ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-9936/2021 от 06.07.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-9936/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 06 июля 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П. и Трапезниковой И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» на решение Челябинского областного суда от 28 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года по административному делу № 3а-1012/2020 по административному исковому заявлению акционерного общество «Уральская теплосетевая компания» о признании не действующим в части Порядка предоставления в 2019 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утверждённого постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2019 года № 50-П.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., объяснение представителя акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» ФИО1, возражения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю., полагавшего, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2019 г. № 50-П (далее также - Постановление № 50-П) утвержден порядок предоставления в 2019 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (далее также - Порядок), определяющий условия предоставления субсидий, размер субсидий и порядок предоставления субсидий, организациям, осуществляющим теплоснабжение населения по льготным тарифам, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с установлением в соответствии с Законом Челябинской области от 27 июня 2013 г. № 503-ЗО "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" (далее также - Закон № 503-ЗО) льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области.

Постановление от 20 февраля 2019 года N 50-П опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.ru. 22 февраля 2019 года.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Порядок принят высшим исполнительным органом государственной власти Челябинской области в пределах свой компетенции и в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных Законом Челябинской области от 26 декабря 2018 г. № 852-ЗО "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования (абзац первый).

В соотнесении с абзацем вторым указанного пункта предельная сумма субсидий определяется исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, и установленных льготных тарифов для населения на соответствующий финансовый год.

Акционерное общество «Уральская теплосетевая компания» (далее также – АО «УТСК», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании абзаца второго пункта 5 Порядка недействующим, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Общество полагало, что указанная норма не соответствует общим принципам организации отношений и основам государственной политики в сфере теплоснабжения, закреплённым в статье 3 Закона о теплоснабжении, принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, приведённым в статье 7 Закона о теплоснабжении, в частности противоречит принципу обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, ввиду того, что установление предельной суммы субсидии исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), учтенных при регулировании тарифов, ограничивает компенсацию реальных затрат и понесенных экономических потерь на производство и приобретение ресурса, не гарантирует право на получение субсидии, покрывающей полную стоимость отпускаемого товара, что влечет экономические потери для АО "УТСК", которое в связи с прекращением деятельности в качестве единой теплоснабжающей организации утратило возможность учета выпадающих доходов в следующих периодах регулирования и возмещения убытка, полученного по результатам деятельности за 2018 год.

Решением Челябинского областного суда от 28 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 25 мая 2021 г.) АО "УТСК" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым удовлетворить административный иск.

В обоснование указывает, что оспариваемая норма Порядка не позволяет осуществить компенсацию затрат и понесенных экономических потерь на производство и приобретение тепловой энергии в объеме, сверх объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность).

Ссылается на то, что нормы отраслевого регулирования прямо не устанавливают ограничение размера субсидии исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) прогнозируемых при установлении тарифов на соответствующий финансовый год.

Административный истец не соглашается с выводом судов о том, что превышение фактического объема полезного отпуска тепловой энергии населению над плановым значением, учтенным при тарифном регулировании на 2018 год, не подлежит возмещению за счет бюджетных средств, поскольку оспариваемая норма ограничивает размер субсидии, независимо от фактических затрат теплоснабжающей организации.

Относительно изложенных в кассационной жалобе доводов правительством Челябинской области и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения исходя из следующего.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанций, такого рода нарушений не допущено.

В период с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2018 года АО "УТСК" являлось теплоснабжающей организацией в зоне теплоснабжения 01 в Челябинском городском округе.

В период с 2018 по 2019 гг. обществу предоставлялись субсидии в целях компенсации разницы между экономически обоснованным размером тарифов и величиной льготных тарифов, установленных для населения.

В соответствии с положениями раздела V Порядка обществом в 2019 г. в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) направлены документы и заявка на предоставление субсидии в размере 155 390 860,35 руб. на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения населения города Челябинска в зоне теплоснабжения № 01 по льготным тарифам за декабрь 2018 года, определенной исходя из размера превышения фактического объема полезного отпуска тепловой энергии населению за декабрь 2018 г. над прогнозным объемом, в соответствии с которым была выплачена плановая субсидия за декабрь 2018 года.

Заявленная обществом дополнительная сумма субсидий за декабрь 2018 г. (155 390 860,35 руб.) превысила дополнительный размер субсидии АО «УТСК» за декабрь 2018 года, определенный Министерством в сумме 57 402 629,21 руб. в пределах объема полезного отпуска тепловой энергии населению, учтенного при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2018 год, как это предусмотрено пунктом 5 Порядка.

Установив, что превышение суммы субсидии, указанной в заявке обществом обусловлено превышением фактического объема полезного отпуска тепловой энергии населению над плановым значением, учтенным при тарифном регулировании на 2018 год, Министерство, руководствуясь пунктом 5 Порядка сочло, что такие расходы не подлежат возмещению за счет бюджетных средств.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении установлено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Согласно части 14 статьи 10 Закон о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Статьей 2 Закона № 503-ЗО установлено, что право на льготные тарифы на тепловую энергию имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области. Указанным законом также предусмотрена компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов, в виде субсидий за счет средств областного бюджета, предоставляемых юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Льготные тарифы на тепловую энергию для населения ниже установленных экономически обоснованных тарифов, поэтому льготные тарифы не обеспечивают возмещение теплоснабжающим организациям фактических затрат при реализации тепловой энергии населению, в связи с чем субсидии из бюджета Челябинской области предоставляются на возмещение фактических расходов, возникших в связи с реализацией тепловой энергии по льготным ценам.

В целях возмещения недополученных доходов теплоснабжающим организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов Постановлением № 50-П был утвержден оспариваемый Порядок.

В рассматриваемом случае реализация субъектом Российской Федерации полномочий по возмещению ресурсоснабжающей организации расходов, обусловленных установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, осуществляется на основании оспариваемого нормативного правового акта, которым утвержден порядок предоставления субсидий на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию. Сумма указанной компенсации ежегодно предусматривается законами области о бюджете данного субъекта федерации в виде субсидий.

Выделение дополнительных ассигнований сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, связанных с оплатой превышения фактически сложившихся объемов тепловой энергии над плановой величиной, учтенной при тарифном регулировании, Порядком не предусмотрено.

Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав приведенные нормы законодательства и представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый в части региональный нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в рамках осуществления полномочий, с соблюдением установленного законом порядка.

Суды правомерно не усмотрели несоответствия оспариваемых положений Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подробно и аргументированно изложив свои позиции в обжалуемых судебных актах.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Суждение предшествующих судебных инстанций о том, что льготный тариф для населения устанавливается в рамках тарифного регулирования в соответствии с требованиями действующего законодательства на определенный период, на основании данных об объеме полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, представленных регулируемой организацией и необходимой валовой выручки регулируемой организации, в течение этого периода остается неизменным, а установление оспариваемой нормой Порядка размера субсидии, исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, и установленных льготных тарифов для населения на соответствующий финансовый год, соответствует принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленным Законом о теплоснабжении, является правильным

Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании закона.

По существу доходы, полученные АО «УТСК» от реализации дополнительного объема тепловой энергии, превышающего плановый размер полезного отпуска тепловой энергии потребителям, учтенный при тарифном регулировании, являются дополнительными внеплановыми доходами теплоснабжающей организации.

Отсутствие выплаты субсидии из бюджета в отношении сверхпланового объема тепловой энергии, реализованного населению, приводит не к возникновению экономических потерь (убытков), а к уменьшению не предусмотренных при регулировании экономически необоснованных доходов теплоснабжающей организации, подлежащих исключению из тарифов.

Выплата субсидии на весь сверхплановый объем тепловой энергии, реализованный населению в декабре 2018 года, привела бы к получению АО «УТСК» за счет средств бюджета Челябинской области дополнительных внеплановых доходов, не предусмотренных при установлении тарифов на тепловую энергию.

Принимая во внимание, что установленный Порядком механизм субсидирования соответствует установленным Закон № 503-ЗО основаниям для компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, оспариваемые административным истцом положения не могут расцениваться как нарушающие его права.

Механизм определения предельного размера субсидии исходя из отпуска тепловой энергии населению, учтенного при регулировании тарифов на тепловую энергию, и межтарифной разницы между установленными экономически обоснованными и льготными тарифами для населения на соответствующий финансовый год, не противоречит положениям законодательства Российской Федерации

Установив, что какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, абзац второй пункта 5 Порядка не противоречит, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.

Доводы жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которой в постановленных по делу судебных актах дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемые судебные акты вынесены в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые отношения, и с соблюдением норм процессуального права.

Предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Челябинского областного суда от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.

Настоящее определение изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи