ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-9833/20 от 02.07.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-9833/2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 02 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Сорокина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Филиной Лидии Ивановны на решение Светского районного суда г. Рязани от 02 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 02 сентября 2019 года по административному делу по административному иску Филиной Ольги Борисовны, Филиной Лидии Ивановны к администрации г.Рязани в лице главы Рязанской городской администрации, Управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани в лице Отдела по учету и распределению жилья, начальнику Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, его структурного подразделения и должностных лиц об оспаривании действий ( бездействий) ( дело 2а-481/2019),

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П.,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Филина Л.И. и Филина О.Б. обратились в суд с административным иском к администрации г.Рязани, Управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, начальнику Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства о признании незаконными действий.

В обоснование своих требований истцы указали, что 08.01.1986 года решением Исполкома Московского районного Совета народных депутатов г.Рязани № 5 Филина Л.И. с составом семьи -3 человека была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п.1 и 5 ст. 29 ЖК РСФСР и поставлена на учет в отделе по учету и распределению жилья (общая очередь) под № 1115.

26.02.1996 года на основании Постановления префекта Московского округа мэрии Рязани № 25 Филина Л.И. была поставлена в льготную очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, дающую право на получение жилья во внеочередном порядке, в составе семьи супруга - ФИО9, под номером 147.

Однако, из представленной Управлением дополнительной поддержки, социальной помощи и распределения жилья администрации г.Рязани сведений следует, что в момент постановки Филиной Л.И. в очередь ее порядковый номер по общему списку значился как 1880.

По мнению истцов, Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (единая и льготная очереди) имеют признаки материального подлога: множественные рукописные приписки в части порядковых номеров очереди, не соответствуют установленной форме, не скреплены подписями должностных лиц, в них отсутствует указание на время подачи заявлений.

25.12.2018 года Управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в лице начальника управления - Ковалева И.В. было отказано Филиной О.Б. в предоставлении книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части сведений, затрагивающих права и законные интересы административных истцов, включая сведения о дате поступления заявления Филиной Л.И. о постановке на учет в Исполком Московского районного совета народных депутатов г.Рязани. 26 декабря 2018 года Филиной О.Б. были предоставлены для ознакомления учетные дела Филиной Л.И. и ФИО9, в которых листы дел не прошиты, не пронумерованы, скреплены канцелярской скрепкой, документы не заверены, лист-заверитель отсутствует, обложки не соответствуют требованиям ГОСТов, что позволяет заинтересованным лицам беспрепятственно изымать и вкладывать туда документы.

Истцам было отказано в предоставлении для ознакомления Книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, которые велись отделом по учету распределению жилья исполкома Московского районного Совета народных депутатов г.Рязани, велись отделом по учету распределению жилья префектуры Московского района г.Рязани, ведомостей прихода и расхода жилой площади, которая велась в период с 1985 го по 2005 год.

Таким образом, в результате действий (бездействия) ответчиков, выразившихся в несоблюдении требований нормативных правовых актов при ведении и оформлении учетных дел Филиной Л.И. и ФИО9 были нарушены права административных истцов на ведение их учетных дел в соответствии с требованиями законодательства, а в итоге - имущественные права, права на предоставление жилого помещения в разумный срок, закрепленные ст. 40 Конституции РФ.

С учетом уточнений, административные истцы просили:

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани, выразившиеся в не обеспечении оформления (составления) учетного дела Филиной Л.И. и учетного дела ФИО9 в соответствии с требованиями Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06 февраля 2002 года и требованиям ГОСТ 179 14-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования», установленных к обложкам дел длительных сроков хранения (более 10 лет), - незаконными;

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани, выразившиеся в оформлении (составлении) учетного дела Филиной Л.И. и учетного дела ФИО9 посредством скрепления листов (материалов) этих учетных дел канцелярскими скрепками и вложения материалов учетных дел Филиной Л.И. и ФИО9 в канцелярские папки из картона на завязке, не соответствующие требованиям ГОСТ 17914 - 72 Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования», установленных к обложкам дел длительных сроков хранения (более 10 лет), - незаконными;

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани, выразившиеся в не обеспечении надлежащего ведения и хранения учетного дела Филиной Л.И. и учетного дела ФИО9 - незаконным;

обязать Администрацию г. Рязани и Отдел по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани привести учетные дела ФИО9 и Филиной Л.И. в соответствие с положениями жилищного законодательства, требованиями Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных Приказом Министерства культуры РФ от 31 марта 2015 г.. 526, требованиями Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06 февраля 2002 года и требованиями ГОСТ 17914 - 72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования» к обложкам дел длительных сроков хранения (более 10 лет);

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани, выразившиеся в нарушении сроков хранения:

- Протокола Комиссии по распределению жилой площади от 27.12.1985 г. № 46 и документов (заявки, списки, справки к ним),

- Протокола Комиссии по распределению жилой площади от 26.02.1996 г. №3 документов (заявки, списки, справки к ним),

- Журнала регистрации жилого фонда, которая велся в период с 1985 года по 2005 год,

- Ведомостей прихода и расхода жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год,

- Книги учета выдачи ордеров на жилую площадь, которая велась в период с 1985 года по 2005 год,

- Списков граждан, нуждающихся в жилой площади, которые составлялись в период с 1986 года по 2019 год,

- Списков очередности граждан на получение жилых помещений, в том числе отдельных списков граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное обеспечение жилой площадью, за период с 1986 года по 2019 год,

- Книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, - незаконными;

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани (Административные ответчики), выразившиеся в утрате документов постоянного и длительного сроков хранения, включая:

- Протокол Комиссии по распределению жилой площади от 27.12.1985 г. № 46 и документов (заявки, списки, справки к ним),

- Протокол Комиссии по распределению жилой площади от 26.02.1996 г. документов (заявки, списки, справки к ним),

- Журнал регистрации жилого фонда, которая велся в период с 1985 года по 2005 год,

- Ведомости прихода и расхода жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год,

- Книгу учета выдачи ордеров на жилую площадь, которая велась в период с 1985 года по 2005 год,

- Списки граждан, нуждающихся в жилой площади, которые составлялись в период с 1986 года по 2019 год,

- Списки очередности граждан на получение жилых помещений, в том числе отдельных списков граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное обеспечение жилой площадью, за период с 1986 года по 2019 год,

- Книгу регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, - незаконными;

обязать Администрацию г. Рязани и Отдел по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани осуществить розыск, указанных в пункте 6 документов жилищного учета, относящихся к фонду Отдела по учету и распределению жилья, и в случае их утраты восстановить данные документы;

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани, выразившиеся в переписывании во внутреннем порядке Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, - незаконными;

обязать Администрацию г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани (Административные ответчики) осуществить розыск Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, и в случае её утраты восстановить эту Книгу учета;

обязать Администрацию г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани восстановить записи в Книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, в том порядке, который был до переписывания этой Книги учета;

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани, выразившиеся в приеме - передаче документов по жилищному учету, относящихся к фонду Отдела по учету и распределению жилья, без составления соответствующих актов приема передачи документов и описей данных документов при реорганизации структурных подразделений Администрации г. Рязани посредством исключения Отдела по учету и распределению жилья из структуры Управления дополнительных мер социальной поддержки, социальной помощи и распределения жилья Администрации г. Рязани и включения в структуру Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани, - незаконными;

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья, выразившиеся в приеме - передаче документов по жилищному учету, относящихся к фонду Отдела по учету и распределению жилья, без составления соответствующих Актов приема - передачи документов и описей данных документов при реорганизации структурных подразделений Администрации г. Рязани посредством исключения Отдела по учету и распределению жилья из структуры Управления по жилью Администрации г. Рязани и включения в структуру Управления дополнительных мер социальной поддержки, социальной помощи и распределения жилья Администрации г. Рязани, - незаконными;

признать действия (бездействие) Администрации г. Рязани, Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани и начальника данного Управления - ФИО11, выразившиеся в отказе Филиной О.Б. в предоставлении в целях ознакомления документов, относящихся к фонду Отдела по учету и распределению жилья, не содержащих информацию ограниченного доступа, а именно:

- Книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, в части информации, которой непосредственно затрагиваются законные права и интересы Филиной Л.И. и Филиной О.Б., - незаконными;

обязать Администрацию г. Рязани, Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани и начальника данного Управления - ФИО11 предоставить Филиной О.Б. в целях ознакомления и снятия копий с использованием технических средств Книгу регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, в части информации:

- о порядковом номере, дате подачи и дате поступления на рассмотрение в комиссию по жилищным вопросам заявления о постановке в очередь на жилье на общих основаниях, поданного Филиной Л.И., о предложениях комиссии (с указанием даты), о решении (с указанием даты и номера) и об уведомлении заявителя о приятом решении (дата, номер письма), и

- о порядковом номере, дате подачи и дате поступления на рассмотрение в комиссию по жилищным вопросам заявления о постановке в очередь на жилье на льготных основаниях, поданного ФИО9, о предложениях комиссии (с указанием даты), о решении (с указанием даты и номера) и об уведомлении заявителя о приятом решении (дата, номер письма);

обязать Администрацию г. Рязани и Отдела по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани привести жилищный учет (ведение и хранение) документов, относящихся к фонду Отдела по учету и распределению Жилья, который велся (ведется) данным Отделом в составе Исполкома Московского района Совета народных депутатов г. Рязани и в составе его правопреемников, включая Управление энергетики и ) ЖКХ Администрации г. Рязани, за период с 01.01.1985 года по 01.08.2019 года, в соответствие с требованиями закона и нормативных правовых актов.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 02 сентября 2019 года в удовлетворении требований административным истцам отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 20 ноября 2019 года данное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Филиной Л.И. без удовлетворения.

В кассационной жалобе, дополнениях к кассационной жалобе, административный истец просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотиву неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального права. Указывает на незаконность вывода суда, о пропуске истцами срока на обращение в суд с данными требованиям.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из судебных актов и установлено судами, 08.01.1986 года решением Исполкома Московского районного Совета народных депутатов г.Рязани № 5 Филина Л.И. на основании протокола Комиссии по распределению жилой площади от 27.12.1985 г. №46 с составом семьи - 3 человека была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п.1 и 5 ст. 29 ЖК РСФСР и поставлена на учет в отделе по учету и распределению жилья (общая очередь).

26.02.1996 года Постановлением префекта Московского округа мэрии Рязани №25 Филина Л.И. на основании протокола Комиссии по распределению жилой площади от 26.02.1996 г. №3 была поставлена в льготную очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, дающую право на получение жилья во внеочередном порядке, в составе семьи супруга - ФИО9

В связи с указанными обстоятельствами на Филину Л.И. и на ФИО9 заведены учетные дела.

26 декабря 2018 года административным истцам были предоставлены для ознакомления учетные дела Филиной Л.И. и ФИО9

Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Рязани от 23 августа 2017 года по иску Филиной Л.И. к Управлению дополнительных мер социальной поддержки, социальной помощи и распределения жилья администрации г.Рязани о признании действий незаконными установлено, что учетные дела Филиной Л.И. и ФИО9 составлены в целом в соответствии с требованиями закона, в них имеется обложка с указанием имени и отчества гражданина, его адрес и дата подачи заявления, а также опись необходимых документов, однако, номера дел, соответствующих порядковому номеру в книге учета, на учетных делах отсутствуют, вместе с тем, суд не усмотрел, что в данном случае это обстоятельство каким-либо образом нарушает или может нарушить права Филиной Л.И., поскольку порядковый номер очереди постановки на учет не зависит от номера учетного дела.

Данных о нарушении каких-либо прав истцов ведением и хранением административными ответчиками учетных дел Филиной Л.И. и ФИО13. в том виде, в котором они ведутся и хранятся, не представлено.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия фактов, свидетельствующих о нарушении государственным органом предписаний действующего законодательства и прав административных истцов.

Также суд исходил из пропуска административными истцами трехмесячного срока обращения в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) административных ответчиков, выразившихся в не обеспечении надлежащего ведения и хранения учетного дела Филиной Л.И. и учетного дела ФИО9.

Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены.

Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.

В силу ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Примерными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР № 335 от 31.07.1984 года, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в населенных пунктах Рязанской области, утвержденными Постановлением Президиума и Исполкома Рязанского областного Совета народных депутатов и Президиума Рязанского областного Совета профсоюзов от 25.06.1991 года № 210/10, действовавшими до 1997 года, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в населенных пунктах Рязанской области, утвержденными Постановлением администрации г. Рязани № от 11.11.1997 года, действовавшими до 2006 года, предусматривалось осуществление учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов, в местных органах исполнительной власти.

При этом в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов, в местных органах исполнительной власти предусматривалось ведение следующей документации: книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (единого и отдельного (льготного); учетных дел граждан, книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ведение аналогичной документации предусмотрено Законом Рязанской области от 20.12.2005 года №139-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области».

Из материалов дела следует, что факты нарушения администрацией г. Рязани, Отделом по учету и распределению жилья Управления энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани сроков хранения и утраты ими документов жилищного учета: протокола Комиссии по распределению жилой площади от 27.12.1985 г. №46 и документов (заявки, списки, справки к ним), протокола Комиссии по распределению жилой площади от 26.02.1996 г. №46 и документов (заявки, списки, справки к ним), журнала регистрации жилого фонда, который велся в период с 1985 года по 2005 год, ведомости прихода и расхода жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, книги учета выдачи ордеров на жилую площадь, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.

В материалах дела отсутствуют доказательства передачи из Исполкома Московского районного Совета народных депутатов г.Рязани, префектуры Московского округа мэрии Рязани административным ответчикам протокола Комиссии по распределению жилой площади от 27.12.1985 г. №46 и протокола Комиссии по распределению жилой площади от 26.02.1996 г. №3, журнала регистрации жилого фонда, который велся в период с 1985 года по 2005 год, ведомости прихода и расхода жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, книги учета выдачи ордеров на жилую площадь, которая велась в период с 1985 года по 2005 год, книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилой площади, которая велась в период с 1985 года по 2005 год.

Из пояснений представителей административных ответчиков в суде, письменных отзывов на административный иск, сообщений Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани следует, что Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани не располагает информацией о ведении в период с 1985 по 2005 год книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в Московском райисполкоме г.Рязани, ведомости учета прихода и расхода жилой площади, а также о передаче указанных документов и описей документов (архива) по акту приема- передачи из Московского райисполкома, префектуры Московского округа мэрии г.Рязани в администрацию г.Рязани, Управлению по жилью администрации г.Рязани, Управлению дополнительных мер социальной поддержки, социальной помощи и распределения жилья администрации г.Рязани, Управлению энергетики и ЖКХ администрации г.Рязани, передача указанных документов Управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани не осуществлялась, реестр выданных ордеров с 1986 по 2005 год не велся.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что отсутствие журнала регистрации жилого фонда за период с 1985 по 2005 год, книги учета выдачи ордеров на жилую площадь за период с 1985 года по 2005 год, ведение которых не предусмотрено приведенным выше законодательством в области учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не нарушает прав административных истцов.

Как установлено судами, и подтверждается материалами дела, у административных истцов, а также в учетных делах Филиной Л.И. и ФИО14. имеются уведомление №495 от 18.01.1986 года исполнительного комитета Московского районного Совета народных депутатов о рассмотрении заявления Филиной Л.И. по вопросу обеспечения жилой площадью на заседании Комиссии по распределению жилой площади (протокол № 46) и включении ее 08.01.1986 года в очередь на получение жилой площади за № 1115, уведомление от 26.02.1996 года Префектуры Московского округа мэрии г.Рязани о рассмотрении заявления ФИО9 по вопросу обеспечения жилой площадью на заседании Комиссии по распределению жилой площади (протокол №3) и включении его 26.02.1996 года в очередь на получение жилой площади по единому списку за № 3006 и по льготному списку за №147.

Судом установлено, что постановлением администрации г.Рязани от 25.11.2008 года № ФИО9 снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи со смертью.

В настоящее время Филина Л.И. с составом семьи 2 человека (она и дочь Филина О.Б.) состоит в Управлении энергетики и ЖКХ администрации г. Рязани на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем списке.

Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие у административных ответчиков в настоящее время протокола Комиссии по распределению жилой площади от 27.12.1985 г. № 46 и протокола Комиссии по распределению жилой площади от 26.02.1996 г. №3 прав Филиной О.Б. и Филиной Л.И. на обеспечение жилой площадью, за защитой которого они обратились в суд путем предъявления настоящего иска, не нарушает.

Судом установлено, что Единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, ведутся соответственно в виде Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, иных списков не ведется.

С Книгой учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и Книгой учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, Филина О.Б. была ознакомлена.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют.

При этом как следует из административного искового заявления, административные истцы, обращаясь в суд, не представили достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов данными действиями (бездействием), не были представлены данные доказательства и при рассмотрении дела судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах, поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями административного ответчика прав и законных интересов административных истцов не было приведено, совокупность условий для признания их незаконными отсутствует.

Кроме того, отказывая Филиным в удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции правильно применил ч.8 ст.219 КАС РФ. Установив, что с материалами учетных дел Филиной Л.И. и ФИО9 – Филина О.Б. была ознакомлена как представитель Филиной Л.И. 11.04.2017 года, суд пришел к правильному выводу о том, что именно с момента ознакомления административным истцам стало известно о ненадлежащем ведении и хранении указанных учетных дел.

Однако в суд с настоящим административным иском административные истцы обратились только 25 марта 2019 года, т.е. с пропуском установленного ч.8 ст.219 КАС РФ срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Несогласие административных истцов с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Таким образом, вопреки, доводам кассационной жалобы, разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применили нормы материального права, их регулирующие. Нарушения распределения бремени доказывания судами не допущено. Все доказательства, представленные сторонами в материалы дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемых судебных актах, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты.

Доводы жалобы о неосновательном отказе суда в принятии уточнения к иску были предметом рассмотрения судебных инстанций и отклонены. При этом суды указали на недопустимость одновременного изменения предмета и основания иска.

Вопреки доводам жалобы судебные акты по своему содержанию соответствуют положениям ст. ст. 180, 279, 311 КАС РФ, в них указаны обстоятельства административного дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; нормативные правовые акты, которыми руководствовались суды при принятии решения; доводы сторон также получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.

Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.

Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности их выводов, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.

С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Светского районного суда г. Рязани от 02 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 02 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Филиной Лидии Ивановны без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: