ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8100/2021 от 21.04.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-8100/2021

г. Москва 21 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Склярука С.А.

судей Шеломановой Л.В., Репиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации городского округа Кинешма Николаевой Н.А. на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 03 сентября 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 10 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мастер плюс», Котовой Светланы Евгеньевны к Администрации городского округа Кинешма, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области о признании незаконным бездействия, (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, № 2а-1437/2020).

Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «Мастер плюс» (далее – ООО «Мастер плюс»), Котова С.Е. обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа Кинешма, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, в котором просили: признать незаконным отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства в переносе проведения капитального ремонта подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> 2032 года по 2020 год; признать незаконным бездействие Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области по внесению изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, в связи с переносом проведения капительного ремонта подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кинешма, ул. Соревнования, д.2, с 2032 года на 2020 год; признать незаконным бездействие Администрации городского округа Кинешма, выразившееся в непринятии Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа Кинешма (далее - Комиссия ОМС) решения, принятого по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола данной комиссии; признать незаконным бездействие Администрации городского округа Кинешма, выразившееся в не направлении уведомления о решении, принятом по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа Кинешма.

В обоснование иска указано, что службой государственной жилищной инспекции Ивановской области 14 февраля 2019 года в адрес ООО «Мастер плюс», являющейся управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Кинешма, ул. Соревнования, д.2, выдано предписание №7-л об обязании установить причины и методы ремонта опорных столбов, несущих стен и перекрытий в подвальном помещении многоквартирного дома с помощью специализированной организации и проведении ремонтных работ опорных столбов, несущих стен и перекрытий в подвальном помещении многоквартирного дома в соответствии с рекомендациями специализированной организации в срок до 28 июня 2019 года. В соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ивановской области период проведения капитального ремонта подвальных помещений данного многоквартирного дома запланирован в 2032 году. 14 февраля 2020 года, собственниками многоквартирного дома принято решение о переносе периода проведения капитального ремонта подвальных помещений дома на 2020 год. 19 февраля 2020 года ООО «Мастер плюс» обратилось в Администрацию городского округа Кинешма с просьбой принять предусмотренные законодательством меры для внесения изменений в региональную программу капитального ремонта имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области. Администрацией в лице Комиссии ОМС признана необходимость переноса сроков проведения капитального ремонта подвального помещения данного дома на 2020 год. Вместе с тем, письмом от 30 июня 2020 года №06-1500 административный ответчик сообщил, что перенос срока проведения капитального ремонта общего имущества указанного дома возможен при направлении в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее – Департамент) информации о многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа Кинешма, срок проведения капитального ремонта общего имущества которых переносится период с 2020 года на более поздний, в подтверждение чему необходимо представить протокол общего собрания собственников таких домов о переносе сроков проведения капитального ремонта на более поздний период, в адрес Администрации такие протоколы не поступали. Принятое по результатам рассмотрения Департаментом протокола Комиссии ОМС от 24 апреля 2020 года решение Комиссии ОМС административным истцом не известно. Указанные обстоятельства свидетельствуют, об отказе Департамента в переносе срока проведения капитального ремонта подвальных помещений данного жилого дома с 2032 года на 2020 год и (или) о незаконных действиях (бездействии) Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и Администрации городского округа Кинешма, допущенном при рассмотрении вопроса о переносе срока проведения капитального ремонта.

Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 03 сентября 2020 года требования ООО «Мастер плюс», удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Администрации городского округа Кинешма, выразившееся в непринятии Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа Кинешма, решения по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола №1 заседания Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа Кинешма от 24 апреля 2020 года и не уведомлении заявителей о решении Комиссии ОМС, принятого по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола Комиссии ОМС от 24 апреля 2020 года. На Администрацию городского округа Кинешма возложена обязанность принять решение по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола Комиссии ОМС от 24 апреля 2020 года и уведомить лиц, обратившихся с заявлением в орган местного самоуправления. В части заявленных требований к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области отказано в полном объеме.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 10 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, жалоба административного истца – без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, вынести новое решение, полагая, что оспариваемые судебные постановления приняты при неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В силу части 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

В силу пункта 8.3 части статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.

В соответствии частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, регулируются Законом Ивановской области от 27 июня 2013 года № 51-ФЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ивановской области».

Постановлением Правительства Ивановской области от 30 апреля 2014 года N 164-п утверждена Региональная программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области.

В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ, в целях регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, Постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 года N 484-п утвержден «Порядок переноса установленного Региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на более ранний период» (далее – Порядок).

Порядок применяется в случаях переноса установленного Региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на более ранний период (пункт 1.2 Порядка).

В силу пункта 2.1. Порядка перенос установленного Региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на более ранний период возможен: если многоквартирный дом формирует фонд капитального ремонта на счете регионального оператора; в пределах суммы денежных средств, которая высвободилась в результате исключения из Региональной программы многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с переносом установленного Региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний период (не менее чем на 5 лет) по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на год, в котором был запланирован ремонт многоквартирного дома, срок проведения которого перенесен на более поздний период.

Изменение перечня домов в Региональной программе осуществляется по каждому из муниципальных образований в отдельности.

В целях принятия решения о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме органом местного самоуправления городского округа или муниципального района Ивановской области (далее - орган местного самоуправления) создается комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - Комиссия ОМС) (пункт 1.3 Порядка).

Рассмотрение вопроса о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на более ранний период проводится по инициативе органа местного самоуправления, а также на основании заявлений органа государственного жилищного надзора, представителей собственников помещений в многоквартирном доме, поданных в орган местного самоуправления. Форма и порядок подачи заявлений определяются органом местного самоуправления (пункт 2.2 Порядка).

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что решение Комиссии ОМС оформляется протоколом и направляется органом местного самоуправления в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области не менее чем за 6 месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

При выявлении несоблюдения требований, установленных пунктом 2.1 настоящего Порядка, протокол возвращается Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в соответствующий орган местного самоуправления в целях устранения допущенных нарушений. Основаниями для возврата протокола является следующее: многоквартирный дом, срок капитального ремонта которого подлежит переносу на более ранний период согласно принятому Комиссией ОМС решению, формирует фонд капитального ремонта на специальном счете; установление факта превышения суммы денежных средств, которая высвободилась в результате исключения из Региональной программы многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с переносом установленного Региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний период (не менее чем на 5 лет) по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на год, в котором был запланирован ремонт многоквартирного дома, срок проведения которого перенесен на более поздний период (пункт 2.9 Порядка).

Лица, указанные в пункте 2.2, уведомляются органом местного самоуправления о принятом решении Комиссии ОМС в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 2.10. Порядка).

Решения Комиссии ОМС, принятые по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протоколов Комиссии ОМС, являются основанием для актуализации Региональной программы, муниципальных программ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 2.11. Порядка).

Судом первой инстанции при разрешении спора установлено следующее.

Котова С.Е. является собственником квартиры №24 многоквартирного жилого дома по адресу: по адресу: <адрес>, управляющей организацией которого является ООО «Мастер плюс».

14 февраля 2020 года внеочередным общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленным протоколом №1 принято решение о переносе срока проведения капитального ремонта подвальных помещений в многоквартирном доме, установленного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ивановской области, с 2032 года на 2020 год.

19 февраля 2020 года ООО «Мастер плюс», действуя в интересах собственников указанного многоквартирного дома, обратилось в Администрацию городского округа Кинешма с заявлением о внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, в отношении указанного многоквартирного дома.

19 марта 2020 года Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности городского округа Кинешма (далее – Комиссия ЧС) составлен акт осмотра подвала многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> содержание которого подтверждает необходимость проведения срочных работ по капитальному ремонту опорных столбов, несущих стен и перекрытий в подвальном помещении указанного многоквартирного дома.

27 марта 2020 года Комиссией ЧС вынесено решение №2 о принятии акта №1 осмотра подвала многоквартирного жилого дома по указанному адресу от 19 марта 2020 года к сведению и направлении данного решения в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.

24 апреля 2020 года протоколом №1 Комиссия ОМС определила перечень многоквартирных домов, срок капитального ремонта которых подлежит переносу на более ранний период на 2020 год, в том числе, жилой дом №2 по ул. Соревнования г. Кинешма Ивановской области.

27 апреля 2020 года указанный протокол с приложением №1 «Критерии определения первоочередности проведения капитального ремонта имущества в многоквартирных домах» направлен на рассмотрение в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.

15 июня 2020 года начальником Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области Мартьяновым В.В. в адрес Главы Администрации городского округа Кинешма Волкова А.Г. направлено письмо №05-14/2625-20ро об отсутствии в представленном пакете документов информации по многоквартирным домам, срок проведения капитального ремонта общего имущества которых переносится на более поздний период с 2020 года, а также протокола общего собрания собственников помещений данных домов о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний срок. В целях рассмотрения возможности переноса срока проведения капитального ремонта подвальных помещений, рассматриваемого многоквартирного дома, на более ранний, предложено направить в адрес Департамента оформленное протоколом решение Комиссии ОМС в соответствии с Порядком и протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о переносе срока проведения капитального ремонта с 2020 года на более поздний (не менее чем на 5 лет).

30 июня 2020 года Администрацией городского округа Кинешма в адрес ООО «Мастер плюс» направлена информация об отсутствии возможности исключить из Региональной программы многоквартирные дома, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с переносом установленного региональной программой срока проведения капитального ремонта на более поздний, поскольку в адрес Администрации не поступали протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о переносе сроков проведения капитального ремонта с 2020 года на более поздний период (не менее чем на 5 лет).

Удовлетворяя частично административные исковые требования суд первой инстанции, на основании установленных в процессе разрешения спора обстоятельств, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о допущенном администрацией городского округа Кинешма бездействии, выразившемся в том, что Комиссией ОМС какие-либо решения принятые по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола Комиссии ОМС №1 от 24 апреля 2020 года не принимались, чем были нарушены требования пункта 2.11. Порядка.

Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, полагая их вынесенными при надлежащей оценке доказательств и при правильном применении закона.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушения процедуры рассмотрения вопроса о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка.

При этом, указанный довод кассационной жалобы опровергается доказательствами, представленными в материалы дела и свидетельствующими об обратном.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку исследованных им доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, применительно к статье 328 КАС РФ, с учетом разъяснений данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену апелляционного определения по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 03 сентября 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации городского округа Кинешма Николаевой Н.А. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи