ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-9756/2022 от 18.05.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-9756/2022

г. Москва 18 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Жудова Н.В., Шеломановой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 февраля 2022 года, вынесенное по административному делу № 2а-1045/2021 по административному исковому заявлению Рославльского межрайонного прокурора к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

заслушав доклад судьи Жудова Н.В., объяснения представителя ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» Гришиной Н.Ю., представителя ГУ МЧС России по Смоленской области Николаевскую В.А., представителя административного истца прокурора Смирнову М.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Рославльский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее по тексту – МТУ Росимущества), в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика по не принятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером №67-у-0163, расположенного на территории областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ») по адресу: <адрес>.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать МТУ Росимущества в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению готовности к использованию по предназначению, техническому обслуживанию, надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, указанного защитного сооружения (убежища), а именно: произвести ремонт защитного сооружения в объеме, необходимом для безопасного пребывания укрываемых в военное время, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения, укрываемых в нем лиц; привести в исправное состояние входы и аварийные выходы в защитном сооружение; привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование защитного сооружения; провести оценку технического состояния защитного сооружения, ограждающих его конструкций и защитных устройств, системы вентиляции и герметичности сооружения, систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств; провести техническое обслуживание и ремонт технических систем защитного сооружения; провести ремонт средств связи и оповещения; произвести мероприятия, направленные на накопление и восполнение запаса средств индивидуальной защиты.

В обоснование административного иска указал, что названное убежище находится в федеральной собственности, однако к приему укрываемых не готово, мероприятия по обеспечению сохранности, поддержанию в постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию не проводятся, каких-либо договоров, соглашений, направленных на сохранение данного имущества, не заключалось.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» и администрация МО «Рославльский район» Смоленской области.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 12.10.2021 г. признано незаконным бездействие МТУ Росимущества по непринятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением защитного сооружения (убежища) с инвентарным номером 67-у-0163; на МТУ Росимущества возложена обязанность принять организационные меры по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны путем финансирования расходов ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» на мероприятия по приведению защитного сооружения в надлежащее состояние. На ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» возложена обязанность с момента поступления финансирования в течение одного года провести следующие мероприятия: произвести ремонт защитного сооружения в объеме, необходимом для безопасного пребывания укрываемых в военное время, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения, укрываемых в нем лиц; привести в исправное состояние входы и аварийные выходы в защитном сооружении; привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование защитного сооружения; провести оценку технического состояния защитного сооружения, ограждающих его конструкций и защитных устройств, системы вентиляции и герметичности сооружения, систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств; провести техническое обслуживание и ремонт технических систем защитного сооружения; провести ремонт средств связи и оповещения; произвести мероприятия, направленные на накопление и восполнение запаса средств индивидуальной защиты. В иске к администрации МО «Рославльский район» отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 февраля 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным бездействия МТУ Росимущества по непринятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением указанного защитного сооружения на территории ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», и возложения на МТУ Росимущества обязанности принять организационные меры по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежище № 67-у-0163) путем финансирования расходов ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» на мероприятия по приведению защитного сооружения в надлежащее состояние.

Постановлено принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований к МТУ Росимущества отказано.

В остальной части решение суда изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: признать незаконным бездействие ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» по непринятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением защитного сооружения (убежища) с инвентарным номером 67-у-0163, расположенного на территории ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» по адресу: <адрес>.

Обязать ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению готовности к использованию по предназначению, техническому обслуживанию, надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, указанного защитного сооружения (убежища), в соответствии с которыми:

- произвести ремонт защитного сооружения в объеме, необходимом для безопасного пребывания укрываемых в военное время, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ;

- выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения, укрываемых в нем лиц;

- привести в исправное состояние входы и аварийные выходы в защитном сооружении;

- привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование защитного сооружения;

- провести оценку технического состояния защитного сооружения, ограждающих его конструкций и защитных устройств, системы вентиляции и герметичности сооружения, систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств;

- провести техническое обслуживание и ремонт технических систем защитного сооружения;

- провести ремонт средств связи и оповещения;

- произвести мероприятия, направленные на накопление и восполнение запаса средств индивидуальной защиты.

В части отказа в административном иске к Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 марта 2022 года, ставится вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, по мотиву неправильного применения норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее – Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В силу статьи 7 Закона № 28-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее - Порядок №1309), к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

В целях сохранения имеющегося фонда - защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).

Из дела видно, что по адресу: <адрес>, расположено отдельно стоящее защитное сооружение (убежище) вместимостью 100 человек, общей площадью 509,5 кв.м.

Согласно паспорту убежища, организацией, эксплуатирующей убежище, является ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», дата приемки в эксплуатацию – 28 декабря 1984 года (л.д. 14-15). Убежище находится на балансе ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», что подтверждается актом инвентаризации от 10.07.2018 г. (л.д.18).

Данный объект внесен в реестр федерального имущества 18 июня 2008 года, правообладателем которого значится Российская Федерация.

На основании распоряжения Администрации Смоленской области от 17 декабря 2010 года №1901-р/адм, защитное сооружение принято в государственную собственность Смоленской области.

По результатам оценки доказательств суд апелляционной инстанции, установив, что спорное защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в собственности Смоленской области, содержится ненадлежащим образом, пришел к выводу о том, что ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», как эксплуатирующей организацией, допущено незаконное бездействие в виде непринятия мер по надлежащему содержанию указанного объекта, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц по обеспечению возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в определении.

Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.

Вопреки доводам жалобы, на основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил № 583 обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения, к числу которых относится и ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ».

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление ВС РФ № 3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты.

Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, как указывалось выше, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Такой порядок определен в настоящее время статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

В силу пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находится в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации.

Из содержания распоряжения от 17 декабря 2010 года №1901-р/адм следует, что оно принято в целях реализации положений упомянутого Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

При этом, согласно пункту 2 распоряжения, право собственности Смоленской области на спорный объект возникло с 1 января 2011 года, что соответствует абзацу 32 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, согласно которому право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой таким решением о передаче.

Данное распоряжение не отменено и не действующим не признано.

Таким образом, доводы жалобы о том, что убежище по прежнему находится в федеральной собственности следует признать ошибочными.

Выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит верными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ.

Оснований, перечисленных в части 3 статьи 328 КАС РФ и влекущих безусловную отмену апелляционного определения по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Рославльского городского суда Смоленской области от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 25 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи