ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7970/20 от 19.08.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-7970/2020

г. Кемерово 19 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Зиновьевой К.В., Евтифеевой О.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, поданную через суд первой инстанции 6 марта 2020 года, на решение Братского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 сентября 2019 года

по административному делу № 2а-1002/2018 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами при переоформлении лицензии, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., объяснения ФИО1, представляющего интересы Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Афонина А.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами при переоформлении лицензии, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в том числе о недрах АО «Братскэкогаз», в ходе которой установлены нарушения, допущенные отделом геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Иркутской области.

АО «Братскэкогаз» ведёт работы по добыче углеводородного сырья (<данные изъяты>), а также извлечение подземных вод в границах горного отвода Братского газоконденсатного месторождения, в Братском районе Иркутской области, для чего в настоящее время использует лицензию , срок действия продлен до 1 июня 2100 года.

Ранее АО «Братскэкогаз» при осуществлении деятельности по добыче углеводородов использовало лицензию , зарегистрированную Иркутским территориальным геологическим фондом комитета природных ресурсов по Иркутской области 9 июня 2000 года (с учётом последующих дополнений и изменений).

В связи с изменением в 2015 году организационно-правовой формы (АО вместо ОАО) АО «Братскэкогаз» была подана заявка в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на переоформление лицензии .

22 марта 2016 года Федеральным агентством по недропользованию издан приказ «О дополнении перечня лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации», в приложении, к которому (дополнение к перечню лицензий, подлежащих разовой актуализации), включена лицензия АО «Братскэкогаз».

25 марта 2016 года приказом Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу «О переоформлении лицензии ) установлена обязанность должностным лицам Иркутскнедр обеспечить оформление, государственную регистрацию и вручение лицензии АО «Братскэкогаз» (приложение к лицензии ).

6 апреля 2016 года зарегистрирована лицензия на пользование недрами , согласно которой, АО «Братскэкогаз» имеет право проводить работы по разведке и добыче полезных ископаемых в Братском районе Иркутской области на участке недр Братского газоконденсатного месторождения.

Дополнением к лицензии (приложение , регистрация ДД.ММ.ГГГГ), срок действия лицензии продлен до 31 декабря 2100 года.

В ходе прокурорской проверки соблюдения действующего законодательства в сфере недропользования было установлено, что в нарушение пункта 62 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр при переоформлении лицензии АО «Братскэкогаз» на пользование участком недр были изменены условия пользования недрами.

Заявка АО «Братскэкогаз» поступившая в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на переоформление лицензии не содержала доводов о пересмотре условий лицензии, в том числе данных об изменении объёма потребления произведённой продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, из-за которых необходимо пересмотреть сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением.

25 марта 2016 года приказом Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу «О переоформлении лицензии установлена обязанность должностным лицам Иркутскнедр обеспечить оформление, государственную регистрацию и вручение лицензии АО «Братскэкогаз» (приложение к лицензии ). 6 апреля 2018 года зарегистрирована лицензия с приложенными условиями пользования недрами, не содержащих в себе требований к условиям пользования недрами, установленными предыдущей лицензией . Таким образом, должностными лицами Иркутскнедр, при переоформлении лицензии на недропользование АО «Братскэкогаз» незаконно, в нарушение требований части 2, части 4 статьи 17.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», пункта 62 Административного регламента, изменены требования условий пользования недрами, установленные лицензией , при ее переоформлении на лицензию .

В результате действий должностных лиц Иркутскнедр, выразившихся в изменении условий пользования участком недр, установленных прежней лицензией (), при ее переоформлении, в связи с изменением наименования юридического лица, нарушены права Российской Федерации как собственника недр, находящихся в границах территории государства, включая подземное пространство и содержащихся в недрах полезных ископаемых, энергетических и иные ресурсов.

Решением Братского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 сентября 2019 года, административные исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права выразившегося в неправильном истолковании закона, несоответствия выводов суда, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела. Просит принять по делу новое решение, которым производство по делу прекратить. Указывает, что позиция административного истца основана на неверном толковании законодательства о недрах и противоречит поручению Президента Российской Федерации от 12 февраля 2015 года № 254-Пр. Полагает, что споры, возникающие при лицензировании, относятся к спорам экономического характера. Выявленные при проведении проверки нарушения, допущенные отделом геологии и лицензирования Центрсибнедра по Иркутской области, при переоформлении лицензии на пользование недрами затрагивают хозяйственную деятельность АО «Братскэкогаз» как пользователя недр, имеющего исключительное право, в границах горного отвода, осуществлять деятельность в соответствии с предоставленной лицензией. Указывает на невозможность исполнения состоявшихся по делу судебных актов.

Относительно кассационной жалобы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебных актов.

АО «Братскэкогаз» относительно кассационной жалобы предоставлен отзыв.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения допущены судами.

Из материалов дела следует и установлено судами, что на основании лицензии (с учетом дополнений), выданной Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу и зарегистрированной Роснедра в лице Иркутскнедра 6 апреля 2016 года, а также в соответствии с Условиями пользования недрами (приложение к лицензии ), АО «Братскэкогаз» ведет работы по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья в Братском районе Иркутской области. В соответствии с дополнением к лицензии срок действия лицензии продлен до 31 декабря 2100 года. Ранее АО «Братскэкогаз» (до переименования ОАО «Братскэкогаз») руководствовалось лицензией (с учетом дополнений) на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов. В соответствии с дополнением к лицензии срок действия лицензии продлен до 31 декабря 2039 года.

28 октября 2015 года АО «Братскэкогаз» (ранее ОАО «Братскэкогаз») обратилось в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу с заявкой на переоформление лицензии на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (<данные изъяты>) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов, в связи с изменением названия - с ОАО «Братскэкогаз» на АО «Братскэкогаз», а также просило актуализировать лицензию в соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от 27 февраля 2015 года №177 «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами».

Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 22 марта 2016 года «О дополнении перечня лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации», в приложении к которому (дополнение к перечню лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации) включена лицензия АО «Братскэкогаз» .

Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу издан приказ от 25 марта 2016 года «О переоформлении лицензии » согласно которому, в связи с изменением наименования юридического лица ОАО «Братскэкогаз» - пользователя недр на АО «Братскэкогаз», переоформить лицензию на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (<данные изъяты>) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов в пределах Братского лицензионного участка, расположенного на территории Братского района Иркутской области, ранее предоставленную ОАО «Братскэкогаз» на АО «Братскэкогаз»; отделу геологии и лицензирования Центрсибнедра по Иркутской области в установленном порядке обеспечить оформление, государственную регистрацию и вручение лицензии АО «Братскэкогаз».

Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу АО «Братскэкогаз» выдана лицензия до 31 декабря 2039 года, зарегистрированная Роснедра в лице Иркутскнедра 6 апреля 2016 года.

В соответствии с Положением о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, утверждённым Приказом Роснедр от 2 апреля 2014 года №202, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года №315, подписание приказа о переоформлении лицензии на пользование участком недр отнесены к компетенции Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, а именно к полномочиям начальника Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, либо к исполняющему обязанности руководителя, в данном случае приказ от 25 марта 2016 года «О переоформлении лицензии » были подписан и.о. начальника ФИО8 следовательно, данный приказ подписан уполномоченным лицом, по вопросу, относящемуся к его компетенции.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу при переоформлении лицензии на недропользование АО «Братскэкогаз», в нарушение требований статьи 17.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах», пункта 62 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года №315, которыми предусмотрено, что при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования недрами пересмотру не подлежат, изменены требования условий пользования недрами, установленные лицензией , при ее переоформлении на лицензию путем выдачи новой лицензии .

С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.

Вместе с тем судами не учтено следующее.

Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определениях от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-О, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В силу статьи 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 данного Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

На основании части 2.1 статьи 27 КАС РФ, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъяснено, что после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункту 2 части 1 статьи 129 КАС РФ. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передаётся по подсудности по правилам, установленным части 2.1 статьи 33 ГПК РФ, части 4 статьи 39 АПК РФ, части 2.1 статьи 27 КАС РФ.

Принимая во внимание представленные сторонами доказательства, характер и содержание заявленных административным истцом требований, обстоятельства, указывающие на установившиеся между ними правоотношения, Судебная коллегия полагает, что данное административное дело подсудно арбитражному суду.

Как следует из материалов административного дела, административным ответчиком неоднократно в ходе его рассмотрения указывалось на подсудность заявленных требований арбитражному суду, чему судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка. Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в апелляционном определении относительно того, что требования об оспаривании действия компетентного органа относительно изменения условий пользования недрами при переоформлении лицензии, устранение допущенных нарушений не свидетельствуют о наличии экономического спора ошибочны.

Кроме того, Судебная коллегия полагает необходимым отметить ошибочность выводов судов и по существу заявленных требований.

Согласно статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр (статья 17.1 Закона о недрах).

Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315 утверждён Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

В зависимости от конкретного основания перехода права пользования пунктом 69 Административного регламента предусмотрено предоставление в лицензионный орган дополнительных документов и сведений.

Президентом Российской Федерации Председателю Правительства РФ было дано поручение пр-254 от 12 февраля 2015 года об обеспечении до 31 декабря 2016 года проведения разовой актуализации лицензий на пользование недрами, принадлежащих пользователям недр, не имеющим или обеспечившим устранение: нарушений условий подготовки проектов геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, а также условий представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; задолженности по представлению геологической отчётности; задолженности по внесению платежей при пользовании недрами; нарушений условий пользования недрами, указанных в предписаниях Росприроднадзора и (или) уведомлениях Роснедр.

В исполнение названного поручения Президента и распоряжения заместителя Председателя Правительства РФ от 19 февраля 2015 года № АХ-П9-1017 принят приказ Федерального агентства по недропользованию от 27 февраля 2015 года № 177 о проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами. Приказом от 25 июня 2015 года № 427 установлен Регламент проведения разовой актуализации лицензий на пользование недрами, являющийся приложением к названному приказу.

Согласно приложению к приказу Федерального агентства по недропользованию (протокол от 17 марта 2016 года) лицензия , выданная АО «Братскэкогаз» включена в перечень лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации.

Как следует из содержания заявки АО «Братскэкогаз» на переоформление лицензии она была связана с изменением наименования юридического лица, обусловленного изменением гражданского законодательства. В заявке также указано на необходимость актуализации лицензии, в связи с Приказом Федерального агентства по недропользованию от 27 февраля 2015 года № 177 «О проведении разовой актуализации лицензий на право пользования недрами».

Поскольку Общество отвечало требованиям, предъявляемым к пользователям недр при разовой актуализации, проведение актуализации лицензии осуществлялось в соответствии с Приказом № 177, принятым на основании соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Таким образом, актуализация лицензии Общества, произведённая административным ответчиком в период рассмотрения заявки, поданной в целях переоформления лицензии, не свидетельствует о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование участком недр, согласно пункту 37 Приказа Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315, и не противоречит пункту 62 этого же Приказа.

Судами не была дана оценка доводам, а также представленным административным ответчиком доказательствам относительно обстоятельств, послуживших основанием для переоформления лицензии Общества, а также действий, связанных с актуализацией лицензии, в связи с изменением законодательства о недропользовании. В данной части выводы судов о внесении изменений в условия недропользования при переоформлении лицензии преждевременны, сделаны без должной оценки норм материального права, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

При таких обстоятельствах учитывая, что в ходе рассмотрения дела административным ответчиком ставился вопрос о его подсудности арбитражному суду, решение суда первой инстанции и апелляционное определение по настоящему административному делу подлежат отмене, а дело - направлению по подсудности для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Иркутской области.

На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Братского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 сентября 2019 года отменить.

Направить административное дело по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами при переоформлении лицензии, возложении обязанности по подсудности в Арбитражный суд Иркутской области для рассмотрения по существу.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 сентября 2020 года.

Председательствующий

Судьи