ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8354/2022 от 07.06.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-8354/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 07 июня 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Степанова П.В.,

судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Уральская энерготранспортная компания» Митюшева Д.В. на решение Свердловского областного суда от 17 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 года по административному делу № 3а-64/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уральская энерготранспортная компания» о признании недействующими отдельных положений постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 декабря 2019 года № 228-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории города Каменск-Уральский и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории города Каменск-Уральский».

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Уральская энерготранспортная компания» Голяник М.В., Буторина В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Бычина А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) от 11 декабря 2019 г. № 228-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории города Каменск-Уральский и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории города Каменск-Уральский" (далее - постановление от 11 декабря 2019 г.), помимо прочего установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности теплоснабжающих организаций для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую на территории города Каменск-Уральский, с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 2 (пункт 3) и тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями на территории города Каменск-Уральский, согласно приложению N 3 (пункт 4).

Пунктом 3.1.1 таблицы раздела 1 приложения N 2 к постановлению для общества с ограниченной ответственностью «Уральская энерготранспортная компания» (далее - ООО "УЭТК", общество) установлен базовый уровень операционных расходов на 2020 год 11 263,167 тыс. рублей.

В пункте 3 таблицы раздела 1 приложения N 3 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Каменск-Уральский ООО "УЭТК", г. Екатеринбург. Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установлен одноставочный тариф на период 2020 - 2024 г.г. с разбивкой по полугодиям, в том числе тариф на 2020 год в размере 914,51 руб./Гкал (том 1 л.д. 99-124).

ООО «УЭТК» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с даты принятия, постановления от 11 декабря 2019 года в части пункта 3 раздела 1 приложения № 3 как противоречащего законодательству о теплоснабжении, ссылаясь на экономическую необоснованность тарифа, установленного на 2020 год, поскольку, по его мнению, в составе необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) неправомерно заявленные обществом экономически обоснованные расходы на газ, капитальный ремонт основных средств, оплату труда и другие расходы.

Также ООО «УЭТК» оспаривало пункт 3.1.1 раздела 1 постановления от 11 декабря 2019 г., указав, что в НВВ организации включены в экономически необоснованном заниженном размере расходы на ремонт основных средств, на приобретение сырья и материалов, на оплату труда, медосмотры, аттестацию рабочих мест, вывоз мусора, проверку и ремонт приборов учета, проверку и ремонт прочих приборов, экспертизу промышленной безопасности, общехозяйственные расходы, относимые на затраты по производству тепловой энергии; исключены расходы на услуги связи и автотранспорта, охрану объектов, цеховые расходы на оформление пропусков, командировочные расходы, на канцтовары и хозтовары, на аренду автотранспорта, охрану труда, охрану объектов, прочие услуги сторонних организаций, общехозяйственные расходы, относимые на затраты по передаче тепловой энергии.

Решением Свердловского областного суда от 17 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление РЭК Свердловской области признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда, в части установления для ООО «УЭТК» базового уровня операционных расходов в размере 11263,167 тыс. руб. (строка 3.1.1 раздела 1 приложения N 2); одноставочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на 2020 год в размере 914 руб. 51 коп./Гкал. (строки 3.1.1.1. и 3.1.1.2. раздела 1 приложения N 3).

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей от 20 октября 2021 года решение суда первой инстанции изменено, постановление от 11 декабря 2019 года признано не действующим с даты его принятия, в части пункта 3 раздела 1 приложения N 3 и в части пункта 3.1.1 раздела 1 приложения N 2 к постановлению.

В остальной части решение областного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 12 апреля 2022 г.) конкурсный управляющий ООО "УЭТК" Митюшев Д.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных, в части принятия решения по статьям тарифа: численность производственных рабочих (передача), численность цехового и общехозяйственного персонала, отчисления на социальные нужды, выпадающие доходы за отчетные период регулирования и принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления в этой части.

В жалобе указывается на несогласие с выводами судов в части обоснованности снижения тарифным органом расходов по указанным в административном иске статьям затрат.

Относительно изложенных в кассационной жалобе доводов РЭК Свердловской области и участвовавшим в деле помощником прокурора Свердловской области представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что обжалуемые акты подлежат оставлению без изменения исходя из следующего.

Суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в пределах указанных в ней доводов. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

РЭК Свердловской области является уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением о нём, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2011 года N 1067-УГ, РЭК Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и т.п.).

Из материалов дела следует, что постановление от 11 декабря 2019 г. принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию.

Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 данных Правил.

В процессе формирования оспариваемых тарифов органом регулирования тарифов применен метод индексации установленных тарифов.

Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).

Согласно пункту 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным расходам.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расчет нормативной численности производственного персонала РЭК Свердловской области произведен в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 N 65 (далее - Рекомендации N 65), принята численность персонала, относящегося к производству и передаче тепловой энергии, с учетом требований безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, руководителей, специалистов и служащих - в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных приказом Госстроя РФ от 12.10.1999 N 74 (далее - Рекомендации N 74).

Доводы общества относительно занижения количества персонала при расчете расходов на оплату труда мотивированно отклонены.

При этом, суд апелляционной инстанции счел, что утверждение административного истца о том, что при учтенной РЭК Свердловской области численности производственного персонала не может быть обеспечено безопасное выполнение указанных работ, ничем не подтверждено.

Оснований полагать, что в части определения числа персонала, участвующего в передаче тепловой энергии, допущено нарушение п. 1.10 Рекомендаций N 65, не имеется.

Нуждаемость в руководящем цеховом персонале большей численности ООО "УЭТК" не обосновало.

Довод общества о том, что выводы судов при определении численности указанных категорий работников основаны на неверной оценке доказательств, поэтому являются неправильными, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Несогласие с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Размер отчислений на социальные нужды является производным от размера фонда оплаты труда.

Признавая необоснованными доводы общества о неправомерном уменьшении органом регулирования выпадающих доходов организации за период 2016 - 2017 годов, суды исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно пункту 12 Методических указаний если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Указанные нормы предусматривают возможность учета выпадающих доходов регулируемой организации исключительно за предшествующий период регулирования.

На основании пункта 12 Методических указаний в НВВ организации учтены выявленные по итогам деятельности в 2018 году выпадающие доходы, связанные со снижением фактического полезного отпуска, и не учтены выпадающие доходы, образовавшиеся за 2016, 2017 г.г., с чем не согласен административный истец.

Разногласия ООО "УЭТК" и РЭК Свердловской области, связанные с установлением тарифов постановлением РЭК Свердловской области от 11 декабря 2019 года N 228-ПК, по данной статье расходов являлись предметом рассмотрения ФАС России. Согласно пункту 27 решения ФАС России от 29 октября 2018 года исходя из положений пунктов 13 и 63 Основ ценообразования расходы, связанные с результатами деятельности регулируемой организации, возникшие в 2016 и 2017 годах, относились к расчетным периодам регулирования на 2018 и 2019 годы

Проанализировав применимые нормы законодательства, суд апелляционной инстанции признал правомерными действия административного ответчика по исключению выпадающих доходов за 2016, 2017 г.г.

Оснований не согласится с такими выводами, не имеется.

Учитывая требования действующего законодательства, оценка экономической обоснованности заявляемых обществом выпадающих доходов за 2016, 2017 годы могла быть дана регулирующим органом при установлении тарифов на 2018, 2019 годы соответственно. В связи с чем у органа регулирования отсутствовали правовые основания для учета в необходимой валовой выручке на 2020 год заявленных административным истцом сумм выпадающих доходов.

При установлении тарифов на 2020 год РЭК Свердловской области обоснованно учла выпадающие доходы только за 2018 год.

Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы судов, они аналогичны позиции административного истца в судах предшествующих инстанций, которым суды дали надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных актов.

При рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Свердловского областного суда от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Уральская энерготранспортная компания» Митюшева Д.В. – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.

Настоящее определение изготовлено в полном объеме 15 июня 2022 года.

Председательствующий

Судьи