Дело № 88а-8278/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.,
судей: Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Багирова Исы на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 октября 2020 года по административному делу № 2а-5888/2020 по административному исковому заявлению Багирова Исы к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району г.Санкт-Петербурга об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя ФИО1 – адвоката Алиева Ш.С.о., поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району г.Санкт-Петербурга – ФИО2, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Багиров Иса обратился в Смольнинский районный суд Санкт- Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Феде¬рации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее- УВМ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области) о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что длительное время проживает в Российской Федерации, правонарушений и преступлений не совершал; с июля 2019 года состоит в гражданском браке с гражданкой Российской Федерации ФИО3; 30 декабря 2019 года на сайте УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области узнал о том, что ему не разрешен въезд в Российскую Федерацию. По мнению административного истца, решение является незаконным, так как нарушает его права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, создает реальную угрозу распада благополучной российской семьи, препятствует возможности поддержания полноценных семейных отношений.
В ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемое решение принято Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району г.Санкт-Петербурга (далее - УМВД России по Приморскому району г.Санкт-Петербурга) и определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2020 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика на УМВД России по Приморскому району г. Санкт- Петербурга, административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 октября 2020 года, в удовлетворении административного искового иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Багиров Иса, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Казахстан. 13 декабря 2019 года УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга принято решение о неразрешении ФИО1 въезда в Российскую Федерацию сроком на 3 года до 16 октября 2022 года, на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с неоднократным привлечением его к административной ответственности в течение трех лет: в соответствии с ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ (постановление от 06.10.2019); в соответствии с ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ (постановление от 06.10.2019); в соответствии с ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ (постановление от 06.10.2019); в соответствии с ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ (постановление от 22.09.2019).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии оспариваемого решения административным ответчиком учтены все существенные обстоятельства, характер и количество совершенных правонарушений, при этом административным истцом не представлено доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, подтверждающих чрезмерность и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь, принтое решение не нарушает права административного истца, баланс личных и публичных интересов соблюден.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда признала указанный вывод суда основанным на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм международного права, Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину может быть не разрешен в случае, если он два и более раза в течение трёх лет привлекался к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрен запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина после однократного совершения им административного правонарушения на территории Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права установление запрета на въезд в Российскую Федерацию может быть произведено при установлении фактов неоднократного привлечения к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, независимо от состава административного правонарушения.
Привлечение ФИО1 к административной ответственности подтверждается постановлениями по делам об административных правонарушениях.
Так, постановлением ИДПС взвода №1 ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Приморскому району г.Санкт-Петербурга от 22 сентября 2019 года ФИО1 Пса признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что остановил транспортное средство в месте, где расстояние между сплошной линией разметки, и остановившимся транспортным средством менее 3-х метров, создав препятствия для движения других транспортных средств в городе федерального значения.
Постановлением инспектора ДПС взвода №2 ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга от 06 октября 2019 года Багиров Иса признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что управлял транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Постановлением инспектора ДПС взвода №2 ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Приморскому району г.Санкт-Петербурга от 06 октября 2019 года Багиров Иса признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что 6 октября 2019 года управлял транспортным средством, будучи не вписанным в страховой полис ОСАГО.
Постановлением инспектора ДПС взвода №2 ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Приморскому району г.Санкт-Петербурга от 06 октября 2019 года Багиров Иса признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что 6 октября 2019 года, управляя транспортным средством, выехал на регулируемый перекресток по запрещающему (красному) сигналу светофора, не остановившись ни перед светофором, ни перед пересекаемой проезжей частью, после чего произошло столкновение с другим автомобилем.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), статьёй 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения согласно статье 3 названного Федерального закона являются, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав в силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Пунктом 14 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года №622, установлено, что целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
При этом, согласно подпункту «б» пункта 20 названной Концепции основными принципами миграционной политики является приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории.
Совершенные ФИО1 правонарушения, в том числе повлекшие негативные последствия для других граждан, свидетельствуют о систематическом нарушении законодательства Российской Федерации и о его пренебрежительном отношении к законодательству Российской Федерации и не уважении прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ФИО1 не представил доказательств возмещения ущерба, причиненного им в результате дорожно-транспортного происшествия.
Зная о возможных негативных последствиях совершения административных правонарушений, административный истец, тем не менее, не проявил, со своей стороны, необходимой заботы о собственном благополучии, благополучии своей семьи, с целью предотвратить негативные последствия в связи с нарушением законодательства Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что три из четырех административных правонарушений совершены одновременно, не влияют на законность постановленного решения, поскольку привлечение два раза к административной ответственности за совершение административных правонарушений является достаточным основанием для принятия оспариваемого решения.
Кроме того, управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, и будучи не вписанным в страховой полис ОСАГО носило длящийся характер, а не только в момент совершения дорожно- транспортного происшествия.
Доводы административного истца о том, что дата вынесения оспариваемого постановления, предоставленного в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга, не совпадает с датой указанного постановления, представленного в Приморский районный суд Санкт- Петербурга, являются несостоятельными, поскольку судом обозревался подлинник оспариваемого постановления административного ответчика, копия которого приобщена к материалам настоящего дела.
Имеющаяся дата утверждения оспариваемого постановления, копия которого предоставлена в Смольнинский районный суд Санкт- Петербурга, совпадает с датой указанного постановления, представленного в Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 года) и пунктом 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 года) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами
Государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания в Российской Федерации в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, предотвращения преступлений, защиты здоровья или нравственности населения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 5-П, государство правомочно использовать действенные законные средства, которые позволяли бы, следуя правомерным целям миграционной политики, определять правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также меры ответственности, в том числе административной, за его нарушение и правила применения соответствующих мер, направленные на пресечение правонарушений в области миграционных отношений, восстановление нарушенного правопорядка, предотвращение противоправных (особенно множественных и грубых) на него посягательств.
Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (статья 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к ней).
Оспариваемое неразрешение на въезд могло быть преодолено заявителем в избранном им порядке в связи с наличием каких-либо исключительных, объективных причин личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в его личную и семейную жизнь. При этом несоразмерность этого вмешательства должна быть очевидна, несмотря на сознательное совершение заявителем административных правонарушений в период пребывания в Российской Федерации.
Желание административного истца проживать в Российской Федерации и осуществлять трудовую деятельность не освобождает его от ответственности за нарушение действующего законодательства Российской Федерации и не является основанием для признания незаконным решения о запрете на въезд в Российскую Федерацию, поскольку в противном случае это будет способствовать формированию на территории Российской Федерации атмосферы безнаказанности, что несовместимо с принципом неотвратимости ответственности.
Кроме этого, оспариваемое решение преследует общественно полезные цели в том смысле, в котором обладает свойством общей превенции по отношению к иным иностранным гражданам и стимулирует с их стороны уважение и соблюдение законодательства Российской Федерации.
Проживание административного истца без регистрации брака с гражданкой Российской Федерации, не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Согласно разъяснению, данному Верховным Судом РФ в обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2008г. применение судом ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) относится к случаям наличия у иностранного гражданина супруга или несовершеннолетних детей на территории РФ.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года № 628-0).
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не представил доказательств оплаты налогов, получения легального дохода на территории Российской Федерации, наличия в собственности жилья на территории Российской Федерации, наличия близких родственников на территории Российской Федерации, а также невозможности проживания со своей семьей и осуществления трудовой деятельности в стране национальной принадлежности.
Также, судебная коллегия учитывает, что, получив 30 декабря 2019 года уведомление о выезде из Российской Федерации, административный ответчик не принял мер к его исполнению.
Принимая во внимание обстоятельства дела, тяжесть и количество совершенных административным истцом правонарушений в области дорожного движения, положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам проверки конституционности отдельных положений Федеральных законов «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что суд пришёл к правильному выводу о том, что решение суда отвечает принципу справедливости и соразмерности установленного ограничения выявленному нарушению.
Оспариваемое решение от 13 декабря 2019 года принято в пределах предоставленных полномочий, отвечает принципу справедливости и соразмерности установленного ограничения выявленному нарушению, не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, носят временный характер.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 октября 2020 года по административному исковому заявлению Багирова Исы к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району г.Санкт-Петербурга об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, оставить без изменения, кассационную жалобу Багирова Исы - без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 07 июня 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: