ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8358/2022 от 04.05.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-8358/2022

город Кемерово 4 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Мишиной И.В., Никулиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном кассационную жалобу Администрации городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, поданную 16 марта 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 декабря 2021 года

по административному делу № 2а-627/2021 по административному исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора Дудкиной Ю.А., заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края о признании незаконным постановления администрации городского поселения «Борзинское».

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., возражения прокурора восьмого (апелляционно - кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

заместитель Борзинского межрайонного прокурора Дудкина Ю.А. обратилась в Борзинский городской суд Забайкальского края с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным в части пунктов 1, 2, 3 постановления администрации городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанностей на администрацию городского поселения «Борзинское» рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения жильцов и реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и организовать мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

В обоснование требований указано, что Межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства, проведенной в связи с поступившим обращением ФИО8 установлено, что межведомственной комиссией администрации городского поселения «Борзинское» на основании технического заключения от 15 августа 2018 года принято заключение от 25 декабря 2018 года № 18, согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением администрации городского поселения «Борзинское» от 16 июля 2019 года № 415 указанный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. 29 декабря 2020 года администрацией городского поселения «Борзинское» принято постановление № 778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Пунктом 1 вышеуказанного постановления установлен срок для отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим реконструкции – 30 июня 2025 года. Пунктом 2 постановления срок подготовки проекта реконструкции многоквартирного жилого дома установлен до 30 июня 2025 года. Пунктом 3 постановления срок принятия исчерпывающих мер по проведению комплекса мероприятий по реконструкции многоквартирного жилого дома установлен до 30 декабря 2025 года.

Согласно выводам строительно-технической экспертизы по определению технического состояния строительных конструкций от 15 августа 2020 года, выполненной по результатам инженерного обследования технического состояния несущих конструкций девятиэтажного панельного многоквартирного жилого дома, техническое состояние жилого многоквартирного дома характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций. Ненадлежащая техническая эксплуатация здания и несоответствие принятых конструктивных решений нормативным требованиям, привела к аварийному состоянию несущих конструкций здания. Из экспертизы также следует, что при дальнейшей эксплуатации здания вероятно последующее развитие существующих и появление новых повреждений и деформации конструктивных элементов здания с возникновением аварийных ситуаций (лист № 17). С учетом выводов указанной экспертизы нельзя признать разумными сроки, установленные пунктами 1, 2, 3 постановления, поскольку проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная угроза его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

19 апреля 2021 года межрайонной прокуратурой принесен протест на постановление с требованием о признании его незаконным в части установления сроков отселения жителей многоквартирного дома, который отклонен ответчиком. Поскольку, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, имеется реальная угроза его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного и значительного круга лиц. В целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной обрушением дома, необходимо проведение мониторинга деформации дома специализированной организацией. Вопрос организации мониторинга технического состояния МКД относится к компетенции администрации городского поселения «Борзинское».

Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. На администрацию городского поселения «Борзинское» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 декабря 2021 года постановлено: «Решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 года в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления заместителя Борзинского межрайонного прокурора Забайкальского края Дудкиной Ю.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» о признании незаконными пунктов 1, 2, 3 постановления администрации городского поселения «Борзинское» от 29 декабря 2020 года № 778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> отменить, в указанной части принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Признать незаконным пункт 1 постановления администрации городского поселения «Борзинское» от 29 декабря 2020 года № 778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в части установления срока отселения физических и юридических лиц из указанного многоквартирного дома - до 30 июня 2025 года.

Признать незаконным пункт 2 постановления администрации городского поселения «Борзинское» от 29 декабря 2020 года №778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в части установления срока подготовки проекта реконструкции многоквартирного жилого дома до 30 июня 2025 года.

Признать незаконным пункт 3 постановления администрации городского поселения «Борзинское» от 29 декабря 2020 года № 778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в части установления срока принятия исчерпывающих мер по проведению комплекса мероприятий по реконструкции многоквартирного жилого дома до 30 декабря 2025 года.

Возложить на администрацию городского поселения «Борзинское» обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу вновь рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения жильцов и реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

В остальном решение суда оставить без изменения».

В кассационной жалобе Администрацией городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части оставления в силе решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 года об обязании организовать мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Выражают несогласие с выводом суда о том, что нельзя возложить обязанность организации мониторинга технического состояния на управляющую компанию ввиду того, что судом не может быть определен непосредственный исполнитель, поскольку были приведены доводы о возложении обязанности на управляющую компанию как на организацию ответственную за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и которая самостоятельно имеет право заключать договоры в том числе и со специализированной организацией осуществляющей мониторинг технического состояния. Полагают, что действующее законодательство не содержит норм права, обязывающих орган местного самоуправления проводить указанный мониторинг и учитывая, что многоквартирный дом администрации не принадлежит. Апелляционной инстанцией не дана оценка доводам администрации и приведённым положениям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и ЖКК от 27 сентября 2003 года № 170 о том, что обязанность по организации мониторинга должна быть возложена на управляющую компанию. Считают, что апелляционное определение вынесено без исследования доводов, изложенных администрацией в апелляционной жалобе, что не соответствует принципам гражданского судопроизводства.

В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалованным административным истцом в кассационном порядке апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 декабря 2021 г. решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 г. в оспариваемой части оставлено без изменения, названное решение также подлежит проверке судом кассационной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела в части возложения оспариваемой обязанности судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судами, что 16 июля 2019 года администрацией городского поселения «Борзинское», на основании акта обследования многоквартирного дома от 25 декабря 2018 года заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 25 декабря 2018 года межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Борзинское», утвержденной постановлением администрации городского поселения «Борзинское» от 24 декабря 2018 года , технического заключения по муниципальному контракту от 16 июля 2018 года на оказание услуг по проведению строительно-технической экспертизы по определению технического состояния строительных конструкций «Инженерное обследование технического состояния несущих конструкций девятиэтажного панельного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, издано постановление № 415 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции», которым многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно техническому заключению инженерного обследования технического состояния несущих конструкций девятиэтажного панельного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> от 15 августа 2018 года, по состоянию на августа 2018 года техническое состояние данного жилого многоквартирного дома характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций. Ненадлежащая техническая эксплуатация здания и несоответствие принятых конструктивных решений нормативным требованиям, привела к аварийному состоянию несущих конструкций здания. При дальнейшей эксплуатации здания вероятно последующее развитие существующих и появление новых повреждений и деформаций конструктивных элементов здания с возникновением аварийных ситуаций. На основании выявленных дефектов и повреждений, для основных конструкций здания установлены категории технического состояния. Категория технического состояния фундамента - ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния внутренних несущих стен – ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния наружных навесных панелей - ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния перекрытий - ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния крыши - ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния тамбуров - работоспособное. Категория технического состояния балконов - аварийное. Категория технического состояния отмостки - ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния системы водоснабжения - ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния системы отопления ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния системы электроснабжения – ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния системы канализации - ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния системы вентиляции - ограниченно-работоспособное. Категория технического состояния оконных и дверных блоков - ограниченно-работоспособное.

29 декабря 2020 года Администрацией городского поселения «Борзинское», в соответствии с вышеназванным постановлением, издано постановление № 778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> которым, в том числе определен срок отселения физических и юридических лиц - 30 июня 2025 года (пункт 1), собственникам жилых помещений данного многоквартирного дома постановлено принять исчерпывающие меры по подготовке проекта реконструкции многоквартирного жилого дома в срок до 30 июня 2025 года (пункт 2), собственникам жилых помещений данного многоквартирного дома постановлено принять исчерпывающие меры по проведению комплекса мероприятий реконструкции многоквартирного жилого дома в срок до 30 декабря 2025 года (пункт 3).

Указанное постановление вступило в законную силу на следующий день после дня его официального опубликования в периодическом печатном издании газете «Борзя-Вести» № 53 (616) от 31 декабря 2020 года и обнародования на специально оборудованном стенде в фойе 1 этажа административного здания администрации городского поселения «Борзинское» по адресу: <адрес>

Кроме того, оно было размещено 29 декабря 2020 года на официальном сайте городского поселения «Борзинское» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www-борзя-адм.рф).

Копия постановления администрации городского поселения «Борзинское» от 29 декабря 2020 года № 778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> поступила в Борзинскую межрайонную прокуратуру Забайкальского края 30 декабря 2020 года.

2 апреля 2021 года ФИО9 которой на основании договора от 5 декабря 2013 года найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем, обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с обращением о нарушении жилищных прав.

На основании данного обращения Борзинскому межрайонному прокурору начальником отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Забайкальского края дано поручение от 13 апреля 2021 года о производстве проверки и принятии мер прокурорского реагирования, поступившее в Борзинскую межрайонную прокуратуру 15 апреля 2021 года.

19 апреля 2021 года Борзинским межрайонным прокурором Забайкальского края, по результатам проверки обращения ФИО10 в адрес главы городского поселения «Борзинское» был направлен протест на постановление администрации городского поселения «Борзинское» от 29 декабря 2020 года № 778 «О реконструкции и расселении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в котором прокурор требовал отменить указанное постановление и принять новый нормативный правовой акт, предусматривающий более ранний срок для расселения граждан.

Из ответа врио главы городского поселения «Борзинское» от 17 мая 2021 года следует, что у городского поселения «Борзинское» отсутствует маневренный фонд, достаточный для временного расселения 158 квартир, при этом финансовые возможности собственников жилых помещений данного дома (физических лиц) не позволяют, в ближайшей перспективе, оплатить работы на разработку проектно-сметной документации по реконструкции девятиэтажного дома в размере <данные изъяты> рублей с каждого собственника. Определить стоимость строительно-монтажных работ реконструкции указанного дома, по мнению специалистов, возможно только после выполнения проекта реконструкции. Эти затраты, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, должны быть также, дополнительно, возложены на собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома. В социальном составе жителей дома имеется значительное количество сирот, неполные семьи, малообеспеченные семьи, с учётом падения реальных доходов населения данная категория жильцов увеличивается. В генеральном плане городского поселения «Борзинское» и схемах территориального зонирования на территории города Борзя отсутствуют земельные участки под застройку многоквартирными жилыми домами этажностью 9 этажей и выше. Для решения изложенных выше проблем, состоялось два совещания в Правительстве Забайкальского края под председательством и.о. заместителя председателя Правительства Забайкальского края ФИО11 с участием всех заинтересованных лиц. На данных совещаниях, с учётом представленных администрацией городского поселения «Борзинское» документов и аргументов, участники совещания считают, что решить вопрос расселения жильцов, оплаты проекта реконструкции здания, оплаты строительно-монтажных работ по реконструкции здания, возможно только при выделении целевой субсидии из Федерального бюджета Российской Федерации, такое же решение необходимо при принятии решения о покупке квартир для расселении жильцов данного дома. Решение указанных вопросов требует значительного времени и согласования в федеральных и региональных органах власти.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления администрации городского поселения «Борзинское» в части установления срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома. Однако пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию городского поселения «Борзинское» обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Каких-либо действий для его организации администрация городского поселения «Борзинское» не принимает, что свидетельствует о том, что административный ответчик допускает бездействие в осуществлении своих полномочий, чем создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, что, как следствие, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц жителей городского поселения, а также к угрозе их жизни и здоровью.

Судебная коллегия апелляционного суда с выводами суда первой инстанции в обжалованной части согласилась, отклонив доводы Администрации городского поселения «Борзинское» о возложении обязанности на <данные изъяты> организовать мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов в обжалованной части законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, нарушение судами норм права не подтверждают.

Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов в части возложения обязанности организовать мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома, заявитель указывает, что действующее законодательство не содержит норм, возлагающих на орган местного самоуправления данную обязанность, которая подлежит исполнению управляющей компанией.

Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктов 6 и 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Пунктами 42 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение) установлены порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.

В соответствии с абзацем 3 пункта 47 Положения комиссия может по результатам работы принять решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> решение о признании его аварийным и подлежащим реконструкции было принято Администрацией городского поселения «Борзинское» 16 июля 2019 г.

Процедура обследования и мониторинга технического состояния здания, описана в ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Субъектом мониторинга является специализированная организация: физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений. Мониторинг технического состояния зданий (сооружений), находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии: система наблюдения и контроля, проводимая по определенной программе, для отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения или опрокидывания, действующая до момента приведения объекта в работоспособное техническое состояние. Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с предварительно разработанными программами (пункты 3.5, 3.16, 4.1, 4.2).

С учетом указанного выше выводы судов о возложении на административного ответчика обязанности по организации мониторинга технического состояния многоквартирного жилого дома, признанного аварийным, с учетом определённой законом компетенции городского поселения по осуществлению муниципального жилищного контроля, содержания муниципального жилищного фонда, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций, являются правильными.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию, изложенную в обоснование апелляционной жалобы, фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств дела, являлись предметом судебной оценки в судах двух инстанций, указанным доводам и доказательствам дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, считать которую неправильной не имеется. Иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в обжалованной части судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 декабря 2021 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи