ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8351/2022 от 27.04.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-8351/2022

27 апреля 2022 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Жудова Н.В., Репиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лисового Григория Дмитриевича, Лисовой Ольги Анатольевны, Лисовой Марии Дмитриевны, Лисовой Дарьи Дмитриевны, Лисового Дмитрия Васильевича на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 года (дело № 2а-17/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Лисового Григория Дмитриевича, Лисовой Ольги Анатольевны, Лисовой Марии Дмитриевны, Лисовой Дарьи Дмитриевны, Лисового Дмитрия Васильевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по г. Санкт-Петербургу о признании незаконным решения, признании недействительными записей в Единый государственный реестр юридических лиц,

Заслушав доклад судьи Жудова Н.В., выслушав объяснения Лисовой О.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лисовой Г.Д., Лисовая О.А., Лисовая М.Д., Лисовая Д.Д., Лисовой Д.В. обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по г. Санкт-Петербургу (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, административный ответчик) о признании незаконным решения налогового органа от 02 марта 2020 года № 10392, признании недействительными записей в Единый государственный реестр юридических лиц от 04 марта 2020 года и 21 апреля 2020 года.

Требования мотивированы тем, что они являются дольщиками ЗАО «ИСГ «Севзапстрой», которое обязалось предоставить им квартиры в корпусах 7, 8 дома 26 по ул. Белградская в г. Санкт- Петербурге. Лисовая М.Д. также является собственником 51 % акций ЗАО «ИСГ «Севзапстрой», в свою очередь Лисовой Д.В. является генеральным директором акционерного общества.

Из электронной выписки Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) от 29 мая 2020 года им стало известно о решении налогового органа от 2 марта 2020 года за № 10392 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ЗАО «ИСГ «Севзапстрой», как недействующего юридического лица, о чём внесена запись в ЕГРЮЛ от 4 марта 2020 года.

Кроме того, административным ответчиком внесена запись в ЕГРЮЛ от 21 апреля 2020 года о том, что сведения о генеральном директоре ЗАО «ИСГ «Севзапстрой» являются недостоверными.

Административные истцы полагали решение от 2 марта 2020 года № 10392 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ЗАО «ИСГ «Севзапстрой» незаконным, записи в ЕГРЮЛ от 4 марта 2020 года за номером 2207801254659 и от 21 апреля 2020 года за номером 2207802112923, являются недействительными, поскольку на момент принятия оспариваемого решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридическое лицо регулярно сдавало отчетность. В журнале «Вестник государственной регистрации» от 4 марта 2020 года № 9 текст оспариваемого решения от 2 марта 2020 года №10392 не опубликован. Кроме этого, у инспекции отсутствовали основания считать сведения о генеральном директоре недостоверными. Утверждали, что указанные действия налогового органа грубо нарушают требования статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба административных истцов - без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в су первой инстанции 1 марта 2022 года, заявители просят оставить данную кассационную жалобу без движения, предоставить срок для подготовки мотивированной кассационной жалобы, ссылаясь на то, что судами не рассмотрено заявление от 25 ноября 2021 года о вынесении дополнительного решения. В случае направления дела в суд кассационной инстанции до разрешения вопроса о принятии дополнительного решения, кассаторы просили направить кассационную жалобу обратно в суд первой инстанции для надлежащего исполнения судом первой инстанции своих процессуальных обязанностей. В кассационной жалобе также ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска, в связи с допущенными нарушениями судами обеих инстанций процессуального права. В жалобе указывается, что в нарушение норм процессуального права суд первой инстанции не рассмотрел заявление административных истцов о вынесении дополнительного решения, а суд апелляционной инстанции указанное нарушение проигнорировал, что повлекло за собой вынесение незаконных судебных актов.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие основания имеются.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО «Инвестиционно-строительная группа «Севзапстрой» (ИНН 7826140526, ОГРН 1037851028621) зарегистрировано в качестве юридического лица 27 января 2003 года.

В связи с отсутствием сведений об открытых обществом счетах, непредоставлении в установленный срок отчетности, налоговым органом принято решение от 2 марта 2020 года № 10392 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ЗАО «ИСГ «Севзапстрой» из ЕГРЮЛ о чем в ЕГРЮЛ 4 марта 2020 года внесена запись за номером 2207801254659.Сведения о предстоящем исключении ЗАО «ИСГ «Севзапстрой» опубликованы в электронной и печатной версии журнала «Вестник государственной регистрации» № 9 от 04.03.2020 г.

После поступления возражений налоговым органом принято решение о прекращении процедуры исключения ЗАО «ИСГ «Севзапстрой» из ЕГРЮЛ.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что у налогового органа имелись законные основания для исключения из ЕГРЮЛ сведений о ЗАО «ИСГ «Севзапстрой», как недействующего, поскольку у данного юридического лица имелись все признаки, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ). Информация о принятом решении опубликована в установленном порядке. На основании поступивших возражений заинтересованных лиц решением регистрирующего органа процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ прекращена, в связи с чем, права и законные интересы административных истцов не нарушены.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

В частности, согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.

Из дела видно, что 21 апреля 2020 года по результатам проверки достоверности сведений в ЕГРЮЛ, налоговым органом внесена запись № 2207802112923 о недостоверности сведений о Лисовом Д.В., как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ЗАО «ИСГ «Севзапстрой».

Отказывая в административном иске, суды не установили основание из предусмотренного подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ перечня, при наличии которого налоговый орган внес оспариваемую запись в ЕГРЮЛ (например, выявленная недостоверность в указании фамилии, имени, отчества, должности, паспортных данных, и т.п.), ограничившись лишь ссылкой на то, что данная запись о генеральном директоре внесена в ЕГРЮЛ налоговым органом в пределах предоставленных ему законом полномочий, указав при этом, что разрешение корпоративных споров в процедуре административного судопроизводства, установленной КАС РФ, не осуществляется.

Судебная коллегия не может согласится с таким подходом к разрешению спора, поскольку он не отвечает задачам административного судопроизводства, к числу которых относится правильное рассмотрение и разрешение административных дел.

Обстоятельства, связанные с внесением упомянутой записи в ЕГРЮЛ подлежали установлению и оценке, по итогам которой суд также вправе принять решение о передаче административного дела в производство арбитражного суда, если придет к выводу о неподсудности спора суду общей юрисдикции.

Принимая во внимание изложенное, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Тушинского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 ноября 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Тушинский районный суд города Москвы.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 КАС РФ.

Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

Судьи