ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-9344/2021
город Кемерово 2 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.,
судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Горно-Алтайска, поданную 9 апреля 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 февраля 2021 года
по административному делу № 2а-1516/2020 по административному исковому заявлению прокурора Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования «Город Горно-Алтайск» о признании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 9 октября 2014 года № 1304-Р «О предельных платежах населения г. Горно-Алтайска за услуги по содержанию и ремонту, отопление жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населения г. Горно-Алтайска, и об отмене распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 13 октября 2011 года № 1430-Р»; постановления Администрации г. Горно-Алтайска от 16 сентября 2014 года № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, населению г. Горно- Алтайска» недействующими с момента принятия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., заключение прокурора Трифоновой М.К., полагавшей судебный акт апелляционной инстанции законным и обоснованным, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях,
у с т а н о в и л а:
Постановлением Администрации г. Горно-Алтайска от 16 сентября 2014 года № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, населению г. Горно- Алтайска» утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Горно-Алтайск».
Постановление опубликовано 19 сентября 2014 года на официальном портале муниципального образования «Город Горно-Алтайск» http://www.gornoaltaysk.ru, «Вестник Горно-Алтайска» 29 октября 2014 года № 44.
9 октября 2014 года Администрацией г. Горно-Алтайска принято распоряжение № 1304-Р «О предельных платежах населения г. Горно-Алтайска за услуги по содержанию и ремонту, отопление жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населения г. Горно-Алтайска, и об отмене распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 13 октября 2011 года № 1430-Р»
Распоряжение опубликовано 10 октября 2014 года на официальном портале муниципального образования «Город Горно-Алтайск» http://www.gornoaltaysk.ru, «Вестник Горно-Алтайска» 29 октября 2014 года № 44.
Прокурор Республики Алтай обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования «Город Горно-Алтайск» о признании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 9 октября 2014 года № 1304-р «О предельных платежах населения г. Горно-Алтайска за услуги по содержанию и ремонту, отопление жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населения г. Горно-Алтайска, и об отмене распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 13 октября 2011 года № 1430-р»; постановления Администрации г. Горно-Алтайска от 16 сентября 2014 года № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, населению г. Горно- Алтайска» недействующими с момента принятия.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенного мониторинга федерального и регионального законодательства установлено, что несоответствие указанных нормативных актов требованиям законодательства, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц. Собственниками многоквартирных домов, перечень которых предусмотрен распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от 9 октября 2014 года № 1304-р, выбран способ управления многоквартирными домами, в связи с чем, администрация города не вправе устанавливать размер оплаты за содержание и ремонт жилых помещений, определять предельные его значения. В нарушение требований статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжением предусмотрено предоставление субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, однако субсидии на указанные цели могут предоставлять только гражданам. Приложением № 2 к распоряжению установлен предельный размер платежей населению на отопление жилых помещений, что в силу требований статьи 4 Федерального закона № 190- ФЗ от 27 июля 2010 «О теплоснабжении» относится к полномочиям Комитета по тарифам Республики Алтай. Предусмотренные оспариваемым муниципальным правовым актом цели предоставления субсидии - недополученных доходов управляющим организациям не могут являться таковыми в силу установленного порядка определения платы за содержание жилья (статья 156 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также не относятся к целям возмещения недополученных доходов, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которые возможно предоставление субсидий. Нормативные правовые акты нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, которые являются собственниками жилых помещений многоквартирных домов, они вправе самостоятельно определять размер платы за содержание жилья и изменять его по собственной инициативе, а также права и законные интересы иных лиц, имеющих право на предоставление мер поддержки со стороны Администрации г. Горно-Алтайска, но не получающих ее, в связи с ограниченными ресурсами бюджета муниципального образования.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 13 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных административных требований оказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 февраля 2021 года решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 13 ноября 2020 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований. Признано недействующим со дня вступления решения в законную силу распоряжение администрации г. Горно-Алтайска от 9 октября 2014 года № 1304-р «О предельных платежах населения г. Горно-Алтайска за услуги по содержанию и ремонту, отопление жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержания и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населения г. Горно-Алтайска, и об отмене распоряжения администрации г. Горно-Алтайска от 13 октября 2011 года№1430-р». Признано недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление администрации г. Горно-Алтайска от 16 сентября 2014 года № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержания и ремонту жилого помещения, населению г. Горно- Алтайска».
В кассационной жалобе Администрации г. Горно-Алтайска ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решение суда первой инстанции. Указывают, что судом апелляционной инстанции не учтено, что пунктом 1 Распоряжения № 1304-р рекомендовано начислять платежи, а не устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, не носит обязывающего характера и может не применяться лицами, указанными в пункте 1 распоряжения. Суд апелляционной инстанции не дал оценку тому, что в отношении передвижного дома-общежития «Бранденбург», расположенного по адресу: пер. Спортивный, 12, дома по пер. Жукова, д. 17, Администрация как представитель собственника имущества (Муниципальное образование «Город Горно-Алтайск») в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации вправе была установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а не рекомендовать МУП «Комбинат коммунальных предприятий» использовать предельный платеж, установленный оспариваемым Распоряжением № 1304-р. Судом необоснованно указано, что размер тарифа на тепловую энергию устанавливается органом государственного регулирования, поскольку в пункте 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) и в силу статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» действовал договорной тариф на отопление и Администрация в целях не ухудшения положения лиц, проживающих в этом доме вправе была рекомендовать МУП «Комбинат коммунальных предприятий» использовать предельный платеж на отопление в отношении дома, расположенного по пер. Спортивный, 12, который не превышал ранее действовавший тариф на отопление. Полагают необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Распоряжение № 1304-р нарушает права собственников и нанимателей жилых помещений, поскольку в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений вообще не вправе регулировать вопросы установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Считают, что оспариваемые нормативные акты не устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а регулируют иные правоотношения, а именно: предоставление субсидий в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Республики Алтай, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции допущено не было.
Постановлением Администрации города Горно-Алтайска от 16 сентября 2014 N 73 утверждении порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению города Горно-Алтайска (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению города Горно-Алтайска, в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением услуг по содержанию и ремонту жилого помещения на основании предельных платежей, установленных Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска.
Пунктом 3 Порядка установлено, что критерием отбора УК, ТСЖ, ЖК и СПК на предоставление субсидии является наличие недополученных доходов, связанных с предоставлением услуг по содержанию и ремонту жилого помещения гражданам, установившим индивидуальные приборы учета на коммунальные ресурсы по холодному и (или) горячему водоснабжению (за исключением граждан, в жилых помещениях которых отсутствует техническая возможность их установки), проживающим в многоквартирных домах города Горно-Алтайска по адресам, указанным в Приложении к настоящему Порядку, по предельным платежам, установленным Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска.
Согласно абзацу 3 пункта 6 Порядка основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоответствия УК, ТСЖ, ЖК и СПК критерию, установленному в пункте 3 настоящего Порядка.
Пунктом 1 Распоряжения Администрации города Горно-Алтайска от 9 октября 2014 N 1304-р рекомендовано управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, отоплению жилого помещения населению города Горно-Алтайска, проживающему в городе Горно-Алтайске:
начисление платежей за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения осуществлять по предельным платежам, указанным в приложении N 1 к настоящему Распоряжению;
начисление платежей за услуги по отоплению жилого помещения осуществлять по предельным платежам, указанным в приложении N 2 к настоящему Распоряжению.
Приложение N 1 к Распоряжению Администрации города Горно- Алтайска от 9 октября 2014 N 1304-р содержит установленные размеры предельных платежей населения г. Горно – Алтайска за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и предельные размеры субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению с указанием на соответствующие адреса жилых домов.
Приложение N 2 к Распоряжению Администрации города Горно-Алтайска от 9 октября 2014 N 1304-р подержит указание на размер предельных платежей населения г. Горно – Алтайска за услуги по отоплению жилого помещения и предельные размере субсидий.
Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из местных бюджетов устанавливается соответственно муниципальными правовыми актами местной администрации (абзац 3 части 1 статьи 78.1).
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из местных бюджетов устанавливаются местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления (абзац 4 части 1 статьи 78.1).
В решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (абзац 2 части 2 статьи 78.1).
Согласно части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу требований части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Порядок расчета и внесения платы ха коммунальные услуги определены "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила).
Согласно пункту 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Руководствуясь указанными нормами права, регулирующими правоотношения, на регулирование которых направлены оспариваемые постановление и распоряжение администрации г. Горно -Алтайска, принимая во внимание, что представление субсидии в соответствии с установленным в постановлении Порядком поставлено в зависимость от начисления платежей за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, а также начисления платежей за услуги по отоплению жилого помещения в размере предельных платежей, утвержденных оспариваемым распоряжением, а также принимая во внимание, что в отношении включенных в перечни домов принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, судебная коллегия апелляционного суда пришла к правильному выводу о принятии администрацией г. Горно – Алтайска нормативных актов с превышением полномочий, оспариваемые нормативные акты противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку не опровергают правильности его выводов, нарушений норм права не подтверждают.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что установленные предельные размеры платежей населения носят рекомендательный характер, поскольку как следует из содержания оспариваемых нормативных актов, начисление платы в размере, установленном с нарушением требований законодательства, является условием представления субсидии, является критерием для отбора лиц – получателей субсидий, что следует из буквального содержания Порядка предоставления субсидий.
Доводы кассационной жалобы, основанные на том, что в отношении отдельных жилых домов администрация вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку принятие нормативного акта не направлено на установление платы в порядке, установленном частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отметить, что использованная в оспариваемых нормативных актах терминология допускает неоднозначность и противоречивость их истолкования и применения, что подтверждается в том числе доводами, изложенными в кассационной жалобе, что также является основанием для признания нормативных актов недействующими. Наличие полномочий у органа местного самоуправления на установление порядка, объема и условий представления субсидий из местного бюджета не свидетельствует о возможности их произвольного установления с нарушением актов, имеющих большую юридическую силу. Доводы жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в суде, основаны на неверном истолковании норм материального права, обоснованно были признаны апелляционным судом несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи