ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7858/2022 от 28.04.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-7858/2022

город Кемерово 28 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Евтифеевой О.Э., Мишиной И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационные жалобы Губернатора Забайкальского края, поданную 9 марта 2022 года и Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, поданную 10 марта 2022 года,

на решение Забайкальского краевого суда от 28 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2021 года

по административному делу № 3а-91/2021 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления Губернатора Забайкальского края от 24 декабря 2020 года № 169 «О введении режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края».

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., объяснения Тарасенко В.Г. и Тарасенко А.В., представляющих интересы Губернатора Забайкальского края и Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражение прокурора восьмого (апелляционно - кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

24 декабря 2020 года Губернатором Забайкальского края принято постановление № 169 «О введении режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края».

Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 декабря 2020 года.

Первый заместитель прокурора Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Губернатора Забайкальского края от 24 декабря 2020 года № 169 «О введении режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края».

В обоснование требований указано, что введение режима повышенной готовности противоречит нормам Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», поскольку оснований для введения режима повышенной готовности не имелось. Взлетно-посадочная полоса аэродрома Чара обеспечивает безопасность полетов, при этом не учтена достаточность выполняемого объема мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, угроза возникновения чрезвычайной ситуации отсутствует. Основанием для введения режима повышенной готовности послужили дефекты на взлетно-посадочной полосе (далее также - ВПП) и рулежной дорожке-1 (далее также - РД-1), выявленные 20 декабря 2020 года межведомственной рабочей группой, созданной приказом Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края. Между тем в акте Восточно - Сибирского межрегионального Территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 6 октября 2020 года указанные несоответствия при фактическом осмотре в октябре 2020 года не отражены. Опрошенный директор ООО «Аэропорт» ФИО17 10 февраля 2021 года пояснил, что комиссионный осмотр взлетно-посадочной полосы аэропорта с. Чара фактически производился только в январе 2021 года, о введении режима повышенной готовности он не уведомлялся, меры, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности полетов, в связи с выявленными дефектами не вводил, поскольку дефекты не являются критическими для функционирования взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожки-1. Согласно письму ООО «Аэропорт» от 14 апреля 2021 года рейсы самолетов выполняются, закрытие аэропорта не планируется, состояние взлетно-посадочной полосы аэродрома Чара обеспечивает безопасность полетов, оснований для ее закрытия не имеется.

При этом действие введенного режима повышенной готовности позволяет заключать контракты без проведения конкурса, что приведет к нарушению прав предпринимателей и противоречит положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Так, 29 декабря 2020 года между ГКУ «Служба заказчика» и ООО «ЭКС Энергомост» заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция аэропортового комплекса с. Чара (Забайкальский край) - этап 1.1» на сумму <данные изъяты> рублей. 30 декабря 2020 года подрядчику перечислен аванс в размере <данные изъяты> рублей. После внесенного прокурором края 16 февраля 2021 года представления в адрес Губернатора Забайкальского края государственный контракт расторгнут, средства возвращены в региональный бюджет.

Решением Забайкальского краевого суда от 28 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2021 года, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Губернатора Забайкальского края от 24 декабря 2020 года № 169 «О введении режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края».

В кассационных жалобах Губернатором Забайкальского края и Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда.

Относительно доводов кассационных жалоб прокуратурой Забайкальского края принесены возражения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судами, что 24 декабря 2020 года Губернатором Забайкальского края издано постановление № 169 «О введении режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края», в соответствии с которым с 00 часов 00 минут 25 декабря 2020 года в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Забайкальского края введен режим повышенной готовности.

Нормативный правовой акт опубликован 24 декабря 2020 года на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Оспариваемым постановлением Губернатора Забайкальского края от 24 декабря 2020 года № 169 «О введении режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края» в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 248-ЗЗК «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положением о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 января 2009 года № 7, учитывая решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края (протокол от 22 декабря 2020 года № 107), в связи с подтверждением дефектов искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы и рулевой дорожки-1 аэропорта в селе Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края и возникновением угрозы нарушения условий жизнедеятельности населения, с целью обеспечения необходимого уровня безопасности полетов для перевозки пассажиров при эксплуатации аэропорта «Чара» постановлено:

- ввести с 00 часов 00 минут 25 декабря 2020 года в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Забайкальского края режим повышенной готовности;

- Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края совместно с обществом с ограниченной ответственностью «Аэропорт» организовать выполнение необходимых организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности полетов в селе Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края;

- рекомендовать обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт» обеспечить безопасность полетов в селе Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края.

Из преамбулы постановления Губернатора Забайкальского края следует, что оно было принято на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края (протокол от 22 декабря 2020 года ), в связи с подтверждением дефектов искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы и рулежной (рулевой) дорожки-1 аэропорта в селе Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края и возникновением угрозы нарушения условий жизнедеятельности населения.

Недостатки искусственного покрытия ВНП и РД-1 аэропорта села Чара были установлены рабочей группой, созданной на основании приказа Минстроя Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 142 «О создании рабочей группы по обследованию покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта с. Чара Забайкальского края», в состав которой вошли: руководитель государственного автономного учреждения «Государственная экспертиза Забайкальского края ФИО22 главный инженер проекта отдела строительного контроля ЗАОР «НП Читаграждаипроект» ФИО21 заместитель начальника отдела по эксплуатации контроля качества и приемки работ Государственного казенного учреждения «Служба единого заказчика» Забайкальского края ФИО20 начальник отдела дорожного хозяйства Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края ФИО19 директор ООО «Аэропорт» ФИО18

Согласно акту обследования искусственных покрытий взлетно- посадочной полосы аэропорта с. Чара Забайкальского края от 20 декабря 2020 года, утвержденного Министром строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края 21 декабря 2020 года, рабочая группа на основании проведенного обследования подтвердила ряд несоответствий покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта с. Чара:

на взлетной посадочной полосе с искусственным покрытием и перроне присутствуют сквозные трещины с размерами в плане более 50 мм и глубиной более 25 мм, не залитые мастикой (п.п. 2.37 ФАП-262);

на рулежной дорожке-1 присутствует волнообразование с размерами в плане более 50 мм и глубиной более 30 мм (п.п. 2.40 ФАП-262).

В связи с этим рабочая группа сделала заключение, что оператору аэродрома и собственникам имущества аэропорта Чара необходимо принять меры по исправлению дефектов на ИВПП, РД-1 вплоть до проведения реконструкции аэродрома.

Указанные недостатки искусственного покрытия ВПП и РД-1 аэропорта в селе Чара Канарского муниципального округа Забайкальского края периодически возникали и ранее, что подтверждается актами проверки ВС МТУ Росавиации.

Согласно акту проверки готовности ООО «Аэропорт» (аэродром Чара) к работе в осенне-зимний период 2017-2018 года от 13 октября 2017 года, утвержденному руководителем ВС МТУ Росавиации 20 октября 2017 года, в результате проверки установлены, помимо прочего, такие недостатки как:

на ИВПП присутствуют сквозные трещины с размерами в плане более 50 мм и глубиной более 25 мм, не залитые мастикой (п.п. 2.37 ФАП-262) (повторно);

на РД-1 присутствует волнообразование с размерами в плане более 50 мм и глубиной более 30 мм (п.п. 2.40 ФАП-262)(повторно) (л.д. 170-173 т. 1).

Аналогичные недостатки были выявлены в результате документарной проверки готовности ООО «Аэропорт» к работе в весенне-летний период 2019 года, что следует из акта от 31 мая 2019 года, утвержденного руководителем ВС МТУ Росавиации 31 мая 2019 года.

В дальнейшем при проверке готовности ООО «Аэропорт» к работе в осенне-зимний период 2019-2020 года (акт от 8 октября 2019 года, утвержденный руководителем ВС МТУ Росавиации 14 октября 2019 года), помимо прочего, выявлялись такие недостатки как:

продольная часть ИВПП с грунтовой частью летной полосы не имеет ровности сопряжения - п. 3;

на ИВПП имеются раскрытые трещины, не залитые мастикой, уступы между кромками трещин более 25 мм (п.п. 2.37 ФАП-262) - п. 5;

имеются волнообразования в продольном и поперечном направлении ИВПП в местах движения опор ВС с просветом под 3-х метровой рейкой более 25 мм, а также понижения поверхности покрытия ИВПП в местах сопряжения с грунтовой частью летной полосы, вызывающие опасность при экстренном выкатывании ВС с ИВПП в продольном направлении (п.п. 2.37 ФАП-262)-п. 6.

Дано заключение руководству и собственнику ООО «Аэропорт» устранить недостатки, отмеченные в пункте 6, в тридцатидневный срок. В целях обеспечения безопасности полетов на период проведения ремонтных работ издать НОТАМ. Маркировку действующей ИВПП произвести из расчета обшей рабочей длины ИВПП 1000 м с перенесенным порогом.

При этом ООО «Аэропорт» признан готовым к работе в ОЗП 2019-2020 гг. при условии устранения отмеченных в акте недостатков.

Из акта проверки устранения замечаний отмеченных при проверке готовности ООО «Аэропорт» к работе в осенне-зимний период 2019-2020 гг. от 5 декабря 2019 года, утвержденного руководителем ВС МТУ Росавиации 9 декабря 2019 года, следует, что на основании договора подряда от 1 ноября 2019 года в период с 3 ноября 2019 года по 30 ноября 2019 года <данные изъяты> выполнило частичную замену искусственного асфальтобетонного покрытия на бетонное на 5 участках общей площадью 472,39 кв.м., с заменой и уплотнением подстилающего грунтового слоя.

Комиссия пришла к выводу, что участки ремонтных работ соответствуют требованиям пункта 2.37 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 262 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов». Аэродром Чара имеет возможность принимать воздушные суда 3 класса. При этом директору ООО «Аэропорт» указано о необходимости при наступлении круглосуточной положительной температуры произвести залив трещин на ИВПП битумной мастикой, проводить мониторинг за вставками с бетонным покрытием относительно асфальтобетонного существующего покрытия. О состоянии отремонтированных участков ИВПП докладывать до 10 числа ежемесячно в ОАД ВС МТУ Росавиации.

В результате документарной проверки готовности ООО «Аэропорт» (аэродром Чара) к работе в весенне-летний период 2020 года (акт проверки от 27 мая 2020 года, утвержденный врио руководителя ВС МТУ Росавиации 27 мая 2020 года) установлено, что недостатки устранены в ходе проверки. ООО «Аэропорт» по результатам документарной проверки готово к работе в ВЛП 2020 года.

В ходе проверки готовности ООО «Аэропорт» к работе в осенне-зимний период 2020-2021 гг. (акт от 5 октября 2020 года, утвержденный руководителем ВС МТУ Росавиации 6 октября 2020 гола) установлен такой недостаток - на ИВПП имеются раскрытые трещины не залитые мастикой (п.п. 2.37 ФАП-262)-п. 5.

При этом ООО «Аэропорт» признан готовым к работе в ОЗП 2020-2021 гг. при условии устранения отмеченных в акте недостатков.

Результаты проверки готовности ООО «Аэропорт» к работе в осенне-зимний период 2020-2021 гг., осуществленной ВС МТУ Росавиации, уполномоченным органом по проведению обязательной сертификации аэропортов, работ по оценке соответствия аэропортов гражданской авиации требованиям воздушного законодательства Российской Федерации, соответствия объектов аэропорта сертификационным требованиям, при введении режима повышенной готовности не учитывались.

Основанием для введения режима повышенной готовности послужили приведенные выше недостатки, выявленные рабочей группой, созданной Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, которое не наделено полномочиями по проведению проверок в отношение аэропортов, аэродромов на предмет соответствия федеральным авиационным правилам.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2008 года № 140 «О Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края» создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края и утвержден ее состав, а также утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края. В соответствии с данным постановлением (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края утвержден в количестве 25 человек. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов (пункт 6 Положения).

Из протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края от 22 декабря 2020 года усматривается, что на данном заседании Комиссии присутствовало 12 членов, однако заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов, что составляет 13 членов комиссии. Следовательно, кворум для проведения заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края 22 декабря 2020 года и рассмотрения вопроса о необходимости введения режима повышенной готовности на территории села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края и принятия соответствующего решения отсутствовал.

29 декабря 2020 года в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» между ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края и ООО «ЭКС Энергомост» заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция аэропортового комплекса с. Чара (Забайкальский край) - этап 1.1» на сумму <данные изъяты> рублей; 30 декабря 2020 года подрядчику перечислен аванс в размере <данные изъяты> рублей.

После внесенного прокурором края 16 февраля 2020 года представления в адрес Губернатора Забайкальского края государственный контракт расторгнут, средства возвращены в региональный бюджет.

Постановлением следователя по особо важным делам четвертого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю от 4 марта 2021 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении неустановленных лиц.

Уголовное дело возбуждено по факту того, что в рамках введенного постановлением Губернатора Забайкальского края от 24 декабря 2020 года режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края неустановленные должностные лица ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края и Минстроя Забайкальского края в период с 25 по 30 декабря 2020 года, явно выходя за пределы своих полномочий, в нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 9 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», включили в предмет Государственного контракта от 29 декабря 2020 года № 239-ЧС строительно-монтажные работы по реконструкции всего аэропортового комплекса с. Чара (Забайкальский край), не связанные с возникшей угрозой нарушения условий жизнедеятельности населения и обеспечения необходимого уровня безопасности полетов для перевозки пассажиров при эксплуатации аэропорта «Чара».

Из письменных показаний допрошенных в рамках данного уголовного дела свидетелей ФИО23 входящих в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края, следует, что данные лица на заседании комиссии 22 декабря 2020 года участия не принимали.

Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта «з» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, подпунктов 5 и 5.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 1, пунктов 6 и 10 статьи 4.1, статьи 7, подпунктов «а», «м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 5 и 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 262, Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 248-ЗЗК «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2008 г. № 140 «О Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края», Положения о Министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 20 мая 2019 г. № 197, пришел к выводу о признании недействующим постановления Губернатора Забайкальского края от 24 декабря 2020 года № 169 «О введении режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края», как противоречащего нормам федерального законодательства.

Судом установлено, что при принятии постановления Губернатор Забайкальского края основывался на решении комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края от 22 декабря 2020 года, достоверность которого как доказательства не доказана, вследствие чего решение о введении режима повышенной готовности нельзя признать законным и обоснованным. Для проведения заседания комиссии 22 декабря 2020 года, рассмотрения вопроса о необходимости введения режима повышенной готовности в границах аэропорта с. Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края и принятия соответствующего решения, кворум отсутствовал. Решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края принято на основании акта обследования искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта с. Чара Забайкальского края от 20 декабря 2020 года, утвержденного Министром строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края 21 декабря 2020 года. Вместе с тем полномочия рабочей группы, созданной Минстроем Забайкальского края по проведению проверок на предмет соответствия аэропортов, аэродромов требованиям федеральных авиационных правил, административным ответчиком не подтверждены, доказательств этому не представлено. Содержание акта обследования о наличии дефектов на ВПП и РД-1 не соответствует тем мероприятиям, которые были осуществлены рабочей группой, вследствие чего оспариваемый нормативный правовой акт о введении режима повышенной готовности был принят без учета экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Акты обследования искусственных покрытий ВПП аэропорта с. Чара Забайкальского края, составленные комиссией ООО «Аэропорт», от 12, 19, 26 апреля 2021 г., информация ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 24 мая 2021 г. по подземным толчкам и колебаниям земной поверхности за период с 1 сентября 2020 г. по 20 мая 2021 г. к числу доказательств отнесены быть не могут ввиду осуществления данных мероприятий после принятия постановления Губернатора Забайкальского края. Конкретные мероприятия, их объем и содержание, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны, учитывая, что режим повышенной готовности вводится при наличии реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в границах аэропорта села Чара, оспариваемое постановление Губернатора Забайкальского края не содержит. Имеется лишь общая формулировка об организации Минстроем Забайкальского края и ООО «Аэропорт» выполнения необходимых организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности полетов в селе Чара. Выявленные дефекты взлетно-посадочной полосы и рулевой дорожки сами по себе о наличии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствовали, каких - либо доказательств, подтверждающих критичность ситуации, в материалы административного не представлено. План мероприятий при введении режима повышенной готовности на территории аэропорта с. Чара Забайкальского края, утвержденный заместителем министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края ФИО24 от 25 декабря 2020 года, является внутренним локальным документом Минстроя Забайкальского края. Сведений о том, что ООО «Аэропорт», как лицо, непосредственно на которое постановлением Губернатора Забайкальского края возложено осуществление необходимых организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности полетов в селе Чара в режиме повышенной готовности, было уведомлено о введении режима повышенной готовности, в материалах дела не имеется.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.

Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными, доводы кассационных жалоб не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, нарушение судами норм материального или процессуального права не подтверждают.

При рассмотрении заявленных требований, вопреки доводам кассационных жалоб, суды провели правовой анализ соответствия действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, оспоренного постановления, юридически значимые обстоятельства судами определены правильно, выводы судов подробно и аргументированно изложены в обжалуемых судебных актах, нормы законодательства правильно истолкованы и применены. Постановление Губернатора Забайкальского края принято в отсутствие принятого в установленном законом порядке решения уполномоченного координационного органа территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Материалы административного дела не содержат сведений о принятии после введения режима повышенной готовности каких-либо специальных мер, связанных с предотвращением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, в частности не разрабатывались меры по обеспечению эквивалентного уровня безопасности аэропорта, не вводилось ограничение полетов, не принималось решение о временном закрытии аэропорта или об изменении режима его работы. После принятия оспоренного нормативного правового акта осуществлялся лишь мониторинг, при этом представленные в материалы административного дела документы по обследованию аэропорта в начале 2021 года свидетельствуют о его удовлетворительном состоянии. К тому же ведение мониторинга и принятие необходимых мер возможно и в отсутствие специального режима.

При таких данных, поскольку ограничение прав, как физических, так и юридических лиц, согласно общим принципам правового регулирования возможно только в случаях, прямо предусмотренных законом и в установленной законом процедуре, суды пришли к правильному выводу о признании недействующим оспариваемого постановления, как несоответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы кассационной жалобы о наличии у Губернатора Забайкальского края полномочий на введение режима повышенной готовности в отношении определённой территории, в том числе с учетом осуществления в ее пределах определённого вида деятельности на ошибочность выводов судов не указывают, поскольку отсутствие компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при принятии оспариваемого постановления административным истцом не оспаривалось.

Вопреки утверждению заявителей выводы судов об отсутствии оснований для введения режима повышенной готовности в границах аэропорта села Чара Каларского муниципального округа Забайкальского края, а также нарушении процедуры принятия такого решения ввиду отсутствия кворума при принятии Комиссией решения о необходимости введения режима повышенной готовности и при отсутствии оснований, свидетельствующих о необходимости его введения, основаны на представленных в материалах дела и обстоятельствам дела соответствуют.

Доводы кассационных жалоб об обратном повторяют доводы, которыми была обоснована апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационных жалобах не содержится. Выводы судов, изложенные в судебных актах полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителей не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ.

Доводы о необходимости привлечения к участию в деле иных лиц, а именно Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Восточно-Сибирского Межрегионального территориального управления воздушного транспорта подлежат отклонению. Судами, с учетом особенности рассмотрения административного дела в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, был определён верно.

Приведённые выше, а также иные доводы кассационных жалоб не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Оснований для отмены судебных актов, по доводам, изложенным в кассационных жалобах, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Забайкальского краевого суда от 28 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи