И.А. Нафиков

Судьи Г.К. Зайнуллина

Ю.К. Белоусова