ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8824/2022 от 18.05.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-8824/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 18 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зеленского А.М.,

судей Рябинина К.В., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ООО «ВикингСтройИнвест», Администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 сентября 2021 года по административному делу № 2а - 284/2021 по административному исковому заявлению Волховского городского прокурора к администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части отсутствия паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020 - 2021 гг., обязании устранения нарушений.

Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Шишленковой Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя прокуратуры Леонтьева С.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Волховской городской прокурор, действуя в защиту неопределённого круга лиц, обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в части отсутствия паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020 - 2021 гг., обязать администрацию администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные в пункте 2 акта готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг. № 23-570-569/Амо от 11.11.2020, выданного Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, а именно:

подготовить тепловые энергоустановки жилого дома к несению тепловых нагрузок в отопительный период; получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок, выданный органом государственного энергетического надзора; обеспечить надлежащую категорию электроснабжения ИТП по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указал, что Волховской городской прокуратурой в ноябре 2020 г. по поручению прокуратуры Ленинградской области проведена проверка информации о несоблюдении администрацией Сясьстройского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области требований законодательства о теплоснабжении в части подготовки муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг.

Согласно акту готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов № 23-570-569/Амо от 11.11.2020 выданного Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, администрация Сясьстройского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области к отопительному периоду 2020-2021 г. не готова, в связи с наличием ряда нарушений. В п. 2 Перечня замечаний к акту проверки указано: акт и паспорт готовности к отопительному периоду на жилой дом по адресу: <адрес> неправомочен (тепловые энергоустановки вновь построенного жилого дома не подготовлены к несению тепловых нагрузок в отопительный период, отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок, не соблюдена надлежащая категория электроснабжения ИТП, нарушены требования п. 8 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

В октябре 2020 г. по факту выявленных нарушений закона, Волховским городским прокурором главе администрации муниципальное образование Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения закона не устранены.

Таким образом, администрацией Сясьстройского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области проявлено бездействие, выразившееся в отсутствии паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг., выявленные нарушения подлежат устранению.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ВикингСтройИнвест», ООО «Сясьский ЖКС», ООО «Леноблтеплоснаб».

Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 сентября 2021 года, заявленные требования удовлетворены в полном объёме.

В кассационных жалобах, поступивших в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 марта 2022 года заявители просят об отмене судебных актов, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда материалам дела.

Прокуратурой Ленинградской области на кассационные жалобы были принесены возражения, в которых они просили оставить судебные акты без изменения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами допущено не было.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьями 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях поселения относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных, производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных выше аварий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В силу положений статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ.

Приказом Минэнерго России № 103 от 12 марта 2013 года утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.

Правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка).

Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду. В акте содержаться выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду, при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.

Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта, в случае если объект проверки был готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности устранены в срок.

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

В соответствии с п. 2.1 Правил подготовки и проведении отопительного сезона в Ленинградской области, утвержденных Постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.2008 № 177 «Об утверждении правил подготовки и проведении отопительного сезона в Ленинградской области», ответственность и контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона предприятиями, организациями и службами, расположенными на территории Ленинградской области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возлагаются на органы местного самоуправления.

Готовность жилых и общественных зданий к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортами готовности, которые оформляются до 15 сентября на основании актов проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией и актов общего осмотра многоквартирных домов, оформленных по результатам осеннего осмотра зданий и внутридомовых систем; без оформления акта проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией включение системы теплопотребления не допускается, (п. 3.18, п. 3.19 Правил подготовки и проведении отопительного сезона в Ленинградской области).

Согласно п. 2.13 Правил подготовки и проведении отопительного сезона в Ленинградской области администрации муниципальных образований (поселений (городского округа) в срок не позднее 20 сентября направляют в комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области:

- заверенные копии паспортов готовности к отопительному периоду, выданных потребителям тепловой энергии в отношении жилых зданий на основании пунктов 9 и 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Судами установлено и следует из материалов дела, при проведении проверки Волховской городской прокуратурой выявлено, что администрация муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области к отопительному сезону 2020 - 2021 не готова, что подтверждается актом проверки готовности к отопительному периоду № 23-570-569/Амо от 11.11.2020, выданным Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора с приложением перечня замечаний к выполнению требований по готовности со сроком устранения до 30.11.2020 г.

В частности при проверке установлено, что акт и паспорт готовности к отопительному периоду на жилой дом по адресу: <адрес> неправомочен (тепловые энергоустановки вновь построенного жилого дома не подготовлены к несению тепловых нагрузок в отопительный период; отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок; не соблюдена надлежащая категория электроснабжения индивидуального теплового пункта жилого дома; нарушены требования п. 8 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в части непринятия мер по получению соответствующего паспорта готовности создаёт угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц на получение услуг надлежащего качества, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.

Поскольку судом установлено бездействие административного ответчика в части непринятия мер по получению соответствующего паспорта готовности, суды правомерно сделали вывод о том, что административный ответчик обязан устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные в пункте 2 акта готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг. № 23-570-569/Амо от 11.11.2020, выданного Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, а именно: подготовить тепловые энергоустановки жилого дома к несению тепловых нагрузок в отопительный период; получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок, выданный органом государственного энергетического надзора; обеспечить надлежащую категорию электроснабжения ИТП по адресу: <адрес>.

Данные выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Волховского городского суда Ленинградской области от 21 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 сентября 2021 года по административному делу № 2а - 284/2021 – оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «ВикингСтройИнвест», Администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 21 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи