ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 56RS0019-01-2021-001904-14
№ 88а-9099/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Белова В.И., Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 марта 2022 года кассационную жалобу Фризена С.И. на решение Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 ноября 2021 года по административному делу № 2а-968/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Орску Оренбургской области к Фризену С.И. о взыскании задолженности по налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фризен С.И. является плательщиком транспортного налога в связи с регистрацией за ним транспортных средств:
-грузовой автомобиль «ГАЗ-2705», государственный регистрационный знак №, в период с 22 апреля 2016 года по 21 мая 2020 года;
-грузовой автомобиль «EA3-A31R23», государственный регистрационный знак №, в период с 11 апреля 2017 года по 13 марта 2020 года;
-грузовой автомобиль «Пежо Партнер», государственный регистрационный знак №, в период с 28 августа 2019 года по 30 июля 2020 года;
-легковой автомобиль «Мерседес-Бенц Vito», государственный регистрационный знак №, в период с 18 октября 2017 года по 29 января 2020 года.
ИФНС России по городу Орску Оренбургской области был исчислен транспортный налог на автомобиль «Мерседес-Бенц Vito», государственный регистрационный знак № за 2017 год в размере 1 360 руб., за 2018 год в размере 8 160 руб., за 2019 год на грузовой автомобиль «ГАЗ-2705», государственный регистрационный знак №, в размере 4 271 руб., на?грузовой автомобиль «ГАЗ-А31Я23», государственный регистрационный знак №, в размере 4 272 руб., на грузовой автомобиль «Пежо Партнер», государственный регистрационный знак №, в размере 750 руб., на автомобиль «Мерседес-Бенц Vito», государственный регистрационный знак №, в размере 1 360 руб. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 67716274 от 1 сентября 2020 года об уплате, в том числе, транспортного налога в размере 26973 руб. (л.д. 11, 37).
Уплата транспортного налога административным ответчиком произведена 19 октября 2020 года в размере 9 293 руб. (л.д. 41), остаток составил 17 680 руб.
Налоговым органом Фризену С.И. выставлено требование № 45977 от 14 декабря 2020 года об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 17 680 руб. и пени в размере 29, 67 руб. Установлен срок исполнения до 15 января 2021 года (л.д. 10, 32).
Данное требования не было исполнено налогоплательщиком.
ИФНС России по городу Орску Оренбургской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 15 апреля 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с Фризена С.И. задолженности по транспортному налогу за 2018 - 2019 годы в размере 17 680 руб. и пени в размере 29, 67 руб. На основании заявления должника судебный приказ отменён 10 июня 2021 года.
7 июля 2021 года ИФНС России по городу Орску Оренбургской области обратилась в суд с настоящим административным иском, просила взыскать с Фризена С.И. задолженность по транспортному налогу за 2018 - 2019 годы в размере 17 680 руб. и пени в размере 29, 67 руб.
Решением Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 10 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 ноября 2021 года, административное исковое заявление ИФНС России по городу Орску Оренбургской области удовлетворено, с Фризена С.И. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018 - 2019 годы в размере 17 680 руб., пени в размере 29, 67 руб., а также государственная пошлина в размере 400 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Фризен С.И. в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что автомобиль «Мерседес-Бенц Vito» с государственным регистрационным знаком № временно ввозился на территорию ЕАЭС как иностранным лицом на срок до одного года по несколько раз по разным декларациям в 2017, 2018, 2019 годах, в связи с чем оплата таможенных пошлин не производилась. Регистрация автомобиля в органах ГИБДД являлась добровольной и не требовалась законом. Считает, что обязанность по уплате транспортного налога возникает лишь в случае регистрации транспортного средства на ограниченный срок, ввезённого на территорию Российской Федерации на срок свыше одного года. Поскольку автомобиль «Мерседес-Бенц Vito», государственный регистрационный знак, на территории №, на территории Российской Федерации находился в периоды времени, не превышающие один год, он не является плательщиком транспортного налога на данный автомобиль.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого рода судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии сзаконодательствомоб административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции исходил из того, что автомобиль «Мерседес-Бенц Vito», государственный регистрационный знак №, был зарегистрирован за административным ответчиком в названных налоговых периодах в соответствии с установленным порядком в связи с временным ввозом на территорию Российской Федерации на срок более 1 года по государственной таможенной декларации от 16 октября 2017 года. В графе «особые отметки» указан срок регистрации до 3 июня 2018 года, затем он продлён до 17 января 2020 года, а 29 января 2020 года автомобиль снят с временного учёта, соответственно, до снятия с учёта данный автомобиль является объектом налогообложения. При этом Фризен С.И. обязанность по уплате транспортного налога исполнил не в полном объёме. Сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
В этой связи суд первой инстанции пришёл к выводу, а суд апелляционной инстанции с данным выводом согласился, что заявленный налоговым органом административный иск подлежит удовлетворению.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Ссылка подателя кассационной жалобы на то, что административный истец имеет гражданство Федеративной Республики Германия, транспортное средство было ввезено с территории данного государства, периоды времени нахождения на территории Российской Федерации не превышают одного года, несостоятельна.
Транспортное средство было зарегистрировано в установленном порядке, оно не относится к числу транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, перечисленных в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении № 1035-О от 21 мая 2015 года, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
Таким образом, транспортный налог в отношении транспортного средства «Мерседес-Бенц», государственный регистрационный знак №, начислен обоснованно.
Ссылка Фризена С.И. на положения Таможенного кодекса Евразийского Союза обоснованно отклонена судебными инстанциями, поскольку основана на неправильном толковании материального закона. Правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога, данным законом не регулируются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фризена С.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Определение13.05.2022