ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8647/2022 от 11.05.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-8647/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 11 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зеленского А.М.,

судей Жидковой О.В., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал - Ресурс» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 года, по административному делу № 3а-179/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал-Ресурс» о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2020 года №54 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>».

Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав пояснения представителя ООО «Специализированный застройщик «Терминал-Ресурс» ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Губернатора Санкт – Петербурга и Правительства Санкт - Петербурга ФИО2, представителя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт – Петербурга ФИО3, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Яковлевой Н.В. об оставлении без изменения судебных актов, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

10 февраля 2020 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление №54 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» (далее постановление №54), пунктом 1 которого утверждён проект планировки территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» в составе:

- чертежа красных линий территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» (границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки; существующие красные линии, устанавливаемые красные линии, отменяемые красные линии; номера характерных точек красных линий, в том числе точек начала и окончания красных линий, точек изменения описания красных линий; перечень координат характерных точек красных линий) согласно приложению №1 (пункт 1.1);

- чертежа границ зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» (границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки; границы зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта регионального значения; номера характерных точек границ зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения, в том числе точек начала и окончания, точек изменения описания границ таких зон) согласно приложению №2 (пункт 1.2);

- положения о размещении линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» согласно приложению №3 (пункт 1.3).

Пунктом 2 постановления №54 утверждён проект межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» в составе:

- чертежа межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» (красные линии) согласно приложению № 4 (пункт 2.1);

- перечня и сведений о площади образуемых земельных участков, в том числе которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных нужд, способы образования земельных участков, вид разрешённого использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» согласно приложению №5 (пункт 2.2);

- чертежа межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» (границы и условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и(или) изъятие для государственных нужд) согласно приложению №6 (пункт 2.3);

- сведений о границах территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>», содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно приложению №7 (пункт 2.4).

Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что оно вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал-Ресурс» обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление №54 в части отсутствия примыкания линейного объекта к кварталам №6 и №9, предусмотренных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2006 года №711.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, посёлок Шушары, территория Пулковское, Соколиная ул., с кадастровыми номерами:

- 78:42:1850206:4317 (участок №1),

- 78:42:1850206:4322 (участок №2),

- 78:42:1850206:4320 (участок №3),

- 78:42:1850206:4324 (участок №4),

- 78:42:1850206:4318 (участок №6),

- 78:42:1850206:4323 (участок №7),

- 78:42:1850206:4319 (участок №8),

- 78:42:1850206:4327 (участок №13),

- 78:42:1850206:4328 (участок №14),

- 78:42:1850206:4329 (участок №15),

- 78:42:1850206:4326 (участок №16),

- 78:42:1850206:4325 (участок № 17),

- 78:42:1850206:4316 (участок № 18),

- 78:42:1850206:4315 (участок №19).

Данные земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой действует оспариваемое постановление, а также постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2006 года №711 «Об утверждении проекта планировки территории в западной части <адрес>, ограниченной <адрес>, Варшавским направлением Октябрьской железной дороги, проектируемой улицей № 1, соединяющей <адрес> с продолжением <адрес> и проектируемой улицей № 2», которое утверждено, в том числе, и в целях строительства улично - дорожной сети в кварталах №6 (земельные участки истца №1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 18, 19) и №9 (земельные участки истца №13, 14, 15, 16, 17).

Оспариваемое правовое регулирование, которое предусматривает частичное наложение на территорию действия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2006 года №711, не учитывает необходимость строительства выездов (съездов) к кварталам №6 и №9, строительство улично-дорожной сети в которых осуществляет административный истец.

Истец ссылался на то, что оспариваемый проект планировки территории нарушает его права, поскольку исключает возможность подключения земельных участков, принадлежащих истцу, к улично - дорожной сети; при принятии оспариваемого регулирования не учтена необходимость переустройства мелиоративной системы, существующей в границах территории действия проекта планировки 2006 года, что приводит к невозможности попадания поверхностных вод, образующихся на территории кварталов №6 и №9, в существующие ливневые стоки, подтоплению земельных участков истца, в связи с чем создаётся дополнительная нагрузка на построенное ранее административным истцом ливневое канализационное обеспечение, делая его неэффективным.

Оспариваемое постановление, по мнению административного истца, принято в нарушение пункта 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: без учёта зон с особыми условиями использования, входящими в территорию проектирования, а также в нарушение пункта 7 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 22 января 2015 года № 4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или её отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга», и требований, установленных СП 42.13330.2016.

В обоснование административного искового заявления истец также указал и на нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления, мотивировав тем, что заключение на проект оспариваемого постановления Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга подготовлено до получения заключения Министерства культуры Российской Федерации; отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее согласование проекта оспариваемого постановления с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерством культуры Российской Федерации. При проведении публичных слушаний по проекту документации по планировке территории в нарушение пункта 5 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга №400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» на экспозицию не был представлен полный комплект этой документации.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2021 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал-Ресурс» удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 года решение Санкт - Петербургского городского суда от 14 сентября 2021 года отменено. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал - Ресурс» о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт - Петербурга от 10 февраля 2020 года №54 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от <адрес> до Соколиной <адрес> ул. до <адрес>» отказано.

На апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 года ООО «Специализированный застройщик «Терминал - Ресурс подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, в связи с нарушениями норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, со ссылкой на то, что судом апелляционной инстанции не учтено, что при проведении процедуры публичных слушаний ППТ 2020 не был представлен в полном объеме на экспозицию, на экспозиции отсутствовал том 5. Имеющиеся в деле согласования ППТ 2020 не могут считаться надлежащими, так как они были выданы под условиями, наступление которых не было подтверждено административными ответчиками.

В возражениях на кассационную жалобу представители Правительства Санкт – Петербурга, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт – Петербурга» просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела судо апелляционной инстанции не допущено.

В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации); регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно- строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В городе федерального значения Санкт-Петербурге полномочиями по утверждению документации по планировке территории в силу положений статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» наделено Правительство Санкт - Петербурга.

Правительство Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года №100, издаёт, среди прочего, нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Правительства.

Оспариваемое постановление утверждено Правительством Санкт- Петербурга с учётом протокола и заключения о результатах публичных слушаний в соответствии с положениями части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 14 февраля 2020 года постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт- Петербурга http://www.gov.spb.

В эту же дату указанное постановление внесено в Реестр нормативных правовых актов за регистрационным номером №6812, что согласуется с положениями постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 18 июня 200- года №438-пг «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации».

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Постановление №54 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме с соблюдением порядка официального опубликования. Публичные слушания по оспариваемой документации проведены в период с 1 октября 2019 года по 6 ноября 2019 года.

Собрание участников публичных слушаний состоялось 23 октября 2019 года, что согласуется с положениями части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года №400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление не соответствует нормам, имеющим большую юридическую силу, а именно: требованиям, изложенным в СП 42.13330.2016.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку нормативные требования об обязательности отображения обозначений «примыкания» (съездов) на схеме организации улично - дорожной сети и схеме движения транспорта, которые не являются основной частью проекта планировки территории, отсутствуют, в том числе не предусмотрены «Сводом правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», выводы суда первой инстанции о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям этого свода правил являются ошибочными.

Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.

Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).

Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертёж или чертежи планировки территории, на которых в том числе отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения (часть 3). Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершённого строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (часть 4).

В силу частей 2, 3, 4, 5, 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории разрабатывается, в том числе в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории, в том числе включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования. На чертежах межевания территории, в том числе отображаются границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры.

Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учётом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 2 данной статьи.

Тождественное нормативное регулирование установлено пунктом 7 статьи 3 Закона Санкт - Петербурга от 22 января 2015 года № 4 - 5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт - Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или её отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга».

Правительством Российской Федерации 4 июля 2020 года принято постановление № 985, которым утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (далее Перечень национальных стандартов и сводов правил №985).

Перечень национальных стандартов и сводов правил №985 утратил силу с 1 сентября 2021 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года №985» (далее Перечень национальных стандартов и сводов правил № 815).

Из Перечня национальных стандартов и сводов правил №815, действующего в настоящее время, следует, что утверждён новый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в разделе «Своды правил» (пункт 29) которого также содержатся пункты 11.1, 11.4, 11.5 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01- 89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Согласно пункту 11.1 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01- 89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в действующей редакции, земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

При планировании развития населённого пункта следует обеспечивать сбалансированное развитие территории и транспортных сетей. Проектировать транспортную сеть и УДС городских и сельских поселений следует в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Структура УДС должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям.

Пунктом 11.4 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в действующей редакции установлено, что улично - дорожную сеть населённых пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учётом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно - планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.

Категории улиц и дорог крупнейших и больших городов следует назначать в соответствии с квалификацией, приведённой в таблице 11.1, для средних и малых городов - по таблице 11.1а.

В пункте 11.5 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» содержатся расчётные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов согласно таблице 11.2.

При этом пунктом 3.36 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01- 89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» установлено, что улица: Территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения.

В силу пункта 3.37 Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», улично-дорожная сеть; УДС: Система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учётом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Свода правил 42.13330.2016 «СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и поселений», содержит требования о необходимости сбалансированного транспортных сетей при планировании развития населённого пункта. Достижение этого возможно за счёт развития транспортных сетей и улично - дорожной сети в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.

При этом структурное содержание улично – дорожной планируемой к развитию в границах конкретного поселения (населенного пункта), должно обеспечивать возможность реализации альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям.

Вместе с тем, «Свод правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* - Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», устанавливая общие требования, предъявляемые к планированию и организации улично - дорожной сети и транспортных сетей в их увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, не устанавливают обязательных требований, предусматривающих необходимость организации съездов (примыканий) с любых дорог и внутриквартальных проездов, предназначенных для движения транспортных средств в границах проектируемого квартала, на магистраль, т.е. дорогу с высокой интенсивностью движения; положения указанного свода правил указывают лишь на необходимость выделения улиц и дорог магистрального и местного значения, а также главных улиц, назначения категорий улиц и дорог крупнейших, крупных, больших, средних и малых городов в соответствии с приведённой классификацией, применения установленных расчётных параметров.

В указанном своде правил содержание «увязки» выражается в том, что в проектируемом квартале населённого пункта структура улично - дорожной сети должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям в том числе должны быть предусмотрены альтернативные съезды в квартале на магистральную улицу, при этом не установлено нормативное положение, закрепляющее, что каждая дорога (улица, внутриквартальный проезд) должна иметь непосредственное примыкание к магистральной дороге районного (регионального) значения.

При этом требование о необходимости отображения на схеме организации улично-дорожной сети схеме движения транспорта обозначений «примыкания» (съездов) и сведений об их наличии в нормах Положения о составе и содержании документации до планировке территории отсутствует.

Судом апелляционной инстанции установлено, что из схемы организации улично - дорожной сети и движения транспорта документации по планировке территории линейного объекта 2020 года транспортное обслуживание кварталов 6 и 9 может быть осуществлено путём въездов с перспективной улично-дорожной сети<адрес><адрес>, которые предусмотрены как оспариваемом постановлении, так и в документации по планировке территории 2006 года.

Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими изложенным выше нормам материального права и обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 года, по административному делу № 3а-179/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал - Ресурс - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи