ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-9285/2022
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 1 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Корнюшенкова Г.В., Рябинина К.В.,
с участием прокурора Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-35/2022 (3а-162/2021) по кассационной жалобе Правительства Республики Коми и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года (№ 66а-126/2022), кассационной жалобе ФИО1 на определение Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года по административному иску ФИО1 о признании не действующим в части Порядка утверждения краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., заключение прокурора, полагавшей кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1 и 2 названного Порядка данный Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми (далее соответственно - Краткосрочные планы, Региональная программа), разработан во исполнение части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» и устанавливает требования к составу, содержанию, срокам формирования и утверждения указанных краткосрочных планов. Разработка краткосрочных планов направлена на конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объемов государственной поддержки, муниципальной поддержки (далее - средства поддержки) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В редакции постановления правительства Республики Коми 30 декабря 2013 года № 574 Порядок устанавливал, что:
подготовка и утверждение планов реализации республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Планы реализации) включают в себя следующие этапы: разработка проектов Планов реализации муниципальных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Планы реализации муниципальных программ) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления); утверждение Планов реализации муниципальных программ органами местного самоуправления; разработка проектов Планов реализации в Республике Коми; утверждение Планов реализации Правительством Республики Коми (пункт 4);
органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают Планы реализации муниципальных программ ежегодно до 1 июля года, предшествующего планируемому. Утвержденные органами местного самоуправления Планы реализации муниципальных программ в срок до 15 июля года, предшествующего планируемому, представляются ими в Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство) (пункт 5);
Министерство на основании представленных органами местного самоуправления Планов реализации муниципальных программ в течение месяца со дня их поступления формирует проект плана реализации на очередной период и направляет его в порядке, установленном для подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми, на рассмотрение Правительству Республики Коми (пункт 6);
Планы реализации и Планы реализации муниципальных программ должны учитывать: 1) выбытие вследствие признания многоквартирных домов в установленном порядке аварийными или строительство новых многоквартирных домов, подлежащих исключению (включению) в соответствующую программу; 2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в соответствующую программу; 3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в соответствующую программу; 4) изменение видов и объемов государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 5) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в Планы реализации и Планы реализации муниципальных программ (пункт 8);
Планы реализации муниципальных программ разрабатываются на основе фактических смет, разработанных для каждого многоквартирного дома (пункт 9);
Планы реализации и Планы реализации муниципальных программ формируются как актуализированные выписки на последующий год из соответствующих программ в соответствии с разделами и приложением. В Планах реализации и Планах реализации муниципальных программ указываются следующие данные: 1) плановый период (год/квартал) проведения работ по капитальному ремонту; 2) муниципальное образование, в котором находится многоквартирный дом; 3) адрес многоквартирного дома или иные идентификатор(ы) многоквартирного дома; 4) вид работы/услуги по капитальному ремонту с указанием технических/конструктивных элементов объекта общего имущества (пункт 10).
В дальнейшем в постановление Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574 неоднократно вносились изменения.
В частности, постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 303 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми» в том числе внесены изменения в наименование и пункт 1 постановления: в наименовании и пункте 1 слова «(сроком до трех лет)» заменены словами «(на три года с распределением по годам в пределах указанного срока)», а также в пункт 5 Порядка: слова «Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми» заменены словами «Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми».
Постановлением Правительства Республики Коми от 12 июля 2017 года № 374 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми» в постановление Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574 внесены изменения, которые не коснулись приведенных пунктов 4, 5, 6, 8, 9, 10 Порядка.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24 января 2018 года № 29 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми» в том числе внесены изменения в пункт 5 Порядка: слова «Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми» заменены словами «Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми».
Постановлением Правительства Республики Коми от 14 октября 2019 года № 475 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми» в том числе внесены изменения в пункт 5 Порядка: слова «1 июля»» и «15 июля» заменены соответственно словами: «15 февраля» и «1 марта».
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года № 675 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574 «Об утверждении Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Порядок изложен в новой редакции, в том числе и его пункты 4, 5, 6, 8, 9, 10. Согласно пункту 2 данного постановления оно вступило в силу со дня его принятия.
Постановлением Правительства Республики Коми от 12 августа 2021 года № 387 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми» внесены изменения в абзацы двадцать третий, двадцать четвертый, пункт 8, 9 и 10 Порядка.
Таким образом, с 29 декабря 2020 года Порядок действует в редакции постановления Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года № 675 с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Коми от 12 августа 2021 года № 387.
Согласно Порядку утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в редакции постановлений Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года № 675 и от 12 августа 2021 года № 387): подготовка и утверждение Краткосрочных планов включают в себя следующие этапы: разработка органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) проектов краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории соответствующего муниципального образования (далее - муниципальные краткосрочные планы); утверждение органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов; разработка Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее Министерство) проектов Краткосрочных планов; утверждение Краткосрочных планов Правительством Республики Коми (пункт 3); органы местного самоуправления разрабатывают проекты муниципальных краткосрочных планов до 15 февраля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы, и в тот же срок направляют региональному оператору по форме согласно приложению к Порядку (пункт 5); в проект муниципальных краткосрочных планов включаются:
1) многоквартирные дома, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора с учетом: а) результатов мониторинга технического состояния многоквартирных домов; б) критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми, определенных Законом Республики Коми № 57-РЗ; в) прогнозируемого объема средств, направленного региональным оператором в соответствии с пунктом 4 Порядка; г) размера стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанного исходя из размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт;
2) многоквартирные дома, собственники помещений которых формируют фонды капитального ремонта на специальных счетах и приняли на общем собрании решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, соответствующее требованиям части 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и предоставили в орган местного самоуправления до 1 февраля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы:
а) копию протокола, которым оформлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме (далее - протокол);
б) сведения о размере остатка средств на специальном счете.
Многоквартирный дом, фонд капитального ремонта которого формируется на специальном счете, включается в проект муниципального краткосрочного плана при условии, что остаток средств на специальном счете равен или превышает предельно допустимую стоимость всех услуг и работ по капитальному ремонту, указанных в протоколе (пункт 6); региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения от органов местного самоуправления проектов муниципального краткосрочного плана осуществляет его проверку на соответствие Региональной программе и подпунктам «в», «г» подпункта 1 пункта 6 Порядка. При наличии предложений (замечаний) региональный оператор возвращает проект муниципального краткосрочного плана в орган местного самоуправления на доработку. Доработка осуществляется органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта муниципального краткосрочного плана. Региональный оператор согласовывает доработанный проект муниципального краткосрочного плана в течение 3 рабочих дней со дня его получения (пункт 7); органы местного самоуправления утверждают муниципальные краткосрочные планы до 15 апреля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы и в тот же срок представляют их в Министерство (пункт 8);
Министерство на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления формирует проект Краткосрочного плана по форме согласно приложения 2 к Порядку и направляет его в порядке, установленном для подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми, на рассмотрение Правительству Республики Коми (пункт 9);
Краткосрочные планы и муниципальные краткосрочные планы подлежат актуализации не реже чем один раз в год по следующим основаниям: 1) выбытие вследствие признания многоквартирных домов в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 4) изменение видов и объемов средств поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в случае если такая поддержка предусмотрена); 5) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в Краткосрочные планы и муниципальные краткосрочные планы (пункт 11).
ФИО1 7 июня 2021 года обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просила признать недействующими:
пункты 4, 5, пункт 6 в части слов: «на основании представленных органами местного самоуправления Планов реализации муниципальных программ в течение месяца со дня их поступления», абзац первый пункта 8 в части слов «Планы реализации муниципальных программ», пункт 9, пункт 10 в части слов «Планы реализации муниципальных программ» Порядка, действующего в редакции постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574;
пункты 3, 5, 6, 7, 8, пункт 9 в части слов «на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления», пункт 11 в части слов «муниципальные краткосрочные планы» Порядка, действующего в редакции постановлений Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года № 675 и от 12 августа 2021 года № 387, ссылаясь на их противоречие Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Республики Коми от 9 декабря 2014 года № 153-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми», Закону Республики Коми от 24 июня 2013 года № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми», Закону Республики Коми от 24 июня 2013 года № 58-РЗ «О региональном операторе Республики Коми», и нарушение своих прав собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 572.
Определением Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2021 года производство по административному делу по административному иску ФИО1 прекращено.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года определение Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2021 года в части прекращения производства по административному делу в части требований ФИО1 о признании не действующими пунктов 3, 5, 6, 7, 8, пункта 9 в части слов «на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления» и пункта 11 в части слов «муниципальные краткосрочные планы» Порядка утверждения краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574, действующего в редакции постановлений Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года № 675 и от 12 августа 2021 года № 387, отменено и в указанной части требований административное дело № 3а-162/2021 направлено в тот же суд для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 1 апреля 2022 года, Правительство Республики Коми и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая его постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе на определение Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 13 апреля 2022 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов в части прекращения производства по делу, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 данного кодекса.
В пункте 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что суд прекращает производство по административному делу, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 указанного кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления, если административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 апреля 2000 года № 6-П, проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Порядок права и законные интересы ФИО1 не затрагивает. При этом суд также учел, что оспариваемый Порядок, действующий в редакции постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574, утратил силу в связи с принятием постановления Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года № 675, которым Порядок изложен в новой редакции.
Проверяя определение суда, судья апелляционной инстанции исходил из того, что пункты 4, 5, пункт 6 в части слов: «на основании представленных органами местного самоуправления Планов реализации муниципальных программ в течение месяца со дня их поступления», абзац первый пункта 8 в части слов «Планы реализации муниципальных программ», пункт 9, пункт 10 Порядка, действовавшего в редакции постановления Правительства Республики Коми о 30 декабря 2013 года № 574, утратили силу к моменту подачи административного иска о признании их недействующими, ввиду чего суд правильно пришел к выводу о прекращении производства по делу в указанной части требований.
Вместе с тем, исходя из того, что ФИО1 относится к лицам, которые вправе оспорить Порядок, действующий в редакции постановлений Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года и от 12 августа 2021 года № 387, и, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о том, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, суд выясняет при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта по существу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене определения суда в части прекращения производства по административному делу в части административных исковых требований ФИО1 о признании недействующими пунктов 3, 5, 6, 7, 8, пункта 9 в части слов «на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления», пункта 11 в части слов «муниципальные краткосрочные планы» Порядка, действующего в редакции постановлений Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года № 675 и от 12 августа 2021 года № 387.
Такие выводы основаны на правильном применении судом апелляционной инстанции норм действующего законодательства и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Из части 7 названной статьи следует, что краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта принимаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки.
Согласно пункту 467 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, подлежащих капитальному ремонту в установленные периоды, утвержденного постановлением правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 572, многоквартирный дом, собственником жилого помещения в котором является ФИО1, включен в указанный перечень. В частности, на 2020 года запланирован капитальный ремонт крыши дома, на 2018/2020 годы - газоснабжения, на 2020/2022 годы - электроснабжения, на 2022 года - теплоснабжения и холодного водоснабжения, на 2023 года - подвальных помещений, относящихся к общему имущества в доме, на 2035 года - фундамента.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Краткосрочные планы, утверждение которых регламентировано Порядком, по сути являются процедурной частью реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что ФИО1 является субъектом правоотношений, по поводу которых возник спор, а потому Порядок затрагивает ее права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2020 года по административному делу №2а-333/2020 частично удовлетворено административное исковое заявление ФИО9 к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Суд признал незаконным решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, выраженное в протоколе от 25 апреля 2019 года № 70, в части признания нецелесообразным проведения капитального ремонта крыши дома, собственником жилого помещения в котором является административный истец, в предусмотренный Региональной программой срок. В удовлетворении остальной части требований административному истцу отказано.
Как видно из данного судебного акта, в данном деле Порядок не применялся.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года, по административному делу № 2а-1479/2020 частично удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения. Суд признал незаконными действия администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», выразившиеся в невнесении в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018- 2020 годов и постановление данной администрации от 10 августа 2017 года № 8/2770, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 572, срок 2020 года капитального ремонта крыши многоквартирного дома, собственником жилого помещения в котором является административный истец, и неутверждении данных изменений отдельным постановлением, а также в ненаправлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми для формирования краткосрочного плана. В удовлетворении остальной части требований административному истцу.
Из данного судебного акта следует, что в данном деле применялись пункты 4, 6, 7, 8, 9, 11 Порядка, действовавшего в редакции постановления Правительства Республики Коми о 30 декабря 2013 года № 574, пункт 5 Порядка в редакции постановления Правительства Республики Коми от 14 октября 2019 года № 475.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 марта 2021 года, по административному делу № 2-225/2020 ФИО1 отказано в удовлетворении требований, предъявленных к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности проведения ремонта крыши, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного дома, собственником жилого помещения в котором является истец, в срок, установленный региональной программой (2020 года), предъявленных к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить финансирование капитального ремонта указанного многоквартирного дома.
Согласно этому судебному акту в указанном деле применялся пункт 4 Порядка, действовавшего в редакции постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574.
Таким образом, пункты 5 и 10 Порядка, действовавшего в редакции постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574, в отношении ФИО1 не применялись.
Пункты 4, 6, 8 и 9 Порядка, действовавшего в редакции постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574, хотя и применялись в отношении административного истца, но в связи с принятием Правительством Республики Коми постановления от 29 декабря 2020 года № 675, перестали затрагивать права и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для прекращения производства по делу в части административных исковых требований ФИО1 о признании недействующими пунктов 3, 5, 6, 7, 8, пункта 9 в части слов «на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления», пункта 11 в части слов «муниципальные краткосрочные планы» Порядка, действующего в редакции постановлений Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года № 675 и от 12 августа 2021 года № 387.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного постановления, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы суда являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2021 года в неотмененной апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года части, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Республики Коми и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ФИО1 - без удовлетворения.
Определение Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2021 года в неотмененной апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года части, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 15 июня 2022 года.