ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8941/2021 от 09.12.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-8941/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пятигорск

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 8 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 г. по административному делу № 3а-74/2021 по административному исковому заявлению Салаутдиновой ФИО5 о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы» в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175».

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Салаутдинова Б.А. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы» в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175».

В обоснование своих требований указала, что является долевым собственником квартиры № 21 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Журавлева, д. 4, который включен в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 гг., с указанием на необходимость проведения капитального ремонта с видами и сроками работ, полагает, что изменения в региональную программу в части увеличения срока выполнения работ по капитальному ремонту произведены необоснованно, с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 8 февраля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 г., административный иск удовлетворен. Признаны недействующими со дня принятия столбцы 13, 14, 15 и 16 строки 1742 подраздела «город Махачкала» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Региональной программы, Приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы (далее также - Перечень), утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219, в части переноса работ: по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (6) из планового периода 2026 - 2028 гг. на плановый период 2029 - 2031 гг. (столбец 13); по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2023 - 2025 гг. на плановый период 2032 - 2034 гг. (столбец 14); по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2023 - 2025 гг., работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2026 – 2028 гг., работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), водоснабжения (4), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2032 - 2034 гг. на плановый период 2035 - 2037 гг. (столбец 15); по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2023 - 2025 гг. на плановый период 2038 - 2040 гг. (столбец 16) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого нормативного правового акта и опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 октября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 ноября 2021 г., Правительство Республики Дагестан просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

При рассмотрении и разрешении административного дела суды обоснованно исходили из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований к форме, порядку принятия и введения его в действие.

Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска.

В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт «к» части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).

Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного Кодекса).

Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан», нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2.2).

Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. № 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

Как установили суды и следует из материалов административного дела, Салаутдинова Б.А. является собственником 3/4 долей в праве собственности на квартиру № 21, расположенную в многоквартирном доме по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Журавлева, д. 4.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396 «О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2020 годы» (далее - постановление от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Журавлева, д. 4, включен в региональную программу на 2014 - 2040 гг. с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2023 - 2025 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8), в плановый период 2026 - 2028 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6), утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), в плановый период 2032 – 2034 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2020 годы» (далее - постановление от 28 января 2020 г. № 10) изменены следующие сроки и виды ремонтных работ вышеуказанного многоквартирного жилого дома: в плановый период 2029 - 2031 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ - 1), в плановый период 2035 - 2037 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (шифр работ - 2), в плановый период 2038 - 2040 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8); исключены в плановый период 2026 - 2028 гг. работы по утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работы по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175» (далее - постановление от 14 октября 2020 г. № 219) изменены следующие сроки и виды ремонтных работ вышеуказанного многоквартирного жилого дома: в плановый период 2029 - 2031 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ - 1), в плановый период 2035 - 2037 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (шифр работ - 2), теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), водоотведения (шифр работ - 5), работ по утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9), в плановый период 2038 - 2040 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8).

Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с принятием оспариваемого постановления увеличен срок проведения таких работ. Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением порядка, предусмотренного положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, с чем обоснованно согласилась судебная коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции.

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан» (далее также – Закон № 57) региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.

Частью 11 статьи 11 Закона № 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6 - 10 настоящей статьи.

Из смысла положений частей 6 - 10 Закона № 57 следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

Исходя из анализа вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства, суды, установив, что собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту, а также учитывая сведения о проценте износа основных конструктивных элементов дома, отсутствие фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома, пришли к правильному выводу о том нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ.

При этом судами обоснованно отклонены доводы Правительства Республики Дагестан, в том числе о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, поскольку административным ответчиком доказательств наличия таких оснований для изменения сроков запланированных Региональной программой ремонтных работ не представлено.

Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании законодательства, применимого к спорным правоотношениям. Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 8 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Г.К. Зайнуллина

Ю.К. Белоусова