ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7968/2021 от 19.05.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-7968/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Городкова А.В.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ассоциации «Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией — общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 декабря 2020 года по административному делу № 2а-893/2020 по административному иску Ассоциации «Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» к Главному управлению Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу, Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу о признании недействительным распоряжения, возложении обязанности совершить действия.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Ассоциации «Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией — общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» - Тенишевой С.А., поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения представителя Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - Балиной Ю.Л., представителя Главного управления Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу Бондаревой - Ряколовой З.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Ассоциация «Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила:

признать недействительным Распоряжение ГУМЮ по Санкт-Петербургу -ро прекращении юридического лица Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» (далее - Ассоциация СРО «УСПП») (ИНН ) путем реорганизации в форме присоединения от 07.10.2019; признать недействительным решение У ФНС по Санкт-Петербургу о прекращении юридического лица Ассоциации СРО «УСПП» () путем реорганизации в форме присоединения от 14.10.2019 (); обязать УФНС по Санкт-Петербургу восстановить запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) об Ассоциации СРО «УСПП» (), как о действующем юридическом лице; обязать УФНС по Санкт-Петербургу исключить сведения о присоединении Ассоциации СРО «УСПП» () к Некоммерческому партнерству «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее - НП «ОСОПБ») (ИНН ) из ЕГРЮЛ.

В обоснование исковых требований указано, что у Ассоциации СРО «УСПП» имеются перед Ассоциацией «Национальное объединение строителей» неисполненные обязательства, определенные частью 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по зачислению денежных средств компенсационного фонда на специальный банковский счет. Правовых оснований для реорганизации у Ассоциации СРО «УСПП» путем присоединения к НП «ОСОПБ» не имелось, реорганизации совершена с целью затягивания (уклонения) от исполнения имеющихся обязательств и создания условий, при которых фактическое истребование задолженности будет затруднительным и создаст вероятность недобросовестного поведения юридического лица, к которому происходит присоединение, в части распоряжения средствами компенсационного фонда. Административный истец полагает, что административными ответчиками была нарушена процедура реорганизации, поскольку Ассоциацией «Национальное объединение строителей» в их адрес направлялись возражения относительно предстоящего включения сведений в связи с реорганизацией в ЕГРЮЛ. В отношении Ассоциации СРО «УСПП» Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области 26.09.2019 приняты обеспечительные меры в виде запрета УФНС по Санкт-Петербургу, до вступления в законную силу решения по делу А5 6-20245/2019, осуществлять регистрационные действия в отношении Ассоциации СРО «УСПП» связанные с прекращением деятельности юридического лица.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления Ассоциация «Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» подала кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» записи в единый государственный реестр юридических лиц вносятся регистрирующим органом на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт «л» пункта 1 статьи 5 вышеназванного Закона).

В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения об Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» (Ассоциация СРО «УСПП») внесены в ЕГРЮЛ 27.08.2009 (ОГРН ) на основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт- Петербургу от 21.08.2009.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 20.06.2018 № СП-73 сведения об Ассоциации СРО «УСПП» исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (т.1 л.д. 51-52).

Решением внеочередного общего собрания членов Ассоциации СРО «УСПП» от 15.03.2019 и решением внеочередного общего собрания членов Некоммерческого партнерства «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» от 15.03.2019 было принято решение о присоединении к Некоммерческому партнерству «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» (НП «ОСОПБ») (т.1 л.д. 164-165), о чем составлены передаточный акт и договор о присоединении (т.1 л.д. 166-197).

14.05.2019 Распоряжением ГУМЮ по Санкт-Петербургу №1055-р принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи по уведомлению о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации Ассоциации СРО «УСПП», учетный (т.1 л.д. 183).

23.05.2019 на основании указанного распоряжения в ЕГРЮЛ были внесены сведения о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения (т.1 л.д. 173-180).

Решение о предстоящем исключении Ассоциации СРО «УСПП» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале "Вестник Государственной Регистрации" часть 1 N 23 (739) от 11.06.2019/2098 и часть 1 N 28 (744) от 17.07.2019/2282 (т.1 л.д. 172).

03.10.2019 в ГУМЮ по Санкт-Петербургу представлены документы для внесения записи о прекращении деятельности присоединения юридического лица Ассоциации СРО «УСПП».

Из содержания Заключения ГУМЮ по Санкт-Петербургу от 07.10.2019 следует, что в результате правовой экспертизы документов представленных для государственной регистрации организации в связи с прекращением деятельности установлено: состав представленных документов соответствует перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; организацией соблюден порядок оформления документов, установленный законодательством Российской Федерации и Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (утвержден приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455); содержание представленных документов соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; представленные сведения достоверны и непротиворечивы (т.1 л.д. 214-215).

Установив отсутствие оснований для отказа, предусмотренных ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ГУМЮ по Санкт-Петербургу принято решение об осуществлении государственной регистрации в связи с прекращением деятельности присоединенного юридического лица, 07.10.2019 издано распоряжение №2329-р.

В соответствии с указанным распоряжением документы, необходимые для внесения соответствующей записи направлены в УФНС по Санкт- Петербургу (т.1 л.д. 213).

09.10.2019 распоряжение и комплект документов поступили в УФНС по Санкт-Петербургу.

14.10.2019 УФНС по Санкт-Петербургу в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности Ассоциации СРО «УСПП» за ГРН и сведения в отношении НП «ОСОПБ» ГРН о завершении реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица (т. 1 л.д. 147-150).

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ за вх. в ГУМЮ по Санкт-Петербургу из УФНС по Санкт-Петербургу поступили возражения административного истца относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ по основаниям неисполнения Ассоциацией СРО «УСПП» обязательств по перечислению средств компенсационного фонда на специальный банковской счет Ассоциации «Национальное объединение строителей», в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и <адрес> рассматривается дело № А56-20245/2019 по иску Ассоциации «Национальное объединение строителей» к Ассоциации СРО «УСПП» о взыскании средств компенсационного фонда в размере 387 642 404,69 рублей. По мнению заявителя, реорганизация юридического лица совершается с целью затягивания либо уклонения от исполнения ранее упомянутых обязательств и создания условий, при которых фактическое истребование указанной задолженности является невозможным. По изложенным основаниям административный истец просил приостановить процедуру государственной регистрации реорганизации до момента исполнения обязанности, предусмотренной частью 14 статьи 55.16 ГрК РФ по зачислению на специальный счет Ассоциации «Национальное объединение строителей» средств компенсационного фонда в размере 387 642 404,69 рублей (т.1 л.д. 115-125).

05.09.2019 за № 02-18/56964@ УФНС по Санкт-Петербургу дан ответ об отсутствии у регистрирующего органа полномочий по оценке законности решений органов управления некоммерческих организаций, в связи с чем, возражения направлены в адрес ГУМЮ по Санкт-Петербургу. По вопросу запрета регистрационных действий, заявителю разъяснено о праве на обращение в суд для принятия обеспечительных мер (т.1 л.д. 126).

11.09.2019 за № 8/07-15627 ГУМЮ по Санкт-Петербургу также дан ответ на обращение, из содержания которого следует, что в случае соответствия документов требованиям закона, административным ответчиком будет принято положительное решения о государственной регистрации. Кроме того, разъяснено право заявителя на обращение в суд с заявлением о принятии мер по обеспечению иска в виде запрета регистрационных действий.

Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу А-56-20245/2019 УФНС по Санкт-Петербургу запрещено до вступления в законную силу решения суда по данному делу осуществлять регистрационные действия в отношении Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» связанные с прекращением деятельности юридического лица (т.1 л.д. 86-88).

Доказательств направления указанного определения в адрес УФНС по Санкт-Петербургу до принятия оспариваемого решения в материалы дела не представлено.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении административными ответчиками процедуры принятия вышеуказанных решений и внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ требованиям закона, а также отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда признала данный вывод суда первой инстанции основанным на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 343, Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного Кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129- ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации N 129- ФЗ).

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (пункт 1 статьи 10 Закон о регистрации N 129-ФЗ).

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях N 7-ФЗ) решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о некоммерческих организациях N 7-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Таким уполномоченным органом в спорный период являлось Министерство юстиции Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 16 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 455 (далее - Административный регламент), на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы возложена обязанность по оказанию государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, о внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций, внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Таким образом, основанием внесения налоговым органом сведений в Единый государственный реестр юридических лиц является решение территориального органа Минюста России.

В соответствии с подпунктом 3 пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты.

Из содержания статьи 57 ГК РФ следует, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Правовое положение ассоциаций (союзов) определяется 123.8-123.11. Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о некоммерческих организациях N 7-ФЗ.

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (пункт 4 статьи 123.8 ГК РФ).

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) ограничений и запретов на реорганизацию ассоциации (союза) в форме присоединения к некоммерческому партнерству не содержит.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность реорганизации ассоциации (союза) в форме присоединения к некоммерческому партнерству.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги установлен статьей 23.1 Закона о некоммерческих организациях N 7-ФЗ и пунктами 48-50 Административного регламента

По результатам правовой экспертизы ГУМЮ по Санкт-Петербургу пришло к выводу о том, что документы Ассоциации СРО «УСПП» соответствуют требованиям законодательства.

На основании представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ГУМЮ по Санкт-Петербургу отсутствовали законные основание для приостановления или отказа в принятии оспариваемого решения 07.10.2019.

Пунктом 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона № 129-ФЗ или решений судов.

Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) направляет в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Федеральным законом № 129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.

Регистратор в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления этих документов, вносит в государственный реестр соответствующую запись.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Законом (пункт 4 статьи 9 Закона о регистрации N 129-ФЗ).

Главой V Закона о регистрации N 129-ФЗ регламентирован порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, внесения в ЕГРЮЛ иных записей в связи с реорганизацией, в том числе, перечень предоставляемых документов.

Основания к отказу в регистрации предусмотрены частью 1 статьи 23 Закон о регистрации N 129-ФЗ к ним относятся, в том числе, неполнота представленных документов, предоставление учредительных документов, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ, принятие решения неуполномоченным лицом, наличие в представленных документах недостоверных сведений. При оформлении документов в ненадлежащем порядке регистрирующий орган в силу п. 1.1 ст. 23.1 вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации.

Указанных выше оснований, с учетом того, что все необходимые документы на регистрацию были представлены и сомнений у должностных лиц У ФНС по Санкт-Петербургу не вызвали, не имелось.

Рассматривая доводы административного истца о наличии установленных судом ограничений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности поступления, на дату совершения оспариваемых действий 14.10.2019 по внесению сведений в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган определения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу А-56-20245/2019 о принятии мер по обеспечению иска (т.1 л.д. 86-88). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

У регистрирующего органа отсутствует право на проверку правомерности представленных документов и содержащихся в представленных документах сведений, за исключением случаев, предусмотренных п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации N 129-ФЗ.

Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В соответствии с требованиями ст. 9 Закона о регистрации N 129-ФЗ, Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава

юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 N 42195) (далее - Приказ ФНС России от 11.02.2016) возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации должно быть подано в налоговый орган по форме N 38001.

Возражения установленной формы административным истцом в регистрирующий орган не направлялись, что подтверждено им в судебном заседании, в связи с чем, у УФНС по Санкт-Петербургу отсутствовали основания для проверки достоверности сведений в представленных документах. Возражения административного истца обоснованно рассмотрены и по ним дан ответ в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При этом, суд апелляционной инстанции указал, что из содержания подпункта 8 пункта 5 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ следует, что указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.

Доводу административного иска о том, что реорганизация юридического лица совершена с целью затягивания либо уклонения от исполнения обязательств и создания условий, при которых фактическое истребование средств компенсационного фонда в размере 387 642 404,69 рублей является невозможным, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. При том, что наличие указанной задолженности у Ассоциации СРО «УСПП» является спорным (решение по делу А-5 6-20245/2019 Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области на момент рассмотрения дела судами обеих инстанций не было принято), в материалы дела представлены доказательства, того, что Ассоциация «Национальное объединение строителей» не лишена возможности реализовать свое право требования по взысканию средств компенсационного фонда, в том числе в порядке правопреемства, в рамках уже возбужденных арбитражными судами споров.

Довод истца о неприменении судом положений части 7 статьи 55.2 ГрК РФ, устанавливающей запрет на ликвидацию некоммерческой организации до исполнения ею обязательств, предусмотренных частью 14 статьи 55.16 указанного кодекса, по зачислению средств ее компенсационного фонда (компенсационных фондов) на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, является основанным на неверном толковании закона и оценке фактических обстоятельств дела.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, объективных доказательств в подтверждение нарушения прав, свобод и законных интересов административным истцом в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ не представлено.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту. Таких обстоятельств по делу судом не установлено.

Не применяются к требованиям, заявленным к УФНС России по Санкт-Петербургу, положения пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым установлено, что исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, поскольку административным истцом требования о признании незаконными действий налогового органа по исключению недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не заявлялись. Данная норма относится к оспариванию решений налоговых органов о ликвидации юридических лиц и не может быть применена к требованиям об оспаривании распоряжения Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, принятого во исполнение решения суда.

В кассационной жалобе Ассоциация «Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.

Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 декабря 2020 года по административному иску Ассоциации «Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» к Главному управлению Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу, Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу о признании недействительным распоряжения, возложении обязанности совершить действия оставить без изменения, кассационную жалобу Ассоциации «Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» – без удовлетворения.

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 31 мая 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: