ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-8984/2022 от 01.06.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-8984/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Городкова А.В.,

судей: Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2022 года по административному делу №2а-1902/2021 по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконными акта проверки и решения.

По первой инстанции решение вынесено Октябрьским районным судом Санкт-Петербурга 29 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации – Железной А.К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения руководителя благотворительного фонда «Гуманитарное действие» - Дугина С.Г., представителя благотворительного фонда «Гуманитарное действие» - Крупского М.А., возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил:

- признать незаконными выводы, содержащиеся в акте проверки №27 от 16 ноября 2020 года Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - ГУ Минюст России по Санкт-Петербургу) в части признания деятельности Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» политической и установления в его деятельности признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента;

- признать незаконным решение Минюста России от 21 декабря 2020 года о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать Минюст России исключить Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 195-204 том 1).

В обоснование заявленных требований Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» (далее - Фонд) указал, что 21 декабря 2020 года Фонду стало известно, что по результатам внеплановой проверки ГУ Минюста России по Санкт- Петербургу Фонд был включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. По мнению Фонда при проведении проверки и принятии оспариваемого решения административными ответчиками не была дана оценка доводам Фонда, изложенным в письменных возражениях на акт проверки, в ходе проверки не были установлены доказательства осуществления Фондом политической деятельности, не был установлен факт финансирования деятельности, поименованной как политическая деятельность организации, из иностранных источников; в нарушение процедуры, установленной административным регламентом, не были проведены рабочие встречи и совещания с руководителем Фонда, нет сведений о привлечении к проведению проверки экспертов, часть скриншотов страниц сайтов приложенных к акту и являющихся их неотъемлемой частью датированы 16 ноября 2020 года, что противоречит акту осмотра сайта, который был составлен 12 ноября 2020 года; из представленных Фондом заключений специалистов комплексного психолого-лингвистического и политического заключения специалистов №7/21 от 19 марта 2021 года, заключение специалистов АНО «Судебно-экспертное агентство» №157(118)/2021- пл от 28 февраля 2021 года достоверно следует, что Фонд не осуществляет политической деятельности. Кроме того, акт проверки содержит материалы, которые уже были ранее предметом проверки, по результатам проведения проверок в 2017, 2019 и в 2020 годах нарушений Фондом законодательства Российской Федерации выявлено не было, характер деятельности административный истец не изменял. Административный истец полагает, что в нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уполномоченным органом не был выяснен вопрос о выходе административного истца за пределы деятельности в таких областях, как здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, пропаганда здорового образа жизни, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество. Минюстом России при принятии решения о принудительном включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, были нарушены статьи 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 29 и 30 Конституции Российской Федерации, статья 18 Федерального закона № 294-ФЗ. Минюст России не учел принцип пропорциональности и соразмерности необходимого вмешательства государства в ограничение нормальной деятельности Фонда при принятии оспариваемого решения.

Определением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, внесенным в протокол судебного заседания 3 июня 2021 года, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство юстиции Российской Федерации (л.д. 177-178 том 2).

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года отказано в удовлетворении требований административного иска (л.д.76-84 том 3).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2022 года решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым суд постановил признать незаконными выводы, содержащиеся в акте проверки №27 от 16 ноября 2020 года Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в части признания деятельности Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» политической и установления в его деятельности признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Признать незаконным решение Министерства юстиции Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 1251-р о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

На вступившее в законную силу судебное постановление административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

Судом первой инстанции установлено, что в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу из прокуратуры Санкт-Петербурга поступило требование №27/2020-2 от 13 октября 2020 года о проведении внеплановой проверки Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» на предмет установления факта осуществления им деятельности в качестве Некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,

которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1У96 года N 7-ФЗ ""О некоммерческих организациях", реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В период с 19 октября 2020 года по 16 ноября 2020 года ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу проведена внеплановая документарная проверка деятельности Фонда за период с 3 декабря 2018 года по 16 октября 2020 года, в ходе которой установлено, что Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» получал денежные средства от иностранных источников и в проверяемый период осуществлял деятельность, в том числе политической направленности.

По итогам проведенной проверки ГУ Минюста России по Санкт- Петербургу составлен акт проверки № 27 от 16 ноября 2020 года (л.д.101-110 том 2).

21 декабря 2020 года распоряжением Минюста России № 1251 -р Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д.175 том 2).

В адрес Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» Минюст России направил уведомление исх.№11-146647/20 от 23 декабря 2020 года об издании 21 декабря 2020 года распоряжения о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 132-134 том 1).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что процедура проведения проверки административным ответчиком соблюдена; Министерством юстиции России законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое распоряжение о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, основанием чего послужили установленные в ходе проведенной проверки деятельности Фонда сведения, зафиксированные в акте, о получаемых Фондом средствах, в том числе от иностранных источников, и осуществлении политической деятельности. Кроме того, суд первой инстанции указал, что представленные внесудебные исследования специалистов не могут быть оценены как допустимое и достоверное доказательство подтверждения доводов административного истца.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда указала, что для признания организации выполняющей функции иностранного агента необходимо установление факта ведения ею политической деятельности. Что не подтверждено по настоящему делу.

Однако такие выводы суда апелляционной инстанции противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела.

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 1).

Согласно статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

Как следует из материалов дела, Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» зарегистрирован ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при создании 29 июня 2001 года, включен в Единый государственный реестр юридических лиц, его генеральным директором является Дугин С.Г. (л.д. 9-14 том 1).

Согласно абзацам 2 и 3 пункта 7 статьи 32 указанного Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 этого же Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.

Согласно пункту 10 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.

Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).

Согласно пункту 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).

Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).

Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации, обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно положению пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента необходимы следующие условия:

организация должны быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;

получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).

При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования;

участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие – непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением № 1251-р от 21 декабря 2020 года Минюст России включил Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в соответствии с абзацем третьим пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческий организациях", о чем 23 декабря 2020 года Фонду направлено соответствующее уведомление (л.д. 65-66 том 3).

Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает Минюст России, который осуществляет федеральный государственный надзор за их деятельностью (подпункты 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).

Порядок осуществления центральным аппаратом и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций устанавливает Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 456.

Так, согласно абзацу 6 пункта 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 456 (далее - Административный регламент), основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с пунктом 29 Административного регламента плановой является проверка, включенная в План, утверждаемый Министром юстиции Российской Федерации либо заместителем Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, начальником территориального органа.

В соответствии с пунктом 30 Административного регламента проверка, не включенная в план, предусмотренный пунктом 29 Административного регламента, является внеплановой.

Внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки.

Согласно пунктам 77, 78 Административного регламента основанием (критерием) для принятия решения о мерах по результатам контроля является выявление при осуществлении административных процедур, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента, несоответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), нарушения законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, проверка деятельности Фонда проводилась ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу во исполнение требования прокуратуры Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 г. N 27/2020-2; руководствуясь подпунктом 4 пункта 4.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проведена внеплановая документарная проверка деятельности Фонда.

Распоряжение ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу от 14 октября 2020 г. N 2239-р о проведении внеплановой документарной проверки Фонда получены представителем Фонда, что не оспаривалось сторонами.

В распоряжении от 14 октября 2020 года № 2239-р указан перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Документы необходимо было предоставить за период деятельности Фонда с 3 декабря 2018 года по 16 октября 2020 года (л.д. 17-19 том 4).

По результатам проведения в период с 19 октября 2020 года по 16 ноября 2020 года проверки в отношении Фонда составлен акт проверки № 27 от 16 ноября 2020 года, в котором установлено, что деятельность Организации соответствует целям, предусмотренным его учредительными документами, однако осуществляется с нарушениями требований законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки в деятельности Организации выявлены признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а именно:

- организацией за проверяемый период получены денежные средства от иностранных источников;

- установлено осуществление Организацией политической деятельности в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия путем: распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; формирования общественно- политических взглядов и убеждений и др.;

- в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента сведения об Организации не содержатся.

На основании установленных вышеизложенных обстоятельств, ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу пришло к выводу, что Организация при получении в проверяемом периоде денежных средств от иностранных источников, и, одновременно осуществляя политическую деятельность, является организацией, исполняющей функцию иностранного агента, и подлежит включению в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (л.д. 104- 110 том 2).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что акт составлен уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий, процедура составления акта проверки соблюдена.

В соответствии с пунктами 30, 51 Административного регламента внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки. Документарная проверка проводится на основании распоряжения Минюста России (территориального органа) о ее проведении.

Специалист (члены комиссии) рассматривает полученные от некоммерческой организации документы, а также документы, которыми располагает центральный аппарат (территориальные органы), в том числе представленные органами государственной статистики, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов и иными органами государственного надзора и контроля в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень (пункт 55 Административного регламента).

По результатам проверки центральный аппарат (территориальные органы) составляют акт проверки. Основанием для составления акта проверки является ее завершение в установленный срок.

Акт проверки оформляется в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России "О реализации положений Федерально! о закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Специалист (члены комиссии) подписывает акт проверки. В случае невозможности подписания акта проверки отдельным специалистом (членами комиссии) в нем делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.

К акту проверки прилагаются документы или их копии, связанные с проверкой, объяснения руководителя и работников некоммерческой организации, на которых возлагается ответственность за установленные нарушения.

К экземпляру акта проверки, направляемому (вручаемому) некоммерческой организации, прилагаются копии документов, полученных от органов государственной власти, иных организаций, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения (за исключением документов ограниченного распространения).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (пункты 56-59 Административного регламента).

Согласно пункту 60 Административного регламента некоммерческая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с вынесенным предупреждением (представлением) об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в центральный аппарат (территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предупреждения (представления) об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Как следует из материалов дела Фондом 7 декабря 2020 года в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу были направлены возражения на акт проверки № 27 от 16 ноября 2020 года (л.д. 112-117 том 1).

Судом первой инстанции установлено, что Фонд в проверяемый период с 3 декабря 2018 года по 16 октября 2020 года получал денежные средства от иностранных источников: Ассоциация пациентов и специалистов, помогающих людям с ВИЧ, вирусными гепатитами и другими социально значимыми заболеваниями «Е.В.А.» (ОГРН ) - около 210 000 рублей (опосредованное иностранное финансирование); ELTON JOHN AIDS FOUNDATION - 21 000 000 рублей; THE GLOBAL FUND CHEMIN DU POMMIER - 58 500 000 рублей; INTERNATIONAL TREATMENT PREPAREDN- 4 800 000 рублей; STONEX FINANCIAL LTD - 1 700 000 рублей; INTL FCSTONE LTD - 2 700 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое распоряжение о включении Благотворительного фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, на основании выявленных Минюстом России фактов, явно свидетельствующих о том, что Фонд получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и непосредственно, а также через свои исполнительные органы участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Эти выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела.

Как следует из представленного в материалы дела акта проверки ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу № 27 от 16 ноября 2020 года, в рамках проверки было установлено, что Фонд имеет сайт по адресу https ://haf-spb.org, ответственным за размещение на нем информации является Дугин С.Г.

На указанном сайте опубликованы следующие статьи:

- 20 ноября 2018 года «Отравленная Россия: в стране закончился препарат от передозировок» (налоксон - антидот при передозировках опиоидами), в которой Фонд сообщил о факте обращения активистов к председателю Правительства Российской Федерации, в Министерство здравоохранения со следующими просьбами: внедрить в России последовательную стратегию по снижению уровня передозировок; ввести на государственном уровне программы профилактики передозировок, расширяющих доступ людей, употребляющих опиаты, к налоксону и информации о здоровье; исключить налоксон из списка лекарств, отпускаемых по рецепту; ввести в торговый оборот аптечных сетей безрецептурную, доступную по цене назальную форму налоксона;

- 31 августа 2018 года «31 августа - День осведомленности о передозировках», в которой руководитель Фонда выражает поддержку инициативы некоммерческих организаций, планирующих подать Председателю Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения с требованием обеспечить в стране безрецептурный доступ к налоксону;

- 13 сентября 2018 года «Обращение в Министерство юстиции Российской Федерации», в котором Фондом дается оценка проекту закона о внесении изменений в Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», разработанному Минюстом России. В данном обращении Фонд просит учитывать мнение Фонда в процессе дальнейшей работы над законопроектом. Увеличить государственное финансирование некоммерческих организаций, осуществляющих профилактику ВИЧ-инфекции в группах риска.

Другими материалами, позволяющими отнести Фонд к некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, согласно акту, служат:

- видеозапись эфира «10 лет тюрьмы за пропаганду наркотиков в Интернете», размещенная 13 июля 2020 года на сайте Общественного телевидения России ОТР, в котором обсуждался законопроект, связанный с внесением изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, который устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет за склонение к употреблению наркотиков в Интернете, на срок от 12 до 15 лет, если это привело к гибели двух или более человек. Одним из гостей программы выступал Алексей Лахов, заместитель генерального директора Фонда, которым выражалось мнение по указанному законопроекту, в том числе его критическая оценка обсуждаемого законопроекта.

- статья «Еще один шаг в сторону принудительного лечения наркозависимых. Рассказываем о новом законопроекте», опубликованная 16 января 2020 года на сайте телеканала «Дождь» (внесен Минюстом России в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функцию иностранных агентов), согласно которой, экспертами, в том числе А.Лаховым, заместителем генерального директора Фонда, дается критическая оценка проекту поправок в закон «Об охране здоровья граждан», позволяющему раскрывать тайну об осужденных, которые лечатся от наркомании, без их согласия или согласия законного представителя.

- статья «Инфекция нас значительно опережает» опубликованная 18 февраля 2020 года на сайте «Новая газета», в которой А.Лахов, заместитель генерального директора Фонда, выражает свое мнение по поводу мер, которые необходимо предпринимать, чтобы победить ВИЧ, в том числе о введении государством заместительной терапии для наркопотребителей.

28 июля 2020 года на странице Фонда в социальной сети «Facebook» http://www.facebook.com/haftest размещена информация, в которой А.Лахов, сотрудник Фонда, информирует о собственном опыте лечения гепатита и выражает мнения по поводу мер, которые необходимо предпринять для борьбы с распространением гепатита, в том числе, подписав петицию в адрес Президента Российской Федерации с просьбой дать указание создать Национальную стратегию по борьбе с вирусными гепатитами, которая будет четко определять задачу по элиминации хронических вирусных гепатитов, ключевые показатели, сроки и механизмы их достижения.

Таким образом, установлено осуществление организацией политической деятельности в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия путем:

распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

публичных обращений к Государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органо, в том числе, направленные на| принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

формирования общественно-политических взглядов и убеждений.

Информация, изложенная в публикациях Фонда, вступает в противоречие с государственной политикой в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе в части способа лечения, применения фармакологических средств, следовательно, деятельность Фонда выходит за рамки деятельности в таких областях как здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан и является политической.

Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, действующее законодательство, а так же правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные в перечисленных судом апелляционной инстанции постановлениях, не содержат обязанности для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, устанавливать факт осуществления ею политической деятельности именно в интересах иностранных источников.

Факты же ведения благотворительного фонда «Гуманитарное действие» политической деятельности судами первой и апелляционной инстанции установлены.

Таким образом, апелляционное определение противоречит закону и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2022 года отменить.

Оставить в силе решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконными акта проверки и решения., оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации - без удовлетворения.

Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: