ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7793/2022 от 31.05.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-7793/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 31 мая 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Степанова П.В.,

судей Абдрахмановой Э.Г. и Печенкиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балакина Ильи Сергеевича на решение Свердловского областного суда от 03 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда обще юрисдикции от 02 февраля 2022 года по административному делу № 3а-543/2021 по административному иску Балакина И.С. об оспаривании отдельных положений Порядка подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки, утвержденного приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 07 августа 2020 года № 338.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., возражения на доводы кассационной жалобы представителя Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области ФИО1 заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

В целях реализации Закона Свердловской области от 4 февраля 2008 года N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Минагроторг СО) от 07 августа 2020 года № 338 утверждён Порядок подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки (далее - Порядок).

Пунктом 5 поименованного Порядка установлен перечень документов, представляемых в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - управление агропромышленного комплекса Минагроторга СО (или в Министерство (в случае отсутствия такого правления на соответствующей территории) для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Так, в соответствии с положениями пункта 5 Порядка, для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя представляются:

1) заявление о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме согласно приложению № 1 к Порядку;

2) согласие субъекта на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

Дополнительно к указанным документам заинтересованным лицом, зарегистрированным в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющим деятельность без образования юридического лица представляются:

- копия налоговой декларации по единому сельскохозяйственному логу (КНД 1151059) или копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (КНД 1152017), за отчётный финансовый год с отметкой налогового органа о приёме декларации;

- копия книги учёта доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), или копия книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, за отчётный финансовый год;

- информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей за отчётный финансовый год по форме, утверждённой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

- отчёт о средствах целевого финансирования за отчётный финансовый год по форме, утверждённой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель Балакин И.С., ссылаясь на то, что он является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, претендует на получение соответствующих мер государственной поддержки, обратился с административным иском о признании недействующими приведенных региональных норм, считая, что утвержденный названным выше нормативным правовым актом Порядок, в части требований о предоставлении главой крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальным предпринимателем документов, приведенных в пункте 5 нарушает его права, поскольку в силу правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства не требуется подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

По мнению административного истца, положения оспариваемого пункта Порядка противоречат статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральному закону от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Принятыми по настоящему административному делу судебными актами в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 31 марта 2022 г.) административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов и вынесении нового решения по делу об удовлетворении его требований.

Относительно доводов кассационной жалобы Минагроторгом СО представлены возражения.

Лица, участвующие в деле о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ, Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"), который регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании данного федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства (статья 1 названного федерального закона).

В целях Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ согласно части 1 его статьи 3 сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").

Подпункт 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" поддержку сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1, 2 пункта 3 статьи 78).

Таким образом, установление права на получение субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.

При этом субсидии могут иметь стимулирующий характер, когда финансовая поддержка, предоставляемая в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии.

Из анализа приведенных федеральных норм следует вывод о том, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе, поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления. При этом такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Установленный в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ правовой статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, в части 2 статьи 3 указанного Федерального закона перечислены отдельные виды хозяйствующих субъектов, которые признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями при условии соответствия специальным законам, регулирующим их деятельность, в том числе:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющим в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (часть 3 статьи 1 Закона крестьянском (фермерском) хозяйстве).

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 1 Закона крестьянском (фермерском) хозяйстве). Основными видами деятельности фермерского хозяйства в силу статьи 19 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве не содержит критериев отнесения фермерских хозяйств к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Указанный критерий содержится в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ.

Таким образом, из смысла вышеуказанных норм права следует, что наличие статуса крестьянского (фермерского) хозяйства само по себе не является основанием для признания его сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Меры государственной поддержки предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении принципа адресности, то есть таким хозяйствующим субъектам, которые в действительности являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При этом необходимо отметить, что согласно нормам статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве основная деятельность, и, соответственно доход КФХ, должны быть связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.

С учетом изложенного, предыдущие судебные инстанции правомерно указала, что перечень документов, необходимость представления которых предусмотрен пунктом 5 Порядка для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, связана с подтверждением волеизъявления КФХ на получение мер государственной поддержки, согласием на обработку персональных данных, использованных средствах целевого финансирования и подтверждением деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также обусловлена тем, что не все крестьянские фермерские хозяйства имеют право на получение мер государственной поддержки, а только те, основными видами которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции.

Ссылка административного истца на письмо Департамента правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.09.2016 N 14/232обснованно отклонена, поскольку указанный документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, о несоответствии приведенных выше региональных положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, аналогичны позиции административного истца в судах нижестоящих инстанций, проверялись судами и получили правильную правовую оценку в обжалуемых актах решении, в связи с чем, не могут повлечь их отмену.

При таких обстоятельствах обжалуемые акты являются законными и оснований для их отмены в кассационном порядке по доводам жалобы Балакина И.С., не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Свердловского областного суда от 03 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Балакина Ильи Сергеевича – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.

Настоящее определение изготовлено в полном объеме 01 июня 2022 года.

Председательствующий

Судьи