ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-9479/2022 от 12.05.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-9479/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2022 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 18 марта 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Демина А.С. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 декабря 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-1743/2021).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Демину А.С. о взыскании земельного налога за 2017 год в размере 19891 руб. и пени по нему в размере 177 руб. 70 коп., мотивируя требования тем, что налогоплательщик, будучи собственником земельного участка, не исполнил обязанность по своевременной уплате земельного налога.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 декабря 2021 года, предъявленные к взысканию суммы с Демина А.С. взысканы.

В кассационной жалобе Демина А.С. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в спорный налоговый период (2017 год) Демин А.С. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 5377 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, вид разрешенного использования – под зданием столовой, приобретенного им в 2014 году вместе с расположенным на земельном участке зданием столовой.

Демину А.С. направлялись налоговое уведомление от 23 июня 2018 года № 4093043 об уплате земельного налога за 2017 год в размере 19 891 руб. не позднее 3 декабря 2018 года;

требование по состоянию на 8 января 2019 года № 350 об уплате в срок до 18 февраля 2019 года земельного налога в размере 19891 руб., пени за период с 4 декабря 2018 года по 7 января 2019 года в размере 177 руб. 70 коп.

Определением мирового судьи судебного участка № 6 в г. Смоленске от 18 декабря 2020 года отменен судебный приказ мирового судьи от 18 апреля 2019 года о взыскании с Демина А.С. недоимки по земельному налогу и пени.

Удовлетворяя требования налоговой инспекции, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности заявленных требований.

При этом признали правильным исчисление земельного налога исходя из ставки земельного налога в размере 1,5% в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «под зданием столовой», который был изменен с 2 декабря 2020 года на вид «для ведения личного подсобного хозяйства».

В кассационной жалобе административный ответчик приводит доводы о несогласии исчисления подлежащего к уплате земельного налога за 2017 год исходя из вышеуказанной налоговой ставки, указывая, что земельный участок приобретался для ведения личного подсобного хозяйства, вид разрешенного использования земельного участка «под здание столовой» был определен неверно, поскольку находящийся на нем объект под столовую не использовался, после изменения статуса нежилого здания на жилой дом в 2020 году был изменен и вид разрешенного использования земельного участка.

Проверяя приведенный довод, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков (пункт 1).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2).

Решением Совета депутатов Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 26 апреля 2017 года утверждено Положение о земельном налоге на территории Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (вступившее в силу с 1 января 2017 года), установленные которым ставки земельного налога не превышают установленные статьей 394 Налогового кодекса РФ.

В этой связи исчисление земельного налога за 2017 год в отношении принадлежащего Демину А.С. земельного участка с видом разрешенного использования «под зданием столовой» исходя из ставки 1,5% соответствует нормам материального права, а доводы кассационной жалобы об обратном являются несостоятельными.

При этом утверждения о том, что суды не учли техническую ошибку в виде привязки к земельному участку Демина А.С. гостиницы, устраненной лишь 10 июля 2020 года, вследствие этого - неверное определение кадастровой стоимости земельного участка, на правильность выводов судов нижестоящих инстанций также не влияет, так как в материалах дела отсутствуют подтверждения тому, что кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой исчислялся земельный налог за 2017 год, была установлена в ином размере.

Иных доводов в жалобе не содержится.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Демина А.С. судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Демина А.С. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий С.А. Склярук

Судьи: Е.Д. Смирнова

С.В. Сорокин

Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 мая 2022 года