ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8067/2021 от 25.05.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-8067/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск 25 мая 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

судей Ермолаевой Л.П., Сапрыгиной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 01 февраля 2021 года, вынесенное по административному делу №2а-6076/2020 по иску Яцевич Татьяны Сергеевны к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании решения незаконным,

заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

Яцевич Т.С. обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту также - Департамент) о признании незаконным решения от 26.05.2020 г. об отказе Яцевич Т.С. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для размещения жилого дома по адресу: <данные изъяты>; об обязании административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Яцевич Т.С. путем вынесения решения о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно по адресу: <данные изъяты> под самовольно выстроенным жилым домом.

Административный истец полагал, что отказ, обоснованный тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов - не соответствующим требованиям законодательства, поскольку пунктом 8 постановления Администрации города Тюмени от 22.04.2020 г. № 18 признан не подлежащим применению проект планировки территории планировочного района № 7 «Гилевский», в том числе в случаях:

- приобретения в собственность бесплатно земельных участков гражданами, указанными в п.1 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», к категории которых она относится.

Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 16 сентября 2020 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 01 февраля 2021 года, решение суда первой инстанции отменено, требования административного истца удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 2605.2020 № 672-о. На Департамент возложена обязанность по устранению нарушения прав Яцевич Татьяны Сергеевны в полном объеме повторно рассмотрев заявление Яцевич Т.С. от 10.12.209г. о предоставлении земельного участка.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 12.04.2021, в которой просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В жалобе указывает, что согласно Генеральному плану городского округа г. Тюмень, истребуемый земельный участок полностью расположен в границах участка, предназначенного для размещения объектов регионального значения, и на месте испрашиваемого земельного участка не предусмотрено размещение жилых домов.

Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений не допущено.

Судами установлено, что самовольно выстроенный жилой дом по адресу: <данные изъяты> существует с 70-х годов 20 века, что следует из справки бюро технической инвентаризации Тюменского городского Упркомхоза от 06.03.1981 г. и участвующими в рассмотрении дела лицами не оспаривается.

Приказом Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени от 12.09.2018 г. адрес здания - жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости (далее подтексту также - ЕГРН) от 18.02.2019 г. (л.д. 22), а также сведений ФКУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 10.09.2018 г. (л.д. 96), сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, с адресным описанием: <данные изъяты>, внесены в ЕГРН 26.12.2007 г. на основании дополнения № 2 к оценочной описи земельных участков на кадастровый квартал <данные изъяты> от 21.05.2007 г. № 3484.

Из выписки из ЕГРН от 16.07.2019 г. следует, что жилой дом по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> (дата присвоения кадастрового номера - 25.11.2011 г.) построен в 1963 году. Также имеется указание на то, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 20.09.2018 г. (л.д. 13) по результатам рассмотрения заявления Яцевич Т.С. № 180823054 от 23.08.2018 г. о предоставлении земельного участка по основанию, определяемому Законом № 55, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1014 кв.м для размещения жилого дома по адресу: <данные изъяты>.

Кадастровым инженером подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 16). Вышеуказанный межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ, согласован Департаментом имущественных отношений Тюменской области (л.д. 21).

Согласно Генеральному плану г. Тюмени, утверждённому решением Тюменской городской думы № 9 от 27.03.2008 г., Правилам землепользования и застройки города Тюмени, утверждённым решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г., а так же проекту планировки и межевания территории планировочного района 7 «Гилевский», испрашиваемый административным истцом земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, предназначенного для размещения объектов регионального значения (л.д. 53-57), в зоне здравоохранения (ОД-6), не предусматривающей размещение индивидуальной жилой застройки (л.д. 33).

Оспариваемым решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 672-о от 26.05.2020 г. (л.д. 43) Яцевич Т.С. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1020 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, было отказано по основанию, определяемому пунктом 17 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов регионального значения.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда обоснованно исходила из следующего.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан собственность бесплатно» (далее – Закон от 21.06.2018 года № 55) установлены категории граждан имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, к которым, в том числе, относятся - граждане, владеющие индивидуальным жилым домом или домовладением, права на которые не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке (далее - жилой дом или домовладение), и фактически проживающие в нем (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих индивидуальным жилым домом или домовладением на территории Бердюжского, Казанского, Сладковского муниципальных районов) (пункт 1).

Согласно преамбуле названный закон принят в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5, пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В статье ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 12 статьи 9, части 1 статьи 26, статей 41, 43 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, обоснованно указал, что положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования применительно к вопросам строительства, напрямую не применяются, а реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории.

Вместе с тем нормой пункта 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени предусмотрено, что действие настоящих Правил не распространяется на отношения по приобретению в собственность бесплатно земельных участков (в том числе на отношения по образованию соответствующих земельных участков и их государственному кадастровому учету) гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" (абзац 2).

Постановлением Администрации города Тюмени от 22.04.2020 г. № 18 "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации города Тюмени, постановления Главы города Тюмени" внесены изменения в постановление Администрации города Тюмени от 13.01.2014 г. № 8 «Об утверждении проекта планировки территории планировочного района № 7 - Гилевский (правый берег р. Тура - граница населенного пункта - озеро Песьяное - общегородская магистраль - ул. Монтажников Транссибирская магистраль - ул. Пермякова по ГП)», которое дополнено, в том числе, пунктом 1.1 следующего содержания: Признать не подлежащим применению проект планировки территории планировочного района № 7 "Гилевский", за исключением положений о мероприятиях по гражданской обороне, в случаях: б) приобретения в собственность бесплатно земельных участков (в том числе, образования соответствующих земельных участков и их государственному кадастровому учету) гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно".

Оценив содержание положений вышеуказанных норм регионального законодательства, действующего на момент принятия оспариваемого решения, судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда пришла к верному выводу о том, что основания, предусмотренные пунктом 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации к отказу в предоставлении земельного участка у Департамента отсутствовали.

Доводы кассационной жалобы полностью повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в оспариваемом отказе и являвшуюся предметом исследования и оценки при разбирательстве настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанции. Данные доводы подлежат отклонению по изложенным выше основаниям.

Иных доводов, связанных, в частности, с вопросом установления обстоятельств того, что административный истец относится к категории граждан, предусмотренной пунктом 1 статьи 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан собственность бесплатно» кассационная жалоба не содержит.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

При названных обстоятельствах апелляционное определение областного суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 01 февраля 2021года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное определение изготовлено 25.05.2021 г.

Председательствующий

Судьи