ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8361/2021 от 12.05.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-8361/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2021 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,

судей Кувшинова В.Е. и Карякина Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 ноября 2020 года по административному делу № 2а-4768/2020 по административному исковому заявлению администрации города Оренбурга к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, заместителю начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО1, об оспаривании предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Заслушав доклад судьи Фахрутдинова И.И., изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку представителя администрации г. Оренбурга по доверенности ФИО2, возражения представителей административных ответчиков по доверенностям ФИО3 и ФИО1 против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

администрация города Оренбурга (далее – административный истец, Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее – ГУ МЧС России по Оренбургской области), заместителю начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО1 с вышеназванными требованиями.

В обоснование административного иска Администрация указала, что 27 ноября 2019 года заместителем начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО1 административному истцу выдано предписание № 15 об устранении нарушений в области гражданской обороны.

Административный истец считает предписание незаконным, поскольку пункты 1, 2 предписания не отвечают требованиям законности и исполнимости, так как проведение реконструкции, модернизации и сопряжения системы оповещения за счет бюджета муниципального образования в отношении государственного имущества приведет к нарушению финансовой дисциплины и будет нецелевым. Кроме этого, Администрация полагает, что, поскольку сегменты системы оповещения в муниципальную собственность не переданы, то указанные в предписании действия должны осуществляться иным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнение пунктов 3 и 4 предписания в части создания складов с продовольствием приведет к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому запасы продовольствия формируются в период чрезвычайной ситуации, и этот способ формирования продовольственных средств не противоречит действующему законодательству. Для целей осуществления закупок продовольственных товаров Администрацией осуществлен предварительный отбор участников и поставщиков этих товаров. В приложении к постановлению Главы города Оренбурга от 5 июня 2018 года № 27-п «Об утверждении положения о спасательной службе гражданской обороны торговли и питания муниципального образования «город Оренбург» имеется перечень поставщиков, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, входящих в состав спасательной службы гражданской обороны торговли и питания муниципального образования «город Оренбург». Таким образом, как утверждает административный истец, Администрацией выполнены все необходимые мероприятия для организации создания запасов продовольственных средств в целях гражданской обороны.

Согласно Положению об организации и ведении гражданской обороны в Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области от 28 декабря 2009 года № 254-ук, вопреки указаниям оспариваемого Предписания, привлечение организаций с частной формой собственности к выполнению мероприятий по гражданской обороне не является нарушением действующего законодательства о гражданской обороне.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.1 Порядка подготовки к ведению гражданской обороны в муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 12 мая 2016 года № 1358-п, администрация города Оренбург в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты в частности, определение общей потребности в защитных сооружениях гражданской обороны. Планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования «город Оренбург» такая потребность определена. В рамках проверки должностным лицом указанный план изучался, замечания не поступили, определение общей потребности в укрытиях как объектах гражданской обороны в настоящее время не требуется.

В связи с этим, административный истец просил суд признать незаконным и отменить предписание от 27 ноября 2019 года № 15 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 сентября 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 ноября 2020 года без изменения, в удовлетворении вышеуказанных административных исковых требований администрации г. Оренбурга отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 10 марта 2021 года, административный истец администрация г. Оренбурга ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как поставленных с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и просит принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор, не соглашаясь с выводами судов о правомерности оспариваемого предписания, повторяет содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы. Кроме этого, указывает, что в соответствии с главой 5 Приложения № 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного 31 июля 2020 года Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365, обязанность по сопряжению региональной системы оповещения с муниципальными системами оповещения и КСЭОН, обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что, по мнению заявителя кассационной жалобы, свидетельствует об ошибочности выводов судов и незаконности пункта 2 оспариваемого предписания.

Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Как следует из материалов административного дела и установлено судами, на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ФИО4 от 24 октября 2019 года № 15-ГО в рамках осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны должностным лицом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка муниципального образования «город Оренбург Оренбургской области». Срок проведения проверки установлен в период с 30 октября 2019 года по 27 ноября 2019 года.

Согласно акту проверки от 27 ноября 2019 года № 15-ГО, составленному заместителем начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО1, в деятельности муниципального образования выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области гражданской обороны.

В этот же день администрации города Оренбурга выдано предписание № 15 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны в срок до 1 октября 2020 года.

Из содержания предписания следует, что в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, пункта 7, пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 (далее - Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях), не осуществляется реконструкция и модернизация местной системы оповещения населения на базе технических средств нового поколения;

- в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, пункта 7, пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, пункта 4 Положения о системе оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 25 июля 2006 года № 422/90/376, система оповещения муниципального образования «город Оренбург» не сопряжена технически и программно с региональной автоматизированной системой оповещения Оренбургской области;

- в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 4.5.6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379, пунктов 15.6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург» заблаговременно в мирное время не организовано создание запасов продовольственных средств в целях гражданской обороны для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и оснащения спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 4.5.6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379, пунктов 15.6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург» заблаговременно в мирное время не созданы запасы продовольственных средств в целях гражданской обороны для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и оснащения спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- в нарушение требований статьи 1, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург» в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на территории города Оренбурга включены организации частных форм собственности, не осуществляющие такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики или не являющиеся подведомственными органу местного самоуправления;

- в нарушение требований статьи 1, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург» заблаговременно в мирное время не заключены договоры с организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне г. Оренбурга, не подведомственными органу местного самоуправления, на такую деятельность в военное время;

- в нарушение требований статьи 1, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, который разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, в муниципальном образовании «город Оренбург» не определена общая потребность в объектах гражданской обороны - укрытиях.

Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, направлено на обеспечение соблюдения требований в области гражданской обороны, возложенные оспариваемыми пунктами предписания обязанности соответствуют требованиям закона в области гражданской обороны.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов о правомерности оспариваемого предписания в части его пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7 по следующим основаниям.

Так, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Подпунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны, к которым, в том числе, относятся: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Пунктом 2 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 (в редакции закона, действовавшего на период возникновения спорных отношений) органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Как следовало из содержания пункта 5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного 25 июля 2006 года Приказом МЧС Российской Федерации № 422, Мининформсвязи Российской Федерации № 90, Минкультуры Российской Федерации № 376, действовавшего в период проведения проверки в отношении Администрации, создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

Согласно пункту 4 указанного Положения системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

В нарушение приведенных положений нормативных правовых актов, как правильно установлено судами, администрацией города Оренбурга не осуществлялась реконструкция и модернизация систем оповещения населения. При проведении проверки и рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций доказательств обратного Администрацией не представлено.

Кроме этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Указанно Положение определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно пункту 5 поименованного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

При этом создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (подпункт «б» пункта 6 Положения).

Из представленных в материалы дела административным истцом доказательств, в том числе протокола отбора от 10 июня 2019 года, размещенного на сайте zakupki.gov.ru, следует, что объектом закупки является предварительный отбор участников закупки с целью составления перечня поставщиков для последующего осуществления у них закупок путем проведения запроса котировок на поставку продовольственных товаров в целях организации жизнеобеспечения пострадавшего населения в период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования «город Оренбург».

Вместе с тем, вопреки названному правовому регулированию, административным истцом надзорному органу не представлено доказательств заблаговременного создания в мирное время запасов продовольственных средств в целях гражданской обороны для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и оснащения спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и выполнения для этих целей организационных мероприятий.

Также, в соответствии с частью 1 статьи 80 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент проверки) в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

Указом Губернатора Оренбургской области от 28 декабря 2009 года № 254-ук утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Оренбургской области.

Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что ПравительствоОренбургской области в пределах своей компетенции, в том числе разрабатывает и принимает нормативныеправовыеактывобласти организации и ведения гражданской обороны;определяет полномочия по решению задачи реализации мероприятий гражданской обороны отраслевойэкономической направленности на территории области для организаций различных форм собственности; привлекает на договорной основе организации различных форм собственности для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг) в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории области.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О гражданской обороне» под организацией, обеспечивающей выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, понимается организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики.

Статьей 1, пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне», пунктом 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, не установлен безусловный запрет на включение организаций частной собственности, в перечень организаций обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне г. Оренбурга, но в то же время определена необходимость ведения такой деятельности частными организациями на договорной основе по мобилизационным планам экономики либо частными организациями, подведомственными органу местного самоуправления.

В то же время в ходе проверки установлено, что поименованные в перечне организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на территории г. Оренбурга, организации частных форм собственности не осуществляют такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики и не являются подведомственными органу местного самоуправления. Доказательств, опровергающих выводы должностного лица, отраженные в предписании, Администрацией не представлено.

Кроме того, как следует из содержания пункта 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны.

К объекту гражданской обороны, что следует из пункта 2 поименованного Порядка, в том числе относится укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Административным истцом при проведении проверки доказательств определения общей потребности в объектах гражданской обороны – укрытиях на территории города Оренбурга не представлено. Доводы Администрации о том, что надзорному органу был представлен план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования «город Оренбург», содержащий потребность в объектах гражданской обороны, опровергается пояснения представителя административного ответчика, в том числе в суде кассационной инстанции, который указал, что представленный план не содержал сведений об общей потребности укрытий, а только о численности убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Учитывая данные обстоятельства и приведенное выше правовое регулирование, суды пришли к правильным выводам о законности и обоснованности предписания должностного лица МЧС России по Оренбургской области в части его пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7. Исходя из фактического подтверждения выявленных уполномоченным органом в ходе проведенной проверки указанных нарушений требований закона в области гражданской обороны в деятельности администрации муниципального образования г. Оренбург и необходимости их устранения судами обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований административного истца в приведенной части.

Доводы кассационной жалобы, повторяющие аргументы апелляционной жалобы о несогласии с правомерностью поименованных выше пунктов предписания, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, и отклонены с приведением соответствующих мотивов и оснований.

При этом судебная коллегия не может согласиться с правильностью суждений судов первой и апелляционной инстанций о правомерности пункта 2 предписания должностного лица МЧС России по Оренбургской области об устранении нарушений закона.

Так, как изложено выше, названный пункт содержит указание на то, что Администрация не осуществила действия по техническому и программному сопряжению системы оповещения муниципального образования г. Оренбург с региональной автоматизированной системой Оренбургской области.

Между тем действовавшим на период проведения проверки и вынесения предписания должностным лицом МЧС России по Оренбургской области нормативным правовым регулированием обязанность по техническому и программному сопряжению местной системы оповещения с региональной не возлагалась на органы местного самоуправления.

Так, в пункте 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного 25 июля 2006 года Приказом МЧС Российской Федерации № 422, Мининформсвязи Российской Федерации № 90, Минкультуры Российской Федерации № 376, действовавшего до 1 января 2021 года, содержалось указание на необходимость технического и программного сопряжения всех уровней систем оповещения, без конкретизации порядка, способа совершения данных действий и исполнителя.

Выводы судов о том, что эта обязанность возлагается на органы местного самоуправления основаны на содержании пунктов 7 и 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687.

Однако, приведенные пункты Положения лишь содержат предписание о том, что органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне; осуществляют поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, ее реконструкцию и модернизацию.

При этом согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны осуществляются самостоятельно в пределах границ муниципальных образований.

В свою очередь в соответствии с пунктом 1 статьи 8 упомянутого федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут обязанность по созданию и поддержанию в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Таким образом, из системного толкования приведенных нормативных правовых актов следует, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия в области гражданской обороны только в пределах границ муниципальных образований. Поскольку создание региональной автоматизированной системы оповещения возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, постольку орган местного самоуправления не имеет объективной возможности осуществить действия по сопряжению указанной системы с местной системой оповещения.

Данная правовая позиция также основывается на содержании пункта 5 к Приложению № 1 Положения о системах оповещения населения, утвержденного 31 июля 2020 года Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365, вступившего в законную силу с 1 января 2021 года, из которой следует, что сопряжение региональной системы оповещения с муниципальными системами оповещения и КСЭОН, обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ведомственные министерства утвердив новое Положение о системах оповещения, фактически разъяснили порядок, способ осуществления сопряжения систем оповещения и исполнителей.

Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия не может согласиться с правомерностью пункта 2 оспариваемого предписания должностного лица МЧС России по Оренбургской области и правильностью постановленных в этой части судебных актов судов обеих инстанций.

В этой связи, поскольку судами допущены нарушения в применении норм материального права, повлекшие принятие неправильных судебных актов, и по делу не требуется установление и выяснение новых обстоятельств, суд кассационной инстанций считает решение суда первой и апелляционное определение апелляционной инстанций в указанной части подлежащими отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 ноября 2020 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления администрации города Оренбурга об оспаривании пункта 2 предписания от 27 ноября 2019 года № 15 заместителя начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО1 отменить.

Принять в этой части новое решение, которым признать незаконным пункт 2 предписания от 27 ноября 2019 года № 15 заместителя начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО1

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Оренбурга – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 19 мая 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

Определение03.06.2021