ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-9440/2022 от 12.05.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-9440/2022

город Москва 12 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Склярука С.А.,

судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - председателя Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области Белокопытова Андрея Андреевича (направленную почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Калининского районного суда Тверской области от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 8 декабря 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Калининского района Тверской области Присмотровой Юлии Валерьевны, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании действий и решений незаконными.

Заслушав доклад судьи Склярука С.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Калининского района Тверской области Присмотрова Ю.В., действующая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области, обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Совету депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении требований действующего законодательства и процедуры по принятию решения о проведении 3 марта 2021 года 55 очередного заседания в закрытом режиме; результатов голосования по вопросу «Об отмене решения от 2 сентября 2020 года № 100 «О безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым в государственную собственность Тверской области»; решений от 3 марта 2021 года № 124 «О назначении старост сельских населенных пунктов муниципального образования Эммаусское сельского поселения Калининского района Тверской области», № 125 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 9 октября 2019 года № 41/1 «Об утверждении тарифа за найм муниципального жилья на территории Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области» и № 126 «Об отмене решения от 2 сентября 2020 года № 100 «О безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым в государственную собственность Тверской области».

Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что административным ответчиком нарушен порядок формирования повестки 55 очередного заседания Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, а именно включение в нее 2 марта 2021 года дополнительного вопроса, проведение указанного заседания в закрытом режиме при отсутствии на то оснований и вынесение на повторное голосование вопроса об отмене решения от 2 сентября 2020 года № 100.

Определением Калининского районного суда Тверской области от 10 сентября 2021 года прекращено производство по делу в части защиты прокурором прав, свобод и законных интересов муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области, в связи с отказом от заявленных требований в указанной части.

Определением Калининского районного суда Тверской области от 15 сентября 2021 года административное исковое требование о признании незаконным решения от 3 марта 2021 года № 125 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 9 октября 2019 года № 41/1 «Об утверждении тарифа за найм муниципального жилья на территории Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области» выделено в отдельное производство.

Решением Калининского районного суда Тверской области от 28 сентября 2021 года признаны незаконными действия Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, выразившиеся в нарушении требований действующего законодательства и процедуры по принятию решения в протокольной форме от 3 марта 2021 года о проведении 55 очередного заседания Совет Депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области 3 марта 2021 года в закрытом режиме; решение Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области от 3 марта 2021 года № 124 «О назначении старост сельских населенных пунктов муниципального образования Эммаусское сельского поселения Калининского района Тверской области»; решение (результаты голосования) Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области от 3 марта 2021 года № 126 «Об отмене решения от 2 сентября 2020 года № 100 «О безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым в государственную собственность Тверской области», а также с Совета депутатов муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» в доход бюджета муниципального образования Калининский район взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 8 декабря 2021 года решение Калининского районного суда Тверской области от 28 сентября 2021 года изменено в части исключения из абзаца 5 резолютивной части решения фразы «(результаты голосования)». В остальной части решение Калининского районного суда Тверской области от 28 сентября 2021 года оставлено без изменения.

В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика - председатель Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области Белокопытов А.А. ставит вопрос об отмене решения Калининского районного суда Тверской области от 28 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 8 декабря 2021 года, с направлением административного дела на новое рассмотрение в Калининский районный суд Тверской области.

Представители административного ответчика Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области по доверенности Шмелев А.В. и заинтересованного лица ООО «КВАДРО» по доверенности Посадков А.Н. в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности Кузьменко О.Ю. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.

Прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никонорова О.Е. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.

Так, согласно статье 2 части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.Положениями части 2 статьи 33 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении ими местного самоуправления и участии в таковом.

В части 8 статьи 27 Устава Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области (далее - Устав) предусмотрено, что на заседаниях Совета депутатов поселения вправе присутствовать жители поселения, представители общественных объединений, должностные лица администрации поселения и представители других органов местного самоуправления, представители органов государственной власти.

Аналогичные положения закреплены в пункте 6 статьи 16 Регламента Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Согласно пункту 9 Устава порядок созыва, подготовки и проведения заседания Совета депутатов поселения, порядок рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, а также правила организационно-технического обеспечения заседаний устанавливаются Регламентом.

По общему правилу, заседания Совета депутатов проводятся открыто (пункт 5 статьи 16 Регламента). По решению Совета депутатов может быть проведено закрытое заседание по вопросам, связанным с нормами этики, государственной тайной, а также в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 13 статьи 16 Регламента).

Как установлено судами при рассмотрении административного дела, в предварительную повестку № 55 очередного заседания Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области (четвертого созыва), назначенного на 3 марта 2021 года на 17 часов 00 минут по московскому времени, было включено 3 вопроса:

1. О назначении старост сельских населенных пунктов; муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области;

2. О внесении изменений в решение Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 9 октября 2019 года № 41/1 «Об утверждении тарифа за найм муниципального жилья на территории Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области»;

3. Разное.

Как следует из протокола 55 очередного заседания Совета Депутатов от 3 марта 2021 года, перед открытием заседания председателем Совета депутатов Белокопытовым А.А. предложено сделать его закрытым в связи с тем, что гражданин Галашан С.Н. категорично отказался надеть средство индивидуальной защиты (маску). Большинством голосов депутаты проголосовали за проведение заседания Совета в закрытом формате.

Впоследствии Галашан С.Н. заявил, что его не обеспечили маской перед входом в административное здание, категорично отказался покинуть зал заседаний Совета депутатов, тем самым создал обстановку для срыва заседании Совета депутатов.

В целях установления общественного порядка в зале заседания
председательствующий позвонил в полицию.

Галашан С.Н. покинул зал заседания в 17 часов 55 минут.

В ходе проведения 55 очередного заседания Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области принято решение о принятии повестки дня со следующими вопросами:

1. О назначении старост сельских населенных пунктов муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области;

2. О внесении изменений в решение Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 9 октября 2019 года № 41/1 «Об утверждении тарифа за найм муниципального жилья на территории Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области»;

3. Об отмене решения от 2 сентября 2020 года № 100 «О безвозмездной передачи земельного участка с кадастровым в государственную собственность Тверской области;

4. Разное.

На указанном заседании Советом Депутатов большинством голосов приняты, в том числе решения № 124 «О назначении старост сельских населенных пунктов муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области» и № 126 «Об отмене решения от 2 сентября 2020 года № 100 «О безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым в государственную собственность Тверской области».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные решения и действия Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области по проведению 55 очередного заседания в закрытом режиме являются незаконными.

С этими выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда, указав, что из протокола от 3 марта 2021 года № 55 следует, что заседание Совета депутатов проведено в закрытом режиме только в связи с тем, что один из присутствующих в зале - Галашан С.Н. отказался воспользоваться средством индивидуальной защиты органов дыхания (надеть маску). Однако закон не предусматривает в данном случае возможности отступать от общего принципа проведения заседания в открытом режиме. В связи с изложенным, суд первой инстанции верно указал, что решение о проведении заседания Совета депутатов в закрытом режиме не может быть принято произвольно. Оснований для проведения 3 марта 2021 года 55 очередного заседания Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области в закрытом режиме не имелось.

При этом судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции необходимо изменить, исключив из абзаца 5 резолютивной части решения фразу «(результаты голосования)», поскольку заявленные административным истцом доводы в этой части расцениваются как основание для удовлетворения требования о признании соответствующего решения Совета депутатов незаконным.

Указанные выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению при разрешении возникшего административного спора, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с приведенными выше выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, по сути, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает. В этой части доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, либо опровергали бы изложенные в обжалуемых судебных актах выводы судов.

В частности, приведенные в кассационной жалобе доводы о неправильном применении норм материального права, в связи с неприменением при разрешении возникшего административного спора норм главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании соответствующих норм гражданского законодательства, в силу чего не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.

Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Калининского районного суда Тверской области от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 8 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика - председателя Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области Белокопытова Андрея Андреевича - без удовлетворения.

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 26 мая 2022 года.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи